Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Если упражнения артикуляционной гимнастики проводятся ежедневно, систематично, то у ребёнка быстрее формируется правильное звукопроизношение. Выполнять её желательно утром перед завтраком или после тихого часа.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день!
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
б) в детском саду с воспитателем или самостоятельно под руководством дежурного ребенка (старший в-т);
в) с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Упражнения усложняются.
5. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
6. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных упражнений.
7. Постепенно увеличивать темп, длительность и количество повторений.
8. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, в стихотворном сопровождении, с хлопками и т.д.
9. Упражнения можно предлагать в виде «Сказки о Весёлом Язычке».
10. Старайтесь, чтобы занятия были регулярными.
Как организовать работу по поведению артикуляционной гимнастики?
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение выполняют все дети одновременно, а воспитатель проверяет правильность выполнения.
Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку:
Улыбнись
Покажи зубы,
Приоткрой рот,
Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Артикуляционная гимнастика желательно проводить используя красочные картинки, игрушки, сказочных героев, сказочные и стихотворные тексты.
Можно использовать красочные картинки и различные пособия, а также сказочных героев или игрушки с язычками.
Артикуляционная гимнастика.
Всего существует два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условны, но важно, чтобы дети их запоминали. Это вызывает интерес ребенка к упражнению и экономит время.
Чтобы обеспечить положительный настрой и поддерживать интерес к изученным упражнениям, можно использовать сказки.
Для губ:
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Для языка:
« Массаж для языка» («НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»). Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Зубами: покусывать язык (кончик, весь язык)
«Лопаточка» («Блинчик»). Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Киска сердится» - «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Чашечка» («Ковшик»). Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу. Губы в улыбке.
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Динамические упражнения
Для губ:
«Бегемотик», «Заборчик» - «Трубочка», «Улыбка» - «Рупор» и другие чередования.
«Останови лошадку». С силой подуть на сомкнутые губы так, чтобы они задрожали.
«Моторчик ». С силой подуть на губы и язык.
Для языка:
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Почистим зубки» (верхние и нижние). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону (язык находится у дёсен, а не скользит по нижнему краю зубов). «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Гармошка» («Грибок растёт»). Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть
«Индюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голоса пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
«Автомат» Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
« Барабанщики » Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Включать в комплекс гимнастики также необходимо упражнения на развитие дыхания. Это следующие упражнения:
«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе.
«Кто дальше загонит мяч» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола.
«Фокус» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Надуй игрушку» Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.