«Путешествие маленькой мышки»
Цель: Автоматизация звука [ш] в связном тексте.
Задачи занятия:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].
Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, стихах, предложениях.
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Продолжать учить определять наличие звука в словах.
Учить произносить звук в стихах, тексте.
Развивать звуковой анализ и синтез.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй речи.
Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
Карта «Путешествие маленькой мышки»; изображения листьев; предметные картинки со звуком [ш]; деформированные предложения; магнитная азбука.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня ты отправишься в путешествие, но не одна. А с кем, ты мне сейчас скажешь, если из слов, которые я буду называть, ты выделишь последние звуки и обозначишь их буквами.
Шум, шины, камыш, сок, весна.
Выкладывает буквы.
-какое слово у тебя получилось?
- МЫШКА
2. - С кем ты пойдешь в путешествие?
- Я пойду в путешествие с мышкой.
- Какой звук из этого слова мы изучаем?
- Расскажи про него.
- Звук [ш].
- Он согласный, глухой, твердый; когда мы его произносим, губы выдвинуты вперед трубочкой, кончик языка поднят, но не касается нёба. Выдыхаемая струя воздуха сильная, на ладони ощущается тепло.
- Мышка оставила карту, которая покажет дорогу. Посмотри, где живет мышка?
- Мышка живет в домике.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
3. - Посмотри, что лежит возле дома?
- Возле дома лежат листья.
- Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.
- Давай пойдем за ней и пошелестим, как листочки. Разложи картинки по листочкам (на листьях схемы) на 1 – где звук [ш] в начале слова, 2- в середине, 3 – в конце (шапка, погремушка, кошка, шуба, штаны, нож, башмаки, мишка, машина, шкаф.)
Ребенок выкладывает картинки и проговаривает слова с отрабатываемым звуком.
4. Пока ты помогала мышке, она сочинила стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок
Наш веселый ... петушок.
Вот бежит малышка —
Серенькая ... мышка.
Зашуршали тихо шины —
Это едет к нам ... машина.
Мама просит Машу:
«Свари братишке ... кашу».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет ... уши.
5. Посмотри, куда дальше ведет дорожка?
- Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
- А кто же тут прячется в камышах?
- Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
- Она придумала для мышки задания. Поможешь ей справиться?
Утка спрашивает:
Если шаль сшита из шелка, то она КАКАЯ?
- Если шаль сшита из шелка, то она шелковая.
Если мишка сшит из плюша…
- Если мишка сшит из плюша, то он плюшевый.
- Кабинка для душа ..
- Кабинка для душа – душевая.
- Если каша сварена из пшена…
- Если каша сварена из пшена, то она пшенная.
6. Чтобы пройти по дороге дальше, нужно выполнить следующее задание - составить предложения из рассыпанных слов.
Карточки со словами:
Наташа вышивает подушку.
- Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье.
Бабушка шьет на машинке шапку.
- Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье, четвертое, пятое слово.
7. - Молодец, ты помогла мышке справиться с заданиями. А теперь и ты расскажи для мышки стихотворение, которое ты подготовила.
Кошка и мышка
Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой по – немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.
- Много заданий вы выполнили, теперь отдохнем
8. Физкультминутка.
Ох-ох-ох, что за гром?
(Руки к щекам, наклоны в стороны)
Мышка строит новый дом
(Движения руками, имитирующие стены, крышу.)
Молоток: стук, стук.
(Изображение работы с молотком)
Помогать идет ей друг.
(Руки на поясе, топает ногами)
9. немного отдохнули, а теперь пойдем дальше. По дорожке мышка привела нас на почту. На почте она получила письмо от бабушки. Давай его откроем и поможем мышке его прочитать.
Шахматы и мыши.
Два мышонка шумели и шутили на опушке. У камыша мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.
Ребенок читает текст.
- сколько мышат шумели и шутили на опушке?
- Два мышонка шумели и шутили на опушке.
- Где мышата нашли шахматы?
- Мышата нашли шахматы у камыша.
- Зачем они ушли в камыши?
- Они ушли в камыши, чтобы им не мешали.
Повтори за мной: Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота.
- Что увлекло мышат?
- Мышат увлекли шахматы.
Попробуй пересказать текст (по картинкам).
10. Итог занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогала! А какой звук тебе помогал в этом?
- Мне помогал звук [ш].