«Взаимодействие семьи и школы»
Родители и педагоги — две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие, прежде всего, взимопонимание, взаимодополнение и доверие друг к другу. Поэтому, родителям необходимо знать о целях, задачах и конечном результате воспитательного и образовательного процесса, осуществляемого школой, чтобы стать союзником и помощником в развитии, формировании и воспитании ребенка как личности.
Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий.
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там СВОЙ:
Любим тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви. Эта любовь дает ребенку не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, старших друзей. Но родители всегда должны помнить, что воспитание детей - это воспитание себя. Родители должны помнить, что ребенка воспитывают не нотации, не детский сад, не школа. Детей воспитывает образ жизни, ваш, дорогие родители, образ жизни общества, государства в целом. И что бы ни говорилось взрослыми, какие бы мудрые системы воспитания ни применялись, дети будут следовать сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей. Дети, особенно дошкольники и младшие школьнки, подчиняясь высокому авторитету родителей, многое делают «как папа», «как мама» - играют в те же игры, повторяют те же слова и выражения, любят - не любят читать, мыть посуду, рисовать, делать зарядку, ходить - не ходить в театры, музеи, на выставки. Следовательно, получается, что воспитание детей всецело зависит от нашего собственного миропонимания, от того, как живём мы сами.
Родители, понимающие сына или дочь, становятся старшими друзьями, помощниками, советчиками. Вы – опора своих детей!
Хочу поделиться с вами небольшой статистикой. Я специально провела небольшой опрос среди школьников. Вот вопросы и ответы.
С кем в семье ты особенно дружен? Мама – 85%, папа- 10%, сестра, брат- 5%
Кому ты чаще всего доверяешь свои секреты? 80% - никому, 20%- маме и папе
Все ли знают о тебе родители? 72%- нет, 28% - да
Понимают ли тебя папа и мама? 30% -да, 12%-нет, 58% - не всегда
Всегда справедливы к тебе в семье? 27%- нет, 63%- да
Чего вы ждете от своих родителей? Понимания, поддержки, доверия, помощи в трудную минуту
Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы очевидны. Лев Кассиль писал: «Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
У нас в школе существуют следующие формы взаимодействия с родителями:
Психолого-педагогическое просвещение родителей (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, БЕСЕДЫ, КОНФЕРЕНЦИИ)
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс(ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ, ФЕСТИВАЛИ, ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ,ВНЕКЛАСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: ЯРМАРКИ, «ДЕНЬ СЕМЬИ», «МАМА, ПАПА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ», РАЗЛИЧНЫЕ ФОТОВЫСТАВКИ «ЛУЧШЕ МЕНЯ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО МОЯ ДОЧЬ», «ПАПА НАШ ЗАЩИТНИК»)
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ КЛАССА И В ОБЩЕШКОЛЬНОМ КОМИТЕТЕ)
Сотрудничество семьи и школы – это значит вместе против проблемы, а не против друг друга!!! Когда люди объединяются, они могут гораздо больше!!!
НЕБОЛЬШИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встречается в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился ещё один авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Учение –это нелегкий и ответственный труд. Обучение в школе занимает значительное время в течении дня, но это не должно лишать его многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться достаточно времени для игр.
Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить.
Если у вас родители возникают проблемы в процессе учебной деятельности, обращайтесь к нам специалистам школы — учителям, педагогу-психологу, к классному руководителю, педагогу-организатору, медработнику, логопеду, завучу или директору.
Только взаимодействие всех нас может помочь решить все проблемы и воспитать человека, которым можно гордиться!!!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)