СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская позиция в тексте и её обоснование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская позиция в тексте и её обоснование»

Сочинение Позиция автора. Согласие с ней / несогласие. Обоснование своей точки зрения.

Сочинение

Позиция автора. Согласие с ней / несогласие. Обоснование своей точки зрения.

Позиция автора Это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. Итог размышлений автора. Проблема и позиция автора тесно связаны (вопрос и ответ на вопрос). Авторская позиция может выражаться прямо (чаще в публицистических текстах) и косвенно (в художественных текстах)

Позиция автора

  • Это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. Итог размышлений автора.
  • Проблема и позиция автора тесно связаны (вопрос и ответ на вопрос).
  • Авторская позиция может выражаться прямо (чаще в публицистических текстах) и косвенно (в художественных текстах)
Что помогает найти позицию автора? Как правило, она находится в конце текста (в последних 2-3 абзацах) Это всегда какое-то обобщение, весомое высказывание (иногда патетичное, эмоциональное) Если в тексте нет таких высказываний, то нужно обратить внимание на: Поступки героев, какие они, хорошие или плохие Как к герою относятся другие персонажи Какие эмоционально-оценочные средства используются для характеристики героев, их поступков Согласен автор с героем или нет Как отражаются поступки героя на остальных или на окружающем мире

Что помогает найти позицию автора?

  • Как правило, она находится в конце текста (в последних 2-3 абзацах)
  • Это всегда какое-то обобщение, весомое высказывание (иногда патетичное, эмоциональное)
  • Если в тексте нет таких высказываний, то нужно обратить внимание на:
  • Поступки героев, какие они, хорошие или плохие
  • Как к герою относятся другие персонажи
  • Какие эмоционально-оценочные средства используются для характеристики героев, их поступков
  • Согласен автор с героем или нет
  • Как отражаются поступки героя на остальных или на окружающем мире
 *Даже если автор ничего не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает с вашей точки зрения неправильно, совершает дурные поступки, то автор, скорее всего, думает так же. *учитывать отношение автора к проблеме: позитивное, негативное, нейтральное, двойственное * Учитывать настроение автора: ирония, сарказм, грусть, радость и т.д.

*Даже если автор ничего не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает с вашей точки зрения неправильно, совершает дурные поступки, то автор, скорее всего, думает так же.

*учитывать отношение автора к проблеме: позитивное, негативное, нейтральное, двойственное

* Учитывать настроение автора: ирония, сарказм, грусть, радость и т.д.

Как можно сформулировать позицию автора? Своими словами (лучше 1-2 предложения), избегая витиеватых конструкций) Цитатой из текста (если повезло) * помним, что обязательно в отдельном абзаце должно это быть

Как можно сформулировать позицию автора?

  • Своими словами (лучше 1-2 предложения), избегая витиеватых конструкций)
  • Цитатой из текста (если повезло)

* помним, что обязательно в отдельном абзаце должно это быть

Клише для формулировки авторской позиции Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого / что..) * Я обычно использую это: Таким образом, позиция автора заключается в следующем: автор (имя) говорит о том, что… (можно цитатой из текста) Или: Позиция автора ясна: ФИО считает, что (ответ автора на проблему).

Клише для формулировки авторской позиции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор осуждает (кого / что..)

* Я обычно использую это: Таким образом, позиция автора заключается в следующем: автор (имя) говорит о том, что… (можно цитатой из текста) Или: Позиция автора ясна: ФИО считает, что (ответ автора на проблему).

Типичные ошибки В сочинении отсутствует формулировка позиции автора (просто фраза: я согласен с позицией автора и все) Позиция не совпадает с заявленной проблемой текста в начале сочинения Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика Выбирается неудачная цитата, которая не отражает позицию автора

Типичные ошибки

  • В сочинении отсутствует формулировка позиции автора (просто фраза: я согласен с позицией автора и все)
  • Позиция не совпадает с заявленной проблемой текста в начале сочинения
  • Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика
  • Выбирается неудачная цитата, которая не отражает позицию автора
Отношение к позиции автора и обоснование этого отношения Достаточно 1 аргумента Этот аргумент может не быть из литературного произведения Это может быть жизненный опыт ученика, пример из общественной жизни.

Отношение к позиции автора и обоснование этого отношения

  • Достаточно 1 аргумента
  • Этот аргумент может не быть из литературного произведения
  • Это может быть жизненный опыт ученика, пример из общественной жизни.
Синонимы к термину обоснование: Доказательство, аргументация, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров

Синонимы к термину обоснование:

  • Доказательство, аргументация, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров
Важное: Ученик сначала должен выразить свое мнение (отношение к позиции автора): Я согласен / не согласен с позицией автора  И далее обязательно нужно сформулировать свой тезис, и лишь потом обосновать свою позицию. Я согласен с позицией автора и считаю, что…. * Нужно аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение (его важность, актуальность)

Важное:

  • Ученик сначала должен выразить свое мнение (отношение к позиции автора):

Я согласен / не согласен с позицией автора

И далее обязательно нужно сформулировать свой тезис, и лишь потом обосновать свою позицию.

Я согласен с позицией автора и считаю, что….

* Нужно аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение (его важность, актуальность)

Типичные ошибки: Собственное мнение не выражено Обосновывается мнение, которое учеником не заявлено Собственное мнение выражено (я согласен), но далее не сформулирован свой тезис. Фактические ошибки в литературных примерах.

Типичные ошибки:

  • Собственное мнение не выражено
  • Обосновывается мнение, которое учеником не заявлено
  • Собственное мнение выражено (я согласен), но далее не сформулирован свой тезис.
  • Фактические ошибки в литературных примерах.
Горе-аргументы из своего опыта: Обычно в них фигурируют родственники или друзья Звучат по-детски или банально Ссылки на стандартные сегодня фильмы («Гарри Поттер», «Голодные игры») свидетельствуют об узости кругозора и небольшом читательском опыте

Горе-аргументы из своего опыта:

  • Обычно в них фигурируют родственники или друзья
  • Звучат по-детски или банально
  • Ссылки на стандартные сегодня фильмы («Гарри Поттер», «Голодные игры») свидетельствуют об узости кругозора и небольшом читательском опыте
Как лучше: Лучше пусть это будут наблюдения над жизнью людей и общества в целом ( если ребенок окружен любовью и лаской, то он, повзрослев, будет дарить это добро окружающим ) Предположительные примеры ( я не могу себе представить жизнь без книг ….) ссылки на авторитет (на ученых, видных деятелей) Пословицы и поговорки

Как лучше:

Лучше пусть это будут

  • наблюдения над жизнью людей и общества в целом ( если ребенок окружен любовью и лаской, то он, повзрослев, будет дарить это добро окружающим )
  • Предположительные примеры ( я не могу себе представить жизнь без книг ….)
  • ссылки на авторитет (на ученых, видных деятелей)
  • Пословицы и поговорки
Вывод Виды заключения: Обобщение основных мыслей автора Вопросительное предложение (часто риторический вопрос) Призыв / обращение к читателю Использование цитат

Вывод

  • Виды заключения:
  • Обобщение основных мыслей автора
  • Вопросительное предложение (часто риторический вопрос)
  • Призыв / обращение к читателю
  • Использование цитат
Клише: Таким образом, …. В заключение хочу подчеркнуть… Подводя итог, повторю…

Клише:

  • Таким образом, ….
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • Подводя итог, повторю…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя