Образовательная программа имеет научно – техническую направленность. Программа «От развлечения к знаниям» по математике является модифицированной, так как разработана на основе специальной и методической литературы по математике с учётом рекомендаций, предложенных «Министерством просвещения РСФСР» в сборнике «Программы для внешкольных учреждений – М.:Просвещение,88г», в соответствии с требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей (утверждёнными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г.) , примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России (Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г.).
В современном обществе всё большую актуальность приобретает проблема снижение уровня подготовленности учащихся по предметам технического направления. Данная программа отвечает запросам современного общества, так как способствует повышению уровня математического развития, углублению и закреплению теоретических знаний и развитию практических умений по освоению учебного материала, обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка, развивает мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству.
В школе каждый ученик должен хорошо усваивать всё то, что излагает учитель на уроках математики, тщательно выполнять все задания. Но для того чтобы в дальнейшем можно было бы овладеть специальностью, так или иначе связанной с математикой её методами, её применениями, этого недостаточно. Необходимы самостоятельная творческая работа и сознательное отношение к изучению этого трудного предмета.
Программа ориентирует педагога на формирование прочных знаний, через творческое отношение к уже имеющимся знаниям, применение их в новых, в какой-то мере оригинальных ситуациях.
Формирование творческого подхода в применении практических умений и навыков, способствующего систематизации, углублению и закреплению теоретических знаний.
Чтобы придать предмету привлекательность и поднять к нему интерес, в программе используются разнообразные средства:
Более трудные темы перемежаются с весёлыми историями, афоризмами, головоломками, математическими фокусами и играми. Игры на отгадывание развивают творческие способности человека, его логическое мышление, учат ставить важные вопросы и находить на них ответы. Интеллектуальные игры развивают способности, необходимые для решения инженерных задач, проблем управления и экономики. Материал в программе подобран не только из разделов элементарной математики, в программе имеются темы, посвященные некоторым разделам высшей математики (аналитической геометрии, топологии, вариационному исчислению, теории вероятности). Словесные игры расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение они имеют и для развития мышления и речи. Такие игры дают возможность не только потренировать память, но так же проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. От играющих, помимо эрудиции и большого запаса слов, требуются комбинаторные навыки – ведь приходится производить немалый перебор букв и слов. По статистике в словесных играх между «физиками и лириками» чаще побеждают физики.
Благодаря применению различных видов задач, головоломок, игр, курс связан с такими предметами, как физика, история, русский язык, биология, черчение.
Программа рассчитана на учащихся среднего уровня подготовки. Но курс помогает также решить проблемы повышения качества знаний у учащихся с низким уровнем усвоения школьной программы, через формирование познавательного интереса к предмету и творческому подходу.
Особое внимание обращено на развитие логического мышления и математически грамотной речи, а также интереса к предмету. Учащиеся приучаются охотно и сознательно мыслить.
Программа является обще развивающей, познавательной с элементами научно - исследовательской ориентации, так как предусматривает развитие сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Одним из важнейших средств интенсификации обучения математике является эффективная организация и управление поисковой деятельностью школьников в процессе решения различных математических задач и упражнений.
Для успешного освоения применяются на локальном уровне технология разноуровневого обучения (Караева), теория критического мышления, метод обратных задач, взаимоконтроль, технология Коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых моментов), технология развивающего обучения (Занков), технология рисования в круге.
Программа рассчитана на один год обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной познавательной программы – 14-16 лет. Набор учащихся в творческое объединение свободный, состав группы постоянный.
Объём программы составляет 144 часа при режиме – 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость группы– 15 человек.
Эффективность действия образовательной программы определяется по итогам обучения. Оценка ЗУН проводится по окончанию блока посредством ниже перечисленного инструментария. В программе предусмотрена система отслеживания и фиксации результатов диагностирования обучающихся.(см. Приложение)
Содержание курса на год. Проведение тестирования на уровень подготовленности.
Практическая работа: Выполнение тестов.
Распознавание вида задач. Занимательные задачи. Задачи на восстановление и преобразование выражений. Задачи на составление уравнений, неравенств и их систем. Иррациональные уравнения и неравенства. Задачи на растворы, сплавы и смеси. Задачи на пропорции и проценты. Задачи на доказательство, объяснение и метод математической индукции. Графики движения и задачи на движение. Задачи повышенной трудности.
Практическая работа: решение задач.
Применение системы координат. Понятие функции и способы её задания. Геометрическое преобразование графиков функций. Виды функций и их свойства. Графический метод решения систем уравнений и неравенств. Правила построения графиков функций, содержащих модуль.
Практическая работа: построение графиков, выполнение заданий викторины, игра «Морской бой», решение систем уравнений и неравенств.
Тригонометрические функции, равенства и их свойства.
Практическая работа: Выполнение заданий и доказательств, решение задач, преобразование выражений.
Аксиомы планиметрии. Фигуры на плоскости и в пространстве и их свойства. Виды теорем и условий. Построение, повороты, симметрия.
Практическая работа: доказательство теорем, выполнение построений, решение ребусов и шифровок, игра со спичками.
классов [Текст] : кн. для учителя / Н. П. Кострикина – М. : Просвещение, 1991. – 239 с.
Директор МОУ ДОД СЮТ Зам. директора по УВР
Матвеева А.Г. Кулешова С.В.
месяц | № раз-дела | Наимено-вание раздела (количес-тво часов) | Тема занятия (№п/п) | Цели, задачи | теория | Ча-сы | практика | Ча-сы | Техничес-кое и дидактичес-кое оснащение | Формы контроля |
сентябрь | I | Вводное занятие. (2 ч.) | 1 Вводное занятие. | Рассказать о содержании курса на год | Рассказ | 1 | Тестирова-ние | 1 | Тест | Индивиду-альное тестирование |
II | Решение задач (86 ч.) | 2.Занима-тельные задачи | Развивать логи-ческое мышление и интерес к предмету. | | | Решение задач | 2 | Задачник | Коллективная работа |
3.Жизнь замечатель-ных людей. | Развивать интерес к предмету через исторические сведения | Лекция | 2 | | | 1.Из биографий. 2.Конкурс вопросов. 3.Задачи (Задача Ньютона, жизнь Диофана, Пифагоровы числа) | |
4.Преобразо-вание выражений | Систематизиро-вать и актуализировать знания о видах выражений с переменными и о законах действий над ними. | Повторе-ние спо-собов преобра-зования выраже-ний | 1 | Преобра-зования выражений | 1 | Задачник | Коллектив-ная. Индивиду-альная работа |
5.Формулы сокращенного умножения | Систематизировать и актуализировать знания о формулах сокращённого умножения и их применении | Повторе-ние формул сокра-щенного ум-ножения | 1 | Преобра-зования выражений | 1 | Сборник задач и упражнений | Групповая работа |
6.Преобразование выражений с использова-нием методов разложения на множители | Проверить знания обучающихся | Устный опрос | 1 | Выполнение заданий самостоятельной работы | 1 | Задания самостоятельной работы | Индивиду-альная работа |
7.Из истории уравнений. | Развивать интерес к предмету | Рассказ | 1 | Историчес-кие задачи | 1 | | Коллектив-ная. работа |
8.Составле-ние и решение уравнений. | Повторить способы решения уравнений и рассмотреть методы составления уравнения. | Повторе-ние спосо-бов реше-ния и сос-тавления уравне-ний | 1 | Решение уравнений | 1 | Задачник | Коллектив-ная. работа |
октябрь | 9.Использо-вание неопреде-лённых уравнений | Развивать умение доказывать. | Лекция | 1 | Решение неопределён-ных уравнений | 1 | | Групповая работа |
10.Задачи на составление уравнений. | Проанализировать решение нескольких задач методом составления уравнения. | | | Анализ задач | 2 | Задачник | Групповая Индивиду-альная работа |
11. Системы уравнений | Повторить способы решения систем уравнений | Повторе-ние спосо-бов решения систем уравне-ний | 1 | Решение систем уравнений | 1 | Задачник | Коллективная и индивиду-альная работа |
12. Задачи на составление систем уравнений. | Рассмотреть и проанализировать решение нескольких задач методом составления систем уравнений. | | | Анализ и решение задач | 2 | Задачник | Коллектив-ная. Групповая Индивиду-альная работа |
13. Из истории неравенств. | Развивать интерес к предмету | Рассказ | 1 | Историчес-кие задачи | 1 | | Коллективная. работа |
14. Составле-ние и решение неравенств. | Повторить способы составления и решения неравенств | Повторе-ние спо-собов ре-шения не-равенств | 1 | | 1 | Задачник | Коллектив-ная. Групповая Индивиду-альная работа |
15. Задачи на составление неравенств. | Показать необходимость учитывания неравенств, вытекающие из условия задач. | | | Исследова-ние и решение задач | 2 | Сборник задач | Групповая Индивиду-альная работа |
16. Задачи на составление неравенств. | Развивать навыки решения задач | | | Решение задач | 2 | Сборник задач | Групповая Индивиду-альная работа |
ноябрь | 17. Системы неравенств | Повторить способы решения систем неравенств | Повторе-ние спо-собов ре-шения систем не-равенств | 1 | Решение неравенств | 1 | Карточки для групповой работы | Коллектив-ная. Групповая работа |
18. Задачи на составление систем неравенств. | Научить составлять системы неравенств к задачам и выполнять их решение. | Повторе-ние спосо-бов сос-тавления систем не-равенств | 1 | Исследова-ние и решение задач | 1 | Задачник | Коллектив-ная. Индивиду-альная работа |
19. Задачи на составление систем неравенств. | Развивать навыки решения задач на составление и доказательство неравенств и их систем | | | Решение задач | 2 | Сборник задач | Групповая Индивиду-альная работа |
20.Рацио-нальные неравенства | Развивать навыки анализа, сравнения и обобщения | Лекция | 1 | Решение неравенств | 1 | Задачник | Индивиду-альная работа |
21.Решение систем неравенств с двумя неиз-вестными | Развивать навыки графического решения систем неравенств | | | Решение систем неравенств | 2 | Линейка, карандаш, макеты графиков | Индивиду-альная работа |
22.Потерян-ные и посторонние корни при решении уравнений | Рассмотреть приведение уравнения к новому, неравно-сильному исход-ному. | Рассмот-рение примеров | 1 | Решение уравнений | 1 | задачник | Коллективная работа |
23.Посторон-ние корни иррационального уравнения | Рассмотреть поя-вление посторон-них корней при решении иррацио-нального уравнения | Рассмот-рение примеров | 1 | Решение уравнений | 1 | задачник | Коллективная работа |
24.Решении иррациональ-ных уравнений | Развивать навыки решения уравнений | | | Решение уравнений | 2 | задачник | Индивиду-альная работа |
декабрь | 25.Решении иррациональ-ных нера-венств | Рассмотреть этапы решения иррацио-нальных нера-венств | Лекция | 1 | Решение неравенств | 1 | задачник | Коллективная работа |
26.Иррацио-нальные неравенства | Развивать навыки решения ирра-циональных неравенств | | | Решение неравенств | 2 | задачник | Групповая работа |
27. Задачи на смеси и сплавы. | Научить анализировать текст, оформлять краткую запись и найденное решение, выпол-нять проверку в задачах на смеси и сплавы. | Обучение оформле-нию задач | 1 | Анализ и решение задач | 1 | Задачник | Коллектив-ная. Групповая работа |
28.Задача Пуасона | Систематизиро-вать знания по построению схем на примере задачи Пуассона | Вопросно-ответная работа | 1 | Анализ и решение задач | 1 | Задачник | Коллектив-ная. Групповая работа |
29. Задачи на смеси, растворы и сплавы. | Развивать навыки решения задач | | | Решение задач | 2 | Сборник задач | Групповая Индивиду-альная работа |
30. Отношения и пропорции | Повторить свойства пропорций. | Повторе-ние сво-йств про-порций | 1 | Преобразо-вание пропорций | 1 | Сборник задач и упражнений | Коллективная и индивиду-альная работа |
