СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторитет работника в коллективе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторитет работника в коллективе»













Реферат по теме


«Авторитет работника в коллективе»














Выполнила: Майорова Т.Ф.,

















2019

«Не место красит человека, а человек – место»

(Русская поговорка)

Начнём с азбуки

Что же такое авторитет?

Авторитет — это наша репутация в коллективе.

Репутация — это мнение окружающих людей о нас, наших способностях, поступках, характере. То есть авторитетный человек — тот, который привлекает других людей своими качествами, способностями и поступками. Очень похоже на харизму, правда? Об этом термине очень много спорят, лишь в одном сходятся все: харизматичный человек непонятным образом притягивает к себе массы людей.

Авторитетом в коллективе пользуется человек, который обладает конкретными качествами и навыками, ценными именно для этого коллектива. И, как правило, он превосходит по этим критериям всех остальных или большую часть коллектива.

Авторитет работника определяется многими факторами, включая и то, как он выглядит, как говорит, как ведет себя с окружающими людьми, как относится к своим обязанностям.

Можно выделить три основные составляющие авторитета.

Первая составляющая — информационный авторитет.

Это то, как окружающие оценивают вашу компетенцию и профессиональные знания. Кроме этого, конечно, важно умение выстраивать отношения с коллегами.

Как правило, чем шире кругозор человека, тем он интереснее для окружающих и тем больше вызывает уважения. Главное, чтобы познания не были поверхностными — ведь тогда это уже не компетенция, а простое любопытство. Если ваши знания ещё и результат практики, личного опыта, то это однозначно повысит ваш рейтинг.

Вторая составляющая — поведенческий авторитет.

Для создания авторитета особенно ценны такие личностные особенности:

уверенное поведение,

целеустремленность,

коммуникабельность,

выносливость (способность работать интенсивно),

эмоциональная устойчивость,

последовательность (слова соответствуют делу),

креативность (нестандартный подход).

То, как нас примут на рабочем месте, во многом зависит от нашего внутреннего настроя. Сотрудник, уверенный в том, что у него все получится, с позитивным отношением к другим всегда пользуется, большим успехом и уважением в коллективе. Оптимистичного и приятного в общении человек в большей степени может рассчитывать и на поддержку своих коллег.

Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на наш авторитет и то, насколько хорошо мы впишемся в новый коллектив, чтобы нас приняли коллеги, нужно формировать имидж человека, с которым приятно, легко и спокойно, придерживайтесь правил принятого в компании делового этикета.

Обязательно здороваться с коллегами и начальством. Рукопожатия не всегда обязательны, все зависит от традиций, принятых в организации. Иногда достаточно ограничиться приветствием: «Доброе утро», «Здравствуйте» и т.п. Вспомните мультфильм про крошку Енота, улыбайтесь. Ведь именно улыбка помогает установить первый контакт. Если хмуриться, люди отнесутся к нам настороженно.

Также нужно не уклоняться от корпоративов и праздничных посиделок с коллегами, а можно использовать общение для того, чтобы стать неформальным лидером или сдружиться с тем неформальным лидером, который уже есть в коллективе. Лидером может стать только активный, предприимчивый человек, поэтому хорошо, если правильно выбирать места для таких мероприятий, предлагать их программу или вносить иной заметный вклад.

В то же время нужно быть осторожными: нужно следить за своим поведением, ведь какая-нибудь глупая выходка может перечеркнуть все наши старания по завоеванию авторитета. Наконец, нужно создать себе имидж мудрого и рассудительного сотрудника. Сделать это нетрудно. Просто не спешить высказаться по поводу возникающих проблем первым, послушать, что скажут другие, а затем, проанализировав все варианты, поддержать самый верный.

Существуют три типа отношений в коллективе, знания о которых помогут выстроить правильные отношения:

1 Коллективы, где поддерживаются формальные, деловые отношения, рабочая атмосфера, четкая подчиненность. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Если попали в такой коллектив, нужно забыть о задушевных разговорах, ограничиться, лишь краткой информацией о себе, не обсуждать других и воздерживаться от высказываний в адрес руководителя.

2 Компании с непринужденными демократическими отношениями характеризуются активным участием сотрудников в принятии решений, руководитель доверяет подчиненным, выслушивает их и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю их исполнения. Здесь принято обращение на «ты» независимо от возраста и положения, в кабинет начальника входят без стука, царит дружеская атмосфера, благоприятный морально-психологический климат, совместно отмечаются праздники и проводятся спортивные мероприятия. Сотрудники помогают друг другу и взаимно обучаются. Такая обстановка расслабляет и располагает поделиться сокровенным с коллегами. И все же даже в таких организациях полезно первое время сохранять некоторую дистанцию, избегать излишней откровенности и сплетен.

