СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Астафьев В.П. Стрижонок Скрип.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Астафьев В.П. Стрижонок Скрип.»

01.За ним завтракают, обедают, ужинают… 02.Суп с добавлением капусты… 03.Посуда для приготовления супа… 04.Сосновый лес с белым мхом… 05.В старину им чистили посуду… 06.Очень горячая вода… 07.Самая близкая звезда к планете Земля… 08.Он похож на насекомых, но не относится к ним… 09.Ёю раскатывают тесто… 10.Их готовят на масленицу…

01.За ним завтракают, обедают, ужинают…

02.Суп с добавлением капусты…

03.Посуда для приготовления супа…

04.Сосновый лес с белым мхом…

05.В старину им чистили посуду…

06.Очень горячая вода…

07.Самая близкая звезда к планете Земля…

08.Он похож на насекомых, но не относится к ним…

09.Ёю раскатывают тесто…

10.Их готовят на масленицу…

01.За ним завтракают, обедают, ужинают… (стол) 02.Суп с добавлением капусты… (щи) 03.Посуда для приготовления супа… (кастрюля) 04.Сосновый лес с белым мхом… (бор) 05.В старину им чистили посуду… (песок) 06.Очень горячая вода… (кипяток) 07.Самая близкая звезда к планете Земля… (солнце) 08.Он похож на насекомых, но не относится к ним… (паук) 09.Ёю раскатывают тесто… (скалка) 10.Их готовят на масленицу… (блины)

01.За ним завтракают, обедают, ужинают… (стол)

02.Суп с добавлением капусты… (щи)

03.Посуда для приготовления супа… (кастрюля)

04.Сосновый лес с белым мхом… (бор)

05.В старину им чистили посуду… (песок)

06.Очень горячая вода… (кипяток)

07.Самая близкая звезда к планете Земля… (солнце)

08.Он похож на насекомых, но не относится к ним… (паук)

09.Ёю раскатывают тесто… (скалка)

10.Их готовят на масленицу… (блины)

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Соедините название произведения и автора.   Д.Н.Мамин - Сибиряк               «Выскочка» А.И. Куприн                                 «Кабан» В.П. Астафьев                            «Приёмыш» Е.И. Чарушин                       «Стрижонок Скрип» М.М. Пришвин                      «Барбос и Жулька»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Соедините название произведения и автора. 

Д.Н.Мамин - Сибиряк               «Выскочка»

А.И. Куприн                                 «Кабан»

В.П. Астафьев                            «Приёмыш»

Е.И. Чарушин                       «Стрижонок Скрип»

М.М. Пришвин                      «Барбос и Жулька»

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И. Чарушина.

Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица!

Это серый журавль.

Из рассказа «Кабан» Е.И. Чарушина.

Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька». А.И. Куприн.

Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».

А.И. Куприн.

Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит… Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…

Лебедь. Рассказ «Приёмыш».

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.

Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста, Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает, Если к нам летит она, Значит, началась весна. -Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать? Определите тему урока.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

-Какие особенности этой птички,

отражённые в загадке, помогли

нам её узнать?

Определите тему урока.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать.  Мать оставалась в его жизни  светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать тот образ бытовыми  подробностями.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать.

Мать оставалась в его жизни

светлой тенью, воспоминанием,

прикосновением, и он не стал

отягощать тот образ бытовыми

подробностями.

Петр Павлович Астафьев, отец писателя, при всей буйности характера, вызывает противоречивые чувства: и симпатии, и неприязни, и жалости. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов.

Петр Павлович Астафьев, отец писателя, при всей буйности характера, вызывает противоречивые чувства: и симпатии, и неприязни, и жалости. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли.

Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов.

В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.

В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.

слушать

слушать

- Понравился ли рассказ? -Что особенно запомнилось? - Почему стрижонка назвали Скрип? Какие чувства пробудила эта история? - Когда было страшно за стрижонка? - А в какие моменты тревожно?

- Понравился ли рассказ?

-Что особенно запомнилось?

- Почему стрижонка назвали Скрип?

  • Какие чувства пробудила эта история?

- Когда было страшно за стрижонка?

- А в какие моменты тревожно?

Бесцеременно  - беззастенчиво и развязно, выходя за границу вежливости.  Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом. Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова. Заполошно  - суматошно, неспокойно, взбалмашно. Лепиться  –располагаться, прилепившись к чему-либо наклон-ному. Яр  - крутой берег, обрыв.      

Бесцеременно - беззастенчиво и развязно, выходя за границу вежливости.

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Заполошно - суматошно, неспокойно, взбалмашно.

Лепиться –располагаться, прилепившись к чему-либо наклон-ному.

Яр - крутой берег, обрыв.

     

По-ше-ве-лил-ся пошевелился Бес-це-ре-мон-но бесцеремонно О-ка-зы-ва-ет-ся оказывается Бе-ре-го-вуш-ки береговушки Под-сте-ре-га-ют подстерегают На-бра-сы-ва-лись набрасывались По-бе-до-нос-но-е победоносное О-си-ро-тев-шим осиротевшим

По-ше-ве-лил-ся пошевелился

Бес-це-ре-мон-но бесцеремонно

О-ка-зы-ва-ет-ся оказывается

Бе-ре-го-вуш-ки береговушки

Под-сте-ре-га-ют подстерегают

На-бра-сы-ва-лись набрасывались

По-бе-до-нос-но-е победоносное

О-си-ро-тев-шим осиротевшим

Чтение 1 части  - Где и как родился стрижонок? - Как повел себя стрижонок? - Хорошо ли ему было в гнездышке? - Как вели себя птенцы без мамы? - Что принесла мама птенцам? На какие микрочасти  мы можем поделить эту часть? 1.Рождение Скрипа. 2. Стрижата одни. 3.Возвращение мамы-стрижихи.

Чтение 1 части

- Где и как родился стрижонок?

- Как повел себя стрижонок?

- Хорошо ли ему было в гнездышке?

- Как вели себя птенцы без мамы?

- Что принесла мама птенцам?

На какие микрочасти  мы можем поделить эту часть?

1.Рождение Скрипа.

2. Стрижата одни.

3.Возвращение мамы-стрижихи.

Чтение 2 части  О чем говорится в этой части? - Как вы думаете, почему маме - стрижихе было трудно прокормить стрижонка?   1. Кормление птенцов. 2. Скрип обижен. 3. Жизнь семьи.

Чтение 2 части

О чем говорится в этой части?

- Как вы думаете, почему маме - стрижихе было трудно прокормить стрижонка?

1. Кормление птенцов.

2. Скрип обижен.

3. Жизнь семьи.

Чтение 3 части -Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки? -О каком качестве характера это говорит? -Почему мама - стрижиха била за это Скрипа? - Чего она боялась? - Знал ли об этом стрижоно? - На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть? 1. Любопытство стрижонка. 2. Страх матери. 3. Враги стрижей.

Чтение 3 части

-Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?

-О каком качестве характера это говорит?

-Почему мама - стрижиха била за это Скрипа?

- Чего она боялась?

- Знал ли об этом стрижоно?

- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?

1. Любопытство стрижонка.

2. Страх матери.

3. Враги стрижей.

Чтение 4 части  -Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа? -Как коршуну удалось победить мать – стрижиху? -О каком качестве мамы нам рассказал автор -Как стрижи помогли бедным стрижатам? -О каком качестве стрижей это говорит? На какие микрочасти мы поделим 4 часть? 1. Гибель мамы 2. Беда стрижей. 3. Дружные стрижи

Чтение 4 части

-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?

-Как коршуну удалось победить мать – стрижиху?

-О каком качестве мамы нам рассказал автор

-Как стрижи помогли бедным стрижатам?

-О каком качестве стрижей это говорит?

На какие микрочасти мы поделим 4 часть?

1. Гибель мамы

2. Беда стрижей.

3. Дружные стрижи

справедливость любовь к детям решительность  смелость храбрость   самоотверженность

справедливость

любовь к детям

решительность

смелость

храбрость  

самоотверженность

Поставьте + , если Вы согласны с высказыванием и - , если нет. 01. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. 02. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. 03. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. 04. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. 05. Скрип был любопытный стрижонок. 06. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. 07. Стрижи – очень дружный народ. 08. Скрип сразу сделал себе глубокую норку. 09. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

Поставьте + , если Вы согласны с высказыванием и - ,

если нет.

01. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

02. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

03. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

04. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

05. Скрип был любопытный стрижонок.

06. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

07. Стрижи – очень дружный народ.

08. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

09. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

Подберите строчки к иллюстрациям из рассказа.

Подберите строчки к

иллюстрациям из рассказа.

Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

1. Стрижиха 2. Строгая, заботливая 3. Кормит, воспитывает,  оберегает 4. С ней очень хорошо 5. Мать.

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает,

оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

1. 1.   4.           5.       2.                   7.   3.   6.                                          

1.

1.

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

3.

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд к рассказу В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» По горизонтали : 1. Главный герой рассказа В.П. Астафьева.  2.У кого Скрип отнимал еду? 6. Кто разбудил Скрипа в первое утро? 7. Что сделала мама, когда Скрип пытался получить вторую каплю? По вертикали: 1.Имя главного героя. 2.Что появилось у Скрипа перед вылетом из гнезда? 3.Любимое лакомство Скрипа… 5.Как было Скрипу под крылом у мамы?

Кроссворд к рассказу В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

По горизонтали :

1. Главный герой рассказа В.П. Астафьева.

2.У кого Скрип отнимал еду?

6. Кто разбудил Скрипа в первое утро?

7. Что сделала мама, когда Скрип пытался получить вторую каплю?

По вертикали:

1.Имя главного героя.

2.Что появилось у Скрипа перед вылетом из гнезда?

3.Любимое лакомство Скрипа…

5.Как было Скрипу под крылом у мамы?

1. 1. с 4. к т б р р а 5. и и ж 2. п т а о е н п п л 6. 7. е о 3. р с о к е т о н с к м т и а н е р у ы л а

1.

1.

с

4.

к

т

б

р

р

а

5.

и

и

ж

2.

п

т

а

о

е

н

п

п

л

6.

7.

е

о

3.

р

с

о

к

е

т

о

н

с

к

м

т

и

а

н

е

р

у

ы

л

а

  Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут клювом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама -стрижиха отдала не ему, а другому малышу. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. 

  Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут клювом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама -стрижиха отдала не ему, а другому малышу. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. 

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул стриж — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого жука. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко. 

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул стриж — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого жука. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко. 

 Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.

Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.

Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи  ловят насекомых,  с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм.

Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи  ловят насекомых,  с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм.

Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни?   Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах, а также в городах. В городах чаще всего распространены черные стрижи или белопоясные.

Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни?   Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах, а также в городах. В городах чаще всего распространены черные стрижи или белопоясные.

Стрижи могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.

Стрижи могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.

Будем птиц любить, оберегать.  Будем взрослым в этом деле помогать:  Беречь леса, поля и реки,   Чтоб сохранилось все на веки!!!

Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки,  Чтоб сохранилось все на веки!!!

Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.  - Какой урок вынесли вы для себя? Какое открытие сделали на уроке?  - Чему бы мы могли поучиться у стрижей? -Хочется узнать, что было дальше?
  • Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

  • Какое открытие сделали на уроке?

- Чему бы мы могли поучиться у стрижей?

-Хочется узнать, что было дальше?

Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …. После урока мне захотелось … Сегодня я сумел …

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за ….

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …


Скачать

© 2022 1787 160

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя