СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура 18 века. Открытый урок.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме, "Архитектура 18 века."

Просмотр содержимого документа
«Архитектура 18 века. Открытый урок.»

Музыка, застывшая в камне.

И.В. Гете

Слайд 1.

Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного искусства, искусства сквозь которое можно пройти.

Наверное, мы никогда так и не сможем понять, почему глядя на произведение какого-либо гения в глубинах нашей души начинают происходить неуловимые процессы, заставляющие нас радоваться, издавать восторженные возгласы и бесконечно удивляться.

Ребята, какое искусство имел ввиду Гете под своей знаменитой фразой «Музыка, застывшая в камне».( ответы детей).



На протяжении нескольких уроков мы разбирали эпоху 18 века. И сегодня нам предстоит разобраться в особенностях развития архитектуры этого периода.

Слайд 2.

Итак, тема нашего урока «Архитектура 18 века»

Я хочу обратить ваше внимание на цитату Н.В. Гоголя: «Архитектура- тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».

Что же такое архитектура?

Слайд 3.

Это искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и комплексы. В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения этого искусства. Как называется это слово? ( ответы детей- зодчество).

18 век ознаменовался широким каменным строительством, главным образом в городах. Особое внимание уделялось строительству в Санкт- Петербурге и Москве. Были учреждены комиссии о каменном строительстве, разработан план застройки.

Слайд 4.

Молодой город строился на основе геометрической правильной прямоугольной системы. Застройки улиц и площадей регламентировались по высоте: С-П- 3 этажа, Москва-2 этажа.

Какие события в 18 веке могли оказать влияние на развитие этого явления?

Называют правильные события:

-перенос столицы в С-П ( май 1712г.)

-влияние европейской культуры

-каменное строительство

Слайд 5.

В архитектуре 18 века выделяют следующие архитектурные стили: барокко и классицизм.

Слайд 6.

Барокко- самый нарядный стиль: в переводе с итал.-причудливый, необычный, странный. Один изглавенствующих стилей в архитектуре и искусстве к 16 сер. 18 века.

Слайд 7.

Архитектура барокко полна движения.

Слайд 8.

Ему присуще необыкновенная пышность и нарядность. Стены дворцов густо покрывает причудливая лепнина, здания кажутся больше вылепленными, чем построенными. Архитектура очень красочная.

Раннее барокко в России представлено работами знаменитого архитектора ,создателя стиля «петровское барокко» Доменико Трезини. Слайд 9.

Сообщение ученика о жизни и деятельности Трезини до 5 мин.

Слайд 10.

Как было сказано, в 1706 году Трезини приступил к главному труду строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. Крепость была заложена в 1703 году по совместному проекту Петра Первого и французского инженера Жозефа-де- Герена.

Слайд 11.

Петропавловский Собор в Петропавловской крепости – усыпальница русских императоров. Общая высота 122м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золоченный шпиль ,словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Выполнен по рисунку Трезини и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела.

Слайд 12.

Следующее знаменитое сооружение Трезини здание 12 коллегий ( 1722-1742) для размещения известных вам петровских коллегий. В 1718 году Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это первое правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. В настоящее время является главным зданием С-П университета.

Слайд 13.

Летний дворец Петра 1 в С-П. В 1710 году в летнем саду началось строительство летнего дворца- небольшого двухэтажного каменно здания на берегу Фонтанки. Петр любил селиться около воды, чтобы можно было выйдя из дома спуститься по лестнице к ожидавшей его лодке.

Дом 2-х этажный, прямоугольный в плане, чем-то напоминающий жилище богатого голландского бюргера.

Позднее барокко представлено работами знаменитого архитектора 18 века. Варфоломея Растрелли.

Слайд 14.

Сообщение учащегося о жизни и деятельности Растрелли – до 5 мин.

Слайд 15.

Дворец Дмитрия Кантемира – молдавского государя, писателя, ученого и полит.деятеля.

Слайд 16.

Большой Петергофский дворец-1745-1755 гг.

Основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Первоначально довольно скромный царский дворец в стиле «петровского барокко» 1714-1725 гг. ( архитектор Леблон ) был перестроен Елизаветой по модели Версаля. Длина фасада 268 м.Был практически полностью разрушен во время 2 мировой войны, в 1952г. восстановлен.

Слайд 17.

Петергофский дворец- один из залов.

Слайд 18.

Екатерининский дворец 1717г. Основатель Екатерина1(1723-1727). Официальная летняя резиденция трех российских монархов Екатерины 1, Елизаветы Петровны и Екатерины 2.Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более 100 кг золота ушло на позолоту отделки нового фасада и многочисленных статуй. 30июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясенным российским вельможам и иностранным гостям.

Слайд 19.

В 1754-1762 г. Растрелли строит Зимний дворец.

Основатель Елизавета Петровна. В прошлом главный императорский дворец России. Зимняя резиденция Российских императоров. Это самое грандиозное из его произведений . Здание новое по архитектурной форме. Длинное, вытянутое вдоль набережной кажется вылитым из одного гигантского куска.

Слайд20.

Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй. Это элементы барокко. Впервые, в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны как декоративные украшения. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски. В 1837 году вспыхнул пожар ,после которого здание сильно пострадало. Восстанавливали дворец 15 месяцев. В настоящее время во дворце размещена экспозиция государственного Эрмитажа.

Слайд 21.

Иорданная лестница.

Вход в Зимний дворец через нарядную Иорданную лестницу ( ранее Посольская).

Слайд 22.

Смольный собор.

Православный храм С-П-а входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря на левом берегу Невы. Является также концертной площадкой классической музыки..

В условиях возросших строительных нужд, архитектурные приемы барокко сложные и пышные оказались неприемлимыми, т.к. декоративность стиля требовала значительных материальных затрат. Возник кризис барокко и поиск экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, простая и ясная стала своего рода эталоном красоты и основой формирующегося в России классицизма.

Слайд 23.

Классицизм- культурно-эстетический стиль и направление 17 нач.19века.ориентирован на античное искусство.

Слайд 24.

Характерна простота и ясность форм, строгость линий, простые геометрические формы.

Слайд 25.

Основателем классицизма в архитектуре России является В.И. Баженов. ( сообщение о Баженове до 5 мин). Творения Баженова в основном связаны с Москвой.

Слайд 26.

Макет Большого Кремлевского дворца.

Этому проекту Баженов посвятил несколько лет жизни. Вместо Кремлевских стен архитектор спроектировал сплошной ряд зданий. Кремль он видел не как крепость, а как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Начавшееся строительство в 1772 году стали рыть фундамент, а через год началось строительство которое очень много значило для Баженова. Но вскоре оно прекратилось ввиду нехватки денег. Архивные документы свидетельствуют, что Екатерина 2 выделила на строительство 120 тыс.рублей ( одна модель стоила -50 тыс.рб.).

Слайд 27.

Макет Большого Кремлевского дворца.

Прекращение строительства Кремлевского дворца стало для Баженова большим ударом. Однако он нашел в себе силы работать. Следующим его грандиозным проектом становится Дворец-резиденция Екатерины Второй в Царицыно.

Слайд 28, 29.

Над планировкой и возведением усадьбы в Царицыно архитектор работал 10 лет. Он уже заканчивал строительство, когда Екатерина в 1785г. Посетила Москву и приехала смотреть дворец. Он ей не понравился и она в гневе приказала его сломать до основания. Что ею руководило в тот момент неизвестно. Ведь все чертежи планы императрица всегда рассматривала и утверждала заранее. Часть строений была разрушена. Большая часть сохранилась, однако, сам дворец в том виде в каком он дошел до нас является работой Казакова.

Слайд 30.

Дом Пашкова

Одно из самых знаменитых классических зданий Москвы, ныне принадлежит Российской Государственной библиотеке.

Слайд 31

Другим крупным представителем классицизма в архитектуре является Матвей Федорович Казаков ( 1738-1812гг.). Ученик и друг Баженова.

Сообщение учащегося о жизни и деятельности Казакова.

Слайд 32.

Петровский путевой дворец.

Построен по приказу Екатерины в честь успешного завершения русско-турецкой войны 1768-1774гг. Предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. В настоящее время этот дворец служит местом для проведения торжественных мероприятий.

Слайд 33.

Сенатский Дворец 1776-1787гг.

По приказу Екатерины Второй здание на территории Московского Кремля. Оно должно было служить резиденцией Высшего органа государственной власти Российской империи – Правительствующего Сената. При Советской власти располагался кабинет В.И. Ленина, позднее становится зданием Совета Министров СССР. В настоящее время является рабочей резиденцией президента РФ.

Т.О. архитектура 18 века наглядно продемонстрировала, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в один из культурных центров Европы.

Слайд 34.

Ребята, давайте с вами перечислим характерные черты архитектуры барокко и классицизма.

барокко

классицизм

-окраска фасадов в 2 цвета

-обилие украшений

-торжественная композиция зданий

-различное сочетание колонн

-использование декоративных рельефов

- обилие лепнины, статуй

- контрастность, стремление к пышности.




- ориентация на античную архитектуру

- простота

-ясность

- строгость линий.



А теперь поработаем в группах! Первая группа составляет коллаж по барокко. Вторая – по классицизму. Вы должны обратить внимание на характерные черты, которые вы только что назвали. Фотографий больше. Есть те, которые не относятся к рассматриваемым нами направлениям. ( Класс делится на 2 группы , учащимся раздаются заготовки со зданиями архитектуры и ватман. Группы должны распределить здания по стилям). На работу отводится до 5 минут.

Защита работ.

Заключительная часть.

  1. Ребята, как вы считаете, почему завоеватели пытаются уничтожить памятники архитектуры?

  2. Какие памятники культуры и архитектуры были уничтожены в наше время?

Слайд 35.

В 2001 году в Афганистане талибы уничтожили Бамианские статуи Будды 6 века н.э., которые являются культурным наследием Афганистана.

Слайд 36.

Ирак (2003-2011гг.) – ворота Богини Иштар 575 г. до н.э. были построены в Вавилоне по приказу царя Навуходоносра.

_ Сирия 2016 г Пальмира- один из богатейших городов поздней античности, находится в Сирийской пустыне. Возник как перевалочный пункт, пересекавших Сирийскую пустыню караванов. Невеста пустыни. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Частично разрушена боевиками Игил. 27 марта 22016 года сирийская армия при поддержке российских войск освободила Пальмиру.

Целенаправленное разрушение архитектурных памятников – это прежде всего преступление перед грядущими поколениями, ведь как говорил Ключевский: «Народ не помнящий своего прошлого не имеет и будущего».

И хочу вернуться к цитате Гоголя Слайд 38.

Домашнее задание:

  • 1. Заполнить таблицу «Русская архитектура 18 века».

  • Нарисовать нашу школу в стиле барокко или классицизма.