01.За ним завтракают, обедают, ужинают…
02.Суп с добавлением капусты…
03.Посуда для приготовления супа…
04.Сосновый лес с белым мхом…
05.В старину им чистили посуду…
06.Очень горячая вода…
07.Самая близкая звезда к планете Земля…
08.Он похож на насекомых, но не относится к ним…
09.Ёю раскатывают тесто…
10.Их готовят на масленицу…
01.За ним завтракают, обедают, ужинают… (стол)
02.Суп с добавлением капусты… (щи)
03.Посуда для приготовления супа… (кастрюля)
04.Сосновый лес с белым мхом… (бор)
05.В старину им чистили посуду… (песок)
06.Очень горячая вода… (кипяток)
07.Самая близкая звезда к планете Земля… (солнце)
08.Он похож на насекомых, но не относится к ним… (паук)
09.Ёю раскатывают тесто… (скалка)
10.Их готовят на масленицу… (блины)
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Соедините название произведения и автора.
Д.Н.Мамин - Сибиряк «Выскочка»
А.И. Куприн «Кабан»
В.П. Астафьев «Приёмыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица!
Это серый журавль.
Из рассказа «Кабан» Е.И. Чарушина.
Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.
Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И. Куприн.
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…
Лебедь. Рассказ «Приёмыш».
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
-Какие особенности этой птички,
отражённые в загадке, помогли
нам её узнать?
Определите тему урока.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать.
Мать оставалась в его жизни
светлой тенью, воспоминанием,
прикосновением, и он не стал
отягощать тот образ бытовыми
подробностями.
Петр Павлович Астафьев, отец писателя, при всей буйности характера, вызывает противоречивые чувства: и симпатии, и неприязни, и жалости. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли.
Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов.
В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.
Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.
слушать
- Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось?
- Почему стрижонка назвали Скрип?
- Какие чувства пробудила эта история?
- Когда было страшно за стрижонка?
- А в какие моменты тревожно?
Бесцеременно - беззастенчиво и развязно, выходя за границу вежливости.
Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Заполошно - суматошно, неспокойно, взбалмашно.
Лепиться –располагаться, прилепившись к чему-либо наклон-ному.
Яр - крутой берег, обрыв.
По-ше-ве-лил-ся пошевелился
Бес-це-ре-мон-но бесцеремонно
О-ка-зы-ва-ет-ся оказывается
Бе-ре-го-вуш-ки береговушки
Под-сте-ре-га-ют подстерегают
На-бра-сы-ва-лись набрасывались
По-бе-до-нос-но-е победоносное
О-си-ро-тев-шим осиротевшим
Чтение 1 части
- Где и как родился стрижонок?
- Как повел себя стрижонок?
- Хорошо ли ему было в гнездышке?
- Как вели себя птенцы без мамы?
- Что принесла мама птенцам?
На какие микрочасти мы можем поделить эту часть?
1.Рождение Скрипа.
2. Стрижата одни.
3.Возвращение мамы-стрижихи.
Чтение 2 части
О чем говорится в этой части?
- Как вы думаете, почему маме - стрижихе было трудно прокормить стрижонка?
1. Кормление птенцов.
2. Скрип обижен.
3. Жизнь семьи.
Чтение 3 части
-Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О каком качестве характера это говорит?
-Почему мама - стрижиха била за это Скрипа?
- Чего она боялась?
- Знал ли об этом стрижоно?
- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?
1. Любопытство стрижонка.
2. Страх матери.
3. Враги стрижей.
Чтение 4 части
-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?
-Как коршуну удалось победить мать – стрижиху?
-О каком качестве мамы нам рассказал автор
-Как стрижи помогли бедным стрижатам?
-О каком качестве стрижей это говорит?
На какие микрочасти мы поделим 4 часть?
1. Гибель мамы
2. Беда стрижей.
3. Дружные стрижи
справедливость
любовь к детям
решительность
смелость
храбрость
самоотверженность
Поставьте + , если Вы согласны с высказыванием и - ,
если нет.
01. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
02. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
03. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
04. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
05. Скрип был любопытный стрижонок.
06. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
07. Стрижи – очень дружный народ.
08. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
09. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
Подберите строчки к
иллюстрациям из рассказа.
Какие пословицы подходят к рассказу?
Один за всех, все за одного.
Мир не без добрых людей.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Делу – время, потехе – час.
Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает,
оберегает
4. С ней очень хорошо
5. Мать.
1.
1.
4.
5.
2.
7.
3.
6.
Кроссворд к рассказу В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»
По горизонтали :
1. Главный герой рассказа В.П. Астафьева.
2.У кого Скрип отнимал еду?
6. Кто разбудил Скрипа в первое утро?
7. Что сделала мама, когда Скрип пытался получить вторую каплю?
По вертикали:
1.Имя главного героя.
2.Что появилось у Скрипа перед вылетом из гнезда?
3.Любимое лакомство Скрипа…
5.Как было Скрипу под крылом у мамы?
1.
1.
с
4.
к
т
б
р
р
а
5.
и
и
ж
2.
п
т
а
о
е
н
п
п
л
6.
7.
е
о
3.
р
с
о
к
е
т
о
н
с
к
м
т
и
а
н
е
р
у
ы
л
а
Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут клювом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама -стрижиха отдала не ему, а другому малышу. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.
Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул стриж — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого жука. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.
Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.
Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм.
Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни? Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах, а также в городах. В городах чаще всего распространены черные стрижи или белопоясные.
Стрижи могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.
Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!!
- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.
- Какой урок вынесли вы для себя?
- Какое открытие сделали на уроке?
- Чему бы мы могли поучиться у стрижей?
-Хочется узнать, что было дальше?
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за ….
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …