СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое важное в искусстве речи – это,

во – первых, произнесение,

во – вторых, произнесение,

и, в- третьих, произнесение.

 

         Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

         Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и  подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы языка, губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

         Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.

         Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.  СЛАЙД 2  Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

          Итак, что же такое артикуляционная гимнастика? СЛАЙД 3.  Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

         Детям от 2 до 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети в возрасте 5 – 6 лет и старше, смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

         Артикуляционная гимнастика длится не более 5 – 10 минут и может проводится: СЛАЙД 4

  • Фронтально (с группой), это общеразвивающие упражнения;
  • Индивидуально
  • Подгруппой (3 – 4 человека), это упражнения на определенный звук.

          СЛАЙД 5. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность  –  + идти от простых упражнений к более сложным.

         В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, + с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.   Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, + т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

         После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя + собственные кинестетические ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

         Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является + ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

         Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение правильного произношения. Крайне важно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.  + Для этого мы используем игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно присутствует элемент соревнования и награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. СЛАЙД 6

         Сначала мы знакомим ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых сказок о язычке. СЛАЙД 7  Их в копилке учителя – логопеда великое множество. Описание логопедических сказок сопровождается рисунками и стихотворениями.  Сначала логопед читает стихотворение и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую историю, а так же придумывать свою.  Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

            Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название  СЛАЙД 8  (например, движения широкого кончика  языка  за верхние и нижние зубы – это упражнение «Качели»), к нему подбирается картинка – образ, которая используется мною на занятиях для лучшего запоминания.  СЛАЙД 9. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету  или его движениям при выполнении  упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции.. Не нужно  объяснять ему каждый раз способ    выполнения, достаточно сказать: «покажи лопатку, сделай чашечку» .

           Так, проводя артикуляционную гимнастику, мы обращаем внимание на символы упражнений, которые расположены над зеркалом для индивидуальных занятий. СЛАЙД 10. Картинки меняются в зависимости от изучаемого звука как педагогом, так и самим ребенком.

Картинки – символы используются и в таких игровых пособиях, как:

 СЛАЙД 11 - «Веселая рыбалка»

- «Лепим снеговиков»

-  «Поставь цветы в вазу»

-  «Слон – циркач»

          Артикуляционная игра с кубиками очень нравится детям, СЛАЙД 12 она позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок – символов, как педагогу, так и самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно.

         Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Часто от детей требуют, чтобы они заучили описание артикуляции и использовали зрительный самоконтроль.  СЛАЙД 13 Для более четкого зрительного восприятия на занятиях применяется плоскостной  муляж органов артикуляции «Мой язычок», знакомясь с новым звуком, ребенок узнает, где находится кончик, спинка, корешок языка. Этот способ позволяет продемонстрировать как статику, так и динамику артикуляции, а также смоделировать упражнения, направленные на повышение тонуса языка.

          Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, в своей работе по выполнению артикуляционных упражнений, использую логопедические игрушки. СЛАЙД 14 Это мягкие игрушки с раскрывающимся ртом, которые являются занимательным персонажем в сюжете занятия и создают благоприятный эмоциональный фон.

          СЛАЙД 15.Так же комплекс артикуляционной гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. Играя с язычком, ребенок узнает, что у язычка есть кончик, спинка, корешок. Дети находят части язычка на модели и у себя. Хороший игровой прием для самокоррекции произношения, исследования звуков. Выполняя артикуляционные упражнения, с его помощью происходит соединение движений кистей рук  с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.

         В работе по коррекции артикуляторных расстройств можно использовать дидактическую  куклу СЛАЙД 16 -  Квакушку.

 Квакушка -  вязанная  игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Квакушки связана таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык. Логопед, манипулируя языком лягушки, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко – красный цвет языка улучшает зрительное восприятие артикуляции.

В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят заниматься с такой игрушкой. Её можно использовать как поощрение, предложив провести артикуляционную гимнастику вместе с ней  наиболее старательным детям.

          Слайд 17. С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер – классы, открытые занятия с дошкольниками, оформляю папки – передвижки, информационные буклеты.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное, подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески. СЛАЙД 18

 в статье описаны игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики у детей с нарушениями речи, рекомендации к прведению артикуляционных упражнений