Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Секреты русского языка»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор школы: Зам.директора по на заседании МО
Джамалова Х.А. учебно-воспитатель- руководитель МО
29.08.2015г ной работе Хашимова Б.И.
Есимова Б.З. протокол №1
29.08.2015г 28.08.2015г
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
в 10-А классе
«Секреты русского языка»
Учитель русского языка и литературы:
Хашимов Н.И.
2015-2016 учебный год
Авторская программа кружка по русскому языку в 10-м классе "Секреты русского языка"
Хашимов Н., учитель русского языка и литературы
__________________________________________________________________________
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 10классе. Благодаря данному курсу пятиклассники смогут усвоить основы русского языка,
что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи.
Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений – рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ЕНТ выпускников.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа слова. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива составлена на основе компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 10-11-х классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями русского языка;
развитие связной речи учащихся, как устной, так в письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных текстов на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистической литературой;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
получат новые знания из области лингвистики;
научатся работать над сжатием исходного текста;
смогут проводить различные виды анализа текста.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока | кол-во часов | дата проведения |
1 | Язык и речь. Поэтому человек умеет говорить | 1 | 5.09 |
2 | Русский язык среди других языков мира | 1 | 12.09 |
3 | Изобразительные возможности языка | 1 | 19.09 |
4 | Речь устная и письменная | 1 | 26.09 |
5 | Монолог. Диалог | 1 | 30.09 |
6 | Прямое и переносное значение слов | 1 | 7.10 |
7 | Виды переносных значений | 1 | 14.10 |
8 | Предложение как единица языка | 1 | 21.10 |
9 | Текст. Тема текста | 1 | 28.10 |
10 | Микротема и абзац | 1 | 4.11 |
11 | Основная мысль. Контекст | 1 | 18.11 |
12 | Средства связи предложений в тексте | 1 | 25.11 |
13 | Разговорный стиль | 1 | 2.12 |
14 | Официально-деловой стиль | 1 | 9.12 |
15 | Публицистический стиль | 1 | 15.12 |
16 | Научный стиль | 1 | 23.12 |
17 | Художественный стиль | 1 | 13.01 |
18 | Публицистический стиль. Его структура | 1 | 20.01 |
19 | Проблема и аргументы в текстах | 1 | 27.01 |
20 | Художественный стиль речи и его структура | 1 | 3.02 |
21 | Составление текста по образцу | 1 | 10.02 |
22 | Изобразительно-выразительные средства в тексте: фонетические, лексические | 1 | 17.02 |
23 | Изобразительно-выразительные средства в тексте: морфологические, синтаксические | 1 | 24.02 |
24 | Термины в научном стиле | 1 | 2.03 |
25 | Составление высказывания на тему | 1 | 9.03 |
26 | Типы речи | 1 | 16.03 |
27 | Тексты смешанного типа | 1 | 6.04 |
28 | Сочинение – повествование | 1 | 13.04 |
29 | Сочинение – описание | 1 | 20.04 |
30 | Сочинение – рассуждение | 1 | 27.04 |
31 | Виды анализа прозаического текста | 1 | 4.05 |
32 | Анализ поэтического текста | 1 | 11.05 |
33 | Конспектирование | 1 | 18.05 |
34 | Система работы над анализом текста | 1 | 25.05 |
Литература для учителя:
Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 10-11-х классов. - М., 2001.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – M.,1977
Купина Н.А. Лингвисхический анализ частей речи. - М.,1980.
Львова С.И. Уроки русского языка в 10-11-х классах: программа, планирование, материалы к урокам. - М.,1996.
Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения - М., 2004.
Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М.,1999.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 10-11 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Литература для учащихся:
Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь русского языка для учащихся 10-11 классов. - М., 2009
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка).-М., 1992.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М. Д 993.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке - М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный словарь. - М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. - М., 1984