31. Деление на части прямо и обратно пропорциональные данным. | Развивать навыки выполнения деления на части. | Дискус-сия по теме | 1 | Практичес-кие задания | 1 | Карточки с заданиями | Групповая работа |
32. Задачи на пропорции. | Научить применять пропорции для решения различных задач. | | | Решение задач | 2 | Задачник | Коллектив-ная. Индивиду-альная работа |
Январь | 33. Проценты. | Повторить сведения о процентах | Повторе-ние про-центов | 1 | Нахождение процентов | 1 | Карточки с заданиями | Индивиду-альная работа |
34. Задачи на проценты. | Систематизировать знания о решении задач на проценты. | | | Решение задач | 2 | Задачник | Коллектив-ная. Индивиду-альная работа |
35. Метод математичес-кой индукции. | Изучение учащимися принципа полной математической индукции. | Лекция | 1 | Решение задач | 1 | Задачник | Коллектив-ная. работа |
36. Контроль-ная работа на решение задач | Проверить уровень усвоения материала | | | Контроль-ная работа | 2 | Сборник задач | Индивиду-альная работа |
37.Графики движения | Развивать навыки построения графиков движения | Лекция | 1 | Построение графиков | 1 | Задачи: 1.Ливер-пульская гавань. 2.Встречи в океане | Индивиду-альная работа |
38.Задачи на движение | Систематизи-ровать знания о задачах на движение. | Лекция о связи алгебры с физикой | 1 | Решение задач | 1 | Задачник | Групповая Индивиду-альная работа |
39. Задачи на движение | Развивать навыки решения задач | | | Решение задач | 2 | Задачник | Индивиду-альная работа |
40.Соревнования | Развивать умение решать усложненные задачи на движение. | | | Решение задач | 2 | Задачи на движение. | |
февраль | 41.Решение задач с конца. | Рассмотреть способы решения задач с конца | Лекция | 1 | Решение задач | 2 | Задачник | Коллективная работа |
42. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры | Рассмотреть некоторые виды задач повышенной трудности. | | | Исследова-ние и анализ задач | 2 | Задачник | Коллективная работа |
43. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры. | Развивать навыки решения задач при выполнении заданий повышенной сложности. | | | Решение задач | 2 | Задачник | Групповая Индивиду-альная работа |
44. Контроль-ное тестиро-вание | Проверить знания учащихся | | | Выполнение теста на решение задач | 2 | Тест | Индивиду-альная работа |
III | Графики функций (22 ч.) | 45. Игра «Морской бой» | Развивать интерес | Изучение правил игры | 1 | Игра | 1 | Правила игры | Парная работа |
46. Примене-ние системы координат | Повторить правила постановки точек в системе координат. | | | Выполнение рисунков по координатам | 2 | Координаты рисунков | Индивиду-альная работа |
47. Понятие функции и способы её задания и свойства | Систематизиро-вать знания о функции и её свойствах. | | | Вопросно-ответная работа | 2 | | Коллективная работа |
48. Геометри-ческое преоб-разование гра-фиков функций Виды функций | Рассмотреть геометрическое преобразование различных видов функций. | Лекция | 1 | Преобразо-вание графиков | 1 | Изображения различных графиков | Коллективная работа |
март | 49. Линейная функция и её график. | Развивать навыки преобразование графиков линейных функций. | Линейная функция | 1 | Построение графиков | 1 | Задачник | Групповая Индивиду-альная работа |
50. Квадратич-ная функция и её график. | Развивать навыки преобразование графиков квадратных функций. | Квадратичная функция | 1 | Построение графиков | 1 | Задачник | Групповая Индивиду-альная работа |
51. Решение квадратных уравнений и неравенств с помощью графика квадратичной функции. | Развивать навыки использования графического способа. | Лекция о примене-нии гра-фического способа | 1 | Решение уравнений и неравенств. | 1 | Сборник задач | Коллективная работа |
52.Решение систем и совокупностей неравенств с помощью графиков | Развивать навыки использования графического способа. | | | Решение систем и совокупнос-тей неравенств | 2 | Сборник задач | Коллективная работа |