3 Конфликтные коллективы имеют много неразрешенных противоречий, в которые рано или поздно вовлекается весь коллектив. В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Здесь нет четких правил, много неформальных группировок, в каждой из которых существуют свои традиции и нормы поведения. Руководитель в таком коллективе, как правило, вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев», Если мы попали в такую организацию, рекомендуется обходить «острые углы», избегать конфликтных ситуаций, не вступать в межличностные споры и стараться принять роль дружелюбного, но делового и корректного сотрудника.

Анализируя свои особенности и совершенствуя их, вы убиваете сразу двух зайцев:  создаёте авторитет в коллективе и помогаете своей будущей карьере.

Третья составляющая — авторитет образа.

Что отличает вас — в целом — от коллег? Какое впечатление вы производите? А вы сами хотели бы, чтобы рядом с вами работал такой человек?

Внешний вид (одежда, прическа и то, что символизирует статус).

Позитивное мышление.

Интерес к жизни сотрудников.

Амбициозные цели.

Очень сильное влияние на формирование авторитета оказывает первое впечатление, производимое сотрудником на людей, с которыми ему предстоит работать. И если оно оказалось не таким, как нам бы хотелось, для того, чтобы его изменить, нужно приложить много усилий. Вообще для работы в коллективе значение имеет буквально все: форма одежды, стиль общения, качество работы. «Человека встречают по одежке», – говорит русская поговорка. Поэтому собираясь на работу, важно обратить внимание на свой внешний вид. Одежда является визитной карточкой человека, наглядной информацией о нем: о его материальных возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному обществу, отношения к окружающим людям. Подбирая одежду для работы, надо ориентироваться на сложившуюся традицию в коллективе, своеобразные негласные правила внешнего вида сотрудников. Ведь если работник не соответствует принятым в коллективе нормам, это затрудняет его взаимодействие и с коллегами и с руководством. Нужно заранее тщательно продумать, как себя подать. Настраиваться нужно на то, чтобы стать украшением коллектива: одеваться аккуратнее и интереснее, чем другие, быть внимательными и доброжелательными к сотрудникам, стараться безупречно выполнять производственные задания. Важно найти ту золотую середину, которая позволит выделяться среди коллег, не вызывая при этом злость и зависть. Поведение и внешний вид должны говорить не «посмотрите, насколько я лучше вас», а «я стараюсь быть достойным вас».

Итак, наш внешний вид, соответствующая случаю, одежда и аксессуары, играют важную роль в формировании авторитета в коллективе. И пренебрегать ими не следует. Но для того, чтобы создать благоприятное впечатление о себе, это недостаточно. Без чувств внутренней уверенности, хорошего эмоционального настроя, принятия себя и других сделать это практически невозможно.

Как заработать авторитет новому сотруднику в крупной компании?

Для создания авторитета в компании необходимо провести оценку типа власти, принятого в данной структуре.

Существует несколько типов власти, которые являются наиболее распространенными:

- административная власть (характерна для государственных структур);

- экспертная власть (юридические, адвокатские конторы);

- финансовая власть (финансовый вклад участников в бизнес, пропорциональная доля);

- легитимная власть (общепризнанная и соответствующая правовым нормам и кодексу работы компании);

- нелегитимная власть (захват власти), так же есть понятие открытой и скрытой власти (скрытая власть принадлежит не известному большинству участников проекта лиц).

Указаны наиболее часто встречающиеся типы власти, в то время как между этими видами есть взаимосвязь, однако один тип власти будет доминировать. Источник власти создает систему ценностей, «правила игры», соблюдая которые, участники набирают «баллы». Зачастую, набрав определенное количество баллов, новый игрок - лидер становится доминирующим и «свергает» первоначального лидера (характерно для структур с административным типом власти). В настоящее время компании с экспертными типами власти становятся лидерами экономического рынка, так как знания, умения и гибкость в применении знаний оказываются важнее силы, капитала и личной власти (личная власть – это власть харизматичной личности). Карьера в компании – эксперта своего рынка – является сегодня наиболее привлекательной с финансовой точки зрения, общего рабочего климата и развития своих перспектив на будущее.

В какой бы коллектив мы не попали, мы попытаемся понять систему отношений и принять те правила, по которым нам предстоит жить. Изучить организационную структуру, познакомиться с основными подразделениями, определить, кто принимает решения, кто является душой коллектива. Обратить внимание на неформальные отношения, кто с кем общается, кто с кем дружит. Главное – ощутить, какой в коллективе климат – доброжелательный или сугубо деловой, неофициальный или жесткий.

Для новичка важно попытаться показать себя частью единой команды, поддерживать традиции, участвовать в коллективных мероприятиях, совместных выездах на природу. Такие мероприятия позволяют лучше узнать всех членов коллектива, наладить с ними неформальные отношения и расположить к себе. Но добиваясь лояльности сослуживцев, нужно не торопиться быстро сократить расстояние в отношениях с ними, стать своим с первого дня – эффект может быть обратным. Панибратское поведение часто настораживает, вызывает сомнение в искренности, снижает доверие.

Общаясь с коллегами, нужно стараться избегать резких, категорических заявлений и утверждений. Категоричность, излишняя убежденность снижает уважение, провоцирует конфликты, порождает сомнения в сказанном и выстраивает барьер между нами и нашими сослуживцами, вызывает желание с нами поспорить и поставить на место. Того, кто оперирует жесткими категориями: «всегда» или «никогда», «плохой» или «хороший», воспринимают как лишенного самокритики, не открытого для других с точки зрения, застывшего. Поэтому нужно заменять категоричные утверждения «Вы никогда не выполняете свои обещания» на более мягкие высказывания: «К сожалению, вы не выполнили свое обещание подготовить документацию к отправке сегодня». Использовать надо вместо «убежден»: «Мне кажется так, но давайте обсудим». Если мы считаем, что наш коллега заблуждается, вовсе не обязательно заявлять об этом резко и категорично. Нужно попросить разрешения дополнить идею, которую высказал наш сослуживец, тем самым мы дадим понять членам коллектива, что имеем собственное мнение и умеем дипломатично высказать его. В первое время вообще надо стараться больше слушать, что говорят другие, присматриваться, как в коллективе принято обсуждать спорные вопросы, не стоит критиковать коллег. Особенно опасно вступать в конфронтацию с неформальными лидерами, даже если нам кажется, что в этом вопросе коллега не совсем прав. Нужно пригласить его к совместному обсуждению проблемы, спросить у него совета. Тем самым мы поднимаем его самооценку и значимость, отдаем дань его авторитету. Не следует постоянно обращаться за советом только к одному человеку, который показался нам наиболее дружелюбным. Чем шире круг общения, тем больше у нас шансов завоевать в коллективе симпатию и уважение.

Конечно, в новой организации нам будет непонятно, нам нужно не стесняться спросить, где можно налить чаю, где находится принтер, куда необходимо подшить текущие документы, и т.д. Но вместе с тем не отвлекать сотрудников по пустякам, попробовать разобраться в интересующем вопросе самостоятельно.

Наблюдать за тем, что происходит на работе вообще и вокруг вас в частности, анализировать полученную информацию, читать соответствующую литературу и инструкции. Обращаясь с просьбой к коллеге, не начинать фразу с извинения. Тем самым мы сообщаем ему, что в нашей просьбе есть что-то неудобное или невыгодное для него. И есть большая вероятность в ответ получить негативную реакцию со стороны сослуживца.

А теперь рассмотрим факторы, которые подрывают авторитет новичка и даже могут привести к увольнению.

Что может подорвать авторитет?

Интриги и сплетни. Время от времени интриги и сплетни могут быть даже в достаточно дружном и сплоченном коллективе. И, как правило, работники реагируют на их появление по-разному: некоторые из них продолжают спокойно работать и активно не участвуют в их создании, не «транслируют» дальше услышанное. Но есть и такие, кто просто не может жить без сплетен. Нужно стараться не участвовать в распространении сплетен. Стать сплетником можно быстро, а вот вернуть доверие людей бывает иногда даже невозможно.

Обычно в распространении сплетен участвуют, по крайней мере, двое – тот, кто слушает. Поэтому нужно стараться пресекать разговоры о личной жизни других, намекнуть сплетнику, что нам не хотелось бы об этом говорить, и перевести разговор на другую тему, например на обсуждение премьеры фильма или спектакля. Искушение поделиться пикантными подробностями, «покопаться в грязном белье» достаточно велико, однако поддержание разговоров на такие темы может привести к нежелательным последствиям.

Известно, чем больше у нас слабостей и чем открыто мы признаемся в них, тем легче интригану использовать нас. Человек устанавливает с нами доверительные отношения, становится нашим другом и вызывает нас на откровенный разговор о руководителе. Затем он информирует о наших взглядах, подставляя вас.

Поэтому, чтобы не стать жертвой подобных интриг, не надо рассказывать в коллективе о своих личных проблемах и ошибках. Не нужно говорить плохо о других людях, и прежде всего, о вашем руководстве. Если кто-то очень активно ищет вашей дружбы, нужно будет присмотреться к нему, собрать информацию и провести анализ ситуации. Попытаться его мотивы узнать, насколько искренне его расположение к вам.

Если интриган поставил себе целью публично продемонстрировать коллегам и руководству вашу профессиональную несостоятельность, не нужно давать повода для придирок, доказывать свою компетентность делами, будьте спокойны и доброжелательны. Постараться не паниковать, в этом состоянии гораздо легче допустить ошибку. Нужно узнать, кто зачинщик интриги и чем она ему выгодна. Открыто поговорить с ним и, опираясь на факты, предупредить его о возможных последствиях. Если это не поможет, нужно обратиться к авторитетным сотрудникам за помощью и советом.

Служебный роман. Нужно постараться, по крайней мере, в начале карьеры не включаться в личные отношения с сотрудниками другого пола. Романы на рабочем месте в реальности приносят больше опасностей, чем пользы. Часто такие отношения строятся не на чувствах, а на холодном и даже циничном расчете: кто-то хочет «подсидеть» коллегу, кто-то – получить компромат или выведать какие-то тайны, кто-то мечтает таким образом получить повышение по службе. Служебный роман может также превратить крепкого профессионала в безработного. Чтобы избежать ненужных проблем, нужно стараться, чтобы наши отношения с коллегами четко вписывались в общепринятые рамки приличий и делового этикета. Необходимо так себя поставить, чтобы вас воспринимали как достойного коллегу – грамотного, делового, умного, чтобы нас научились уважать и ценить именно как профессионала.

Конфликтные ситуации. Никто не застрахован от конфликтов на рабочем месте. Однако ненужных конфликтов можно избежать, если корректно вести себя на работе и не позволять эмоциям победить разум. Более того, правильная реакция на конфликтную ситуацию может добавить нам уважения и поднять наш рейтинг в глазах сослуживцев.

Осложнения в коллективе часто возникают на почве неурегулированных разногласий, например, из-за нечеткого распределения должностных обязанностей между. В таких коллективах часто выделяются группировки, придерживающиеся разных позиций. И каждая из них изо всех сил будет пытаться доказать нам свою точку зрения и втянуть нас в конфликт помимо нашей воли. В этой ситуации нужно сохранять нейтралитет, не вступать в споры, общаться одинаково ровно со всеми сотрудниками.

А чтобы не стать источником конфликта на новом рабочем месте, нужно избегать фраз, иронических замечаний, оценок, ущемляющих достоинство коллег: «Им нельзя доверять», «Вы затягиваете дело», «Вы меня изводите». Не нужно преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать свое превосходство, стараясь убедить коллег принять нашу точку зрения, опираясь на факты. Нужно стремиться не разрушать отношений и вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях.

Можно еще долго описывать стратегии поведения в новом коллективе, но, как известно,

универсального метода построения отношений не существует. Каждый из нас выбирает свой путь самостоятельно, внося свои изменения и устанавливая собственные законы.

От теории —  к практике

Итак, что нужно делать, чтобы использовать новые знания на практике, для создания авторитета?

Не нужно стремиться к идеалу и оттачивать всё по списку. Идеальных людей всё равно не существует.

Во-первых, подумайте, что из перечисленного важно для вашего коллектива. Займитесь самоанализом и определите свои зоны развития.

Во-вторых, поставьте цели  (что вам нужно развить, чего достичь), спланируйте способы достижения и установите чёткие сроки.

В-третьих, постоянно занимайтесь саморазвитием:

- читайте профессиональную литературу и популярных блогеров;

- общайтесь с практиками, которых считаете экспертами и авторитетом;

- анализируйте свой и чужой управленческий опыт;

- выберите удобный формат повышения квалификации и пройдите нужное вам обучение.

Если вы действительно решили повысить свой авторитет, спросите себя — зачем вам это? Это и станет вашей движущей силой к заветной цели. Двигайтесь по намеченному нами плану, и у вас обязательно всё получится!















Список использованных источников и литературы


1. Блинов, А.О. Теория организации и организационное поведение (теория и практика) : учебное пособие / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. — М. : КНОРУС, 2016 — 284 с.

2. Трусь, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А.Трусь. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 317 с.

3. Финансовый справочник бюджетной организации. – № 12, 2008

4. http://www.gosfinansy.ru/publication/15110/

5.https://narabote.club/otnosheniya/collegi/kak-dobitsya-uvazheniya-v-kollektive.html

6.http://www.hr-journal.ru/articles/hrc/Kak-sozdat-i-ukrepit-svoj-avtoritet.html