СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Долгосрочный логопедический проект

Тема: « Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

С детьми разновозрастной группы №3

Подготовил учитель - логопед

Карунина Мария Федоровна

















г. Семикаракорск 2021

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников». Данный проект направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по разделу звуковая культура речи, на апробирование инновационных технологий, а также на развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, логопедов, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.

Тип проекта: Творческий, познавательный.

Вид проекта: Долгосрочный.

Сроки реализации: 2021-2022 учебный год.

Участники проекта: Групповой; дети разновозрастной группы № 4, родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Основная образовательная область: Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Актуальность:

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
Язычок мы укрепим и тогда заговорим
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

(Неуймина Т.Б.)

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения, у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции.

Проблема: Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика позволяет сократить сроки автоматизации звуков.

  4. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

  5. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширить и углубить теоретические знания по разделу звуковая культура речи.

  2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

  3. Апробировать инновационные технологии и выработать рекомендации по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

  4. Изучить, обобщить и внедрить в практику опыта коллег.

  5. Развить творческую инициативность детей, родителей и педагогов.

Предполагаемый результат: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий, презентаций, конспектов НОД.

  1. Основной этап.

I. Работа с воспитателями.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми; апробировать инновационные технологии в воспитании правильного звукопроизношения

II. Сотрудничество с родителями.

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений; осуществить личностно-ориентированный подход в коррекции речевых нарушений.

III. Работа с детьми.

Цель: закрепить умения в использовании практических приемов и средств при проведении артикуляционной гимнастики; выработать правильные артикуляционные позы; совершенствовать навык связной речи; укрепить сотрудничество с родителями средствами совместного творчества

3. Заключительный этап.

  • Оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении).

  • Презентация проекта на педагогическом совете;

  • Популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и педагогов.

  • Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы: 

  1. Подготовительный этап.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий, презентаций, разработка конспектов НОД. Приложение 1.

  1. Основной этап.

I. Работа с воспитателями.

1) Семинар – практикум для педагогов логопедических групп ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников» Приложение 2.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.

2) B использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – «Антошка», использование авторского пособия «Логокуб». Приложение 3); адаптированные сказки («Репка», «Язычок на прогулке»). Приложение 4.

Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики.

3) Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»;

Цель: апробировать инновационные технологии разработать рекомендации по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения

II. Сотрудничество с родителями.

  1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения. Приложение 5.

Цель: профилактика речевых нарушений.

  1. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика».

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.

  1. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий). Приложение 6.

Цель: осуществить личностно-ориентированный подход для коррекции речевых нарушений.

  1. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей)

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

III. Работа с детьми.

1.Внедрение в практику освоения навыков проведения артикуляционной гимнастики. Приложение 7.

Цель: закрепить умения в использовании практических приемов и средств при проведении артикуляционной гимнастики.

  1. Слайды по сказкам о весёлом Язычке.

Цель: выработать правильные артикуляционные позы, развивать подвижности органов артикуляции.

Задания родителям и детям – сочинение своих сказок о весёлом Язычке с использованием любимых артикуляционных упражнений. Приложение 8.

Цель: совершенствовать навыки связной речи, укрепить сотрудничество с родителями средствами совместного творчества

3. Заключительный этап.

  • Оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении). Приложение 9.

  • Презентация проекта на педагогическом совете;

  • Популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и педагогов.

  • Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Вывод:

Подводя итоги работы по реализации проекта «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия, у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики. В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно — логопедическим занятиям благодаря использованию артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах. Артикуляционный аппарат детей старшей логопедической группы полностью подготовлен к овладению недостатков звукопроизношения.

Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. В ходе работы был систематизирован практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители в процессе коррекционной работы с детьми.

Список литературы:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

  3. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

  4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

  5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

  6. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

  7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

  8. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

  10. Т.В.Большева «Учимся по сказке». – СПб.: Детство- пресс, 2001.

  11. О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб.:Изд. Дом «Литера», 2004.