53. Дробно – линейная функция и её график | Систематизировать и углубить знания о дробно – линейной функции. | Лекция о свойствах дробно – линейной функции. | 1 | Построение графиков | 1 | Сборник задач | Коллективная работа |
54.Построении графиков функций , содержащих модуль. | Рассмотреть этапы построения графи-ков функций, со-держащих модуль | Лекция | 1 | Построение графиков | 1 | Сборник задач | Коллективная работа |
55. Викторина по теме «Гра-фики функ-ций» | Проверить знания | | | Контроль-ный опрос. Выполнение заданий | 2 | Вопросы викторины | Индивидуаль-ная работа |
III | Тригоно-метрия (8 ч.) | 56.Тригонометрические функции | Рассмотреть свой-ства тригономет-рических функций | Лекция | 1 | Построение графиков | 1 | Линейка | Коллективная работа |
апрель | 57.Тригонометрические равенства и формулы приведения | Систематизировать знания о тригоно-метрических тождествах | Лекция | 1 | Преобразова-ние выражений | 1 | Сборник упражнений | Коллективная работа |
58.Тригонометрические выражения | Развивать навыки преобразования выражений | | | Преобразова-ние выражений | 2 | Сборник упражнений | Коллективная работа |
59.Элементы тригонометрии | Проверить знания | | | Выполнение заданий | 2 | Задания к самостоятель-ной работе | Самостоятель-ная работа |
IV | Геометри-ческие фигуры на плоскости и в пространстве (26 ч.) | 60. Игры со спичками | Развивать логиче-ское мышление и интерес к предмету. | | | Выполнение заданий со спичками | 2 | Спички | Парная работа |
61. Аксиомы планиметрии | Систематизировать знания об аксиомах | Лекция | 1 | Вопросно-ответная работа | 1 | | Коллективная работа |
62. Основные фигуры на плоскости и их свойства | Систематизировать знания о свойствах фигур. | Лекция | 1 | Схематичноепостроение различных видов фигур | 1 | Образцы фигур | Индивидуаль-ная работа |
63. Углы и их суммы в фигурах. | Систематизировать знания об углах. | Лекция | 1 | Построение углов и фигур | 1 | Образцы фигур | Индивидуаль-ная работа |
64.Необходи-мое и достаточное условия. | Развивать умение различать условия | Дискуссия | 1 | Составление условий и рассмотре-ние различ-ных теорем | 1 | | Коллективная работа |
май | 65.Обратная и противополож-ная теоремы. | Развивать умение различать виды теорем | Дискуссия | 1 | Рассмотре-ние различ-ных теорем | 1 | | Коллективная работа |
66.Построения на плоскости | Развивать логическое мышление, умение анализировать | Рассказ из истории инструментов. | 1 | Решение за-дач, неразре-шимых с по-мощью цир-куля и ли-нейки. | 1 | Чертежи | Коллективная работа |
67.Параллель-ность и парал-лельный перенос | Систематизировать и углубить знания о параллельности | Лекция из истории | 1 | Определение направления на плоскости и отражения | 1 | Чертежи | Коллективная работа |
68.Симметрии и повороты | Развивать умение определять имеет ли задача решение и доказывать это. | Лекция | 1 | Доказательство симмет-рии. Задача столяра | 1 | Чертежи | Коллективная работа |
69.Расстояние на плоскости и его свойства. | Показать связь математики с физикой | Лекция | 1 | Выполнение заданий | 1 | | Индивидуаль-ная работа |
70.Практичес-кое примене-ние знаний о построении | Показать места применения знаний о построении | | | Решение задач. | 2 | 1.Где устроить полустанок? 2.Как провести шоссе? 3.Постройка дома. 4.Дачный участок. | Групповая работа |
| | 71.Плоскость и пространство | Изучить логическое строение геометрии и замечательные факты из неё. | Лекция | 2 | | | Плакаты:1.Геометрические построения 2.Замечательные факты геометрии. | |
| | 72.Ребусы, шифровки и таинственные истории | Обучить различным методам расшифровки ребусов. | Рассказ таинственных историй | 1 | Выполнение заданий | 1 | Ребусы, задания | Коллективная работа |