Матикова Екатерина Алексеевна
Студентка 3 курса
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
ПОНЯТИЕ «САМООЦЕНКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье раскрывается понятие «самооценка», а также особенности её развития у младших школьников.
Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, формирование.
Самооценка является одним из важнейших компонентов личности. Ее формирование происходит с раннего детского возраста под влиянием социума, который окружает личность.
Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Данный вопрос актуален в сегодняшние дни, так как многие педагоги в ходе учебного процесса не учитывают некоторые личностные особенности. Корректировка самооценки со стороны педагога поможет обучающимся добиться больших результатов не только в учебе, но и в социуме. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве и продолжает – в течение всей жизни.
Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе и особенности развития самооценки у младших школьников
К самооценке в педагогике и психологии относится способность оценить собственные силы и возможности, самооценка позволяет индивиду рассчитывать свои силы и брать посильные обязанности, соответствуя при этом целям и требованиям социума и в соответствии с этим грамотно ставить перед собой адекватные задачи.
Понятие «самооценка» включает в себя большое количество физических, поведенческих, психологических и социальных явлений личности, которые связаны с оцениванием человеком самого себя по данным параметрам. Довольно часто ученые, посвящающие свои труды исследованию самооценки, используют в работе следующие схожие между собой понятия: самосознание, самоотношение, самоуважение и сама самооценка. Но, несмотря на схожесть, ученые дифференцируют данные понятия друг от друга, выявляя различия между ними согласно той концепции, в которой они работают, соответственно, они указывают и на отличия самооценки от других терминов.
Первым дал трактовку понятия «самооценка», «образ самого себя» и ввел данное понятие в структуру личности, Б. Г. Ананьев [1, c 31]. Самооценку он разделял на самодовольство и недовольство собой. Самооценка - это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей.
По мнению С. Г. Якобсона, самооценка – это отношение индивида к самому себе, его представления о самом себе (убеждения, чувства, эмоции, которые направлены на себя и свою судьбу) [19, c 55].
Рассматривая самооценку как самостоятельный личностный конструкт, А. К. Болотова говорит о том, что самооценка – это автономный элемент самосознания, «который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени «самопринятия» субъекта, его удовлетворения самим собой» [4, c 116].
Рассмотрим особенности формирования самооценки младших школьников.
Среди факторов, которые влияют на процесс становления самооценки у младших школьников, отечественные и зарубежные ученые выявляют общение с ровесниками, особенности общения и связи с родителями, их поддержу, степень участия и управления и удовлетворение от процесса совместной деятельности. Наряду с вышеперечисленными факторами важную роль в формировании самооценки младших школьников играют учебная деятельность, семейные, социальные, психолого-педагогические факторы и т. д.
Оценивание себя, своих возможностей и способностей младших школьников происходит в процессе наблюдения за окружающими людьми. Он понимает себя через отношение этих людей к себе. Иначе говоря, система межличностных отношений, участником которой является младший школьник, воспринимается им как часть его личной жизни, часть его системы взаимодействий с окружающими, которые играют важную роль для него, а также способствуют становлению его самооценки.
Следовательно, в процессе общения происходит формирование образа «Я», изменение самоотношения. Эти явления тесно связаны со стремлением младших школьников к самосовершенствованию путем самоизменения.
В данной работе решались такие задачи, как:
рассмотрение понятия «самооценка» разных авторов;
рассмотрение особенностей формирования самооценки младших школьников
Адекватная самооценка предоставляет младшему школьнику возможность разумно расценивать себя, свои возможности, способности к решению каких-либо задач разного уровня сложности и в зависимости от тех требований, которые предъявляет ему общество. Из этого следует, что развитие адекватной самооценки будет способствовать формированию успешной социализированной личности [12, c 10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев при участии Л. И. Сергеева // Школьное воспитание.- 2015. - №12. - С. 31-34.
2. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 416 с
3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С.67-74.
4. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 116-125.
5. Бороздина, Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2015. – №3. – С.30-38.