Тема. Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Цель: - познакомить с содержанием русской народной сказки.
Задачи:
– совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности, память;
– продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.
Планируемые результаты образования:
Предметные: читать сказку плавно, целыми словами, при повторении-читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать , используя соответствующую лексику.
Личностные: представления о добре и зле, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Ход урока.
1 .Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
Громко прозвенел звонок…
2.Подготовительные упражнения
1.Речевая разминка
Ши-Ши-Ши - любят сказки малыши
Ша-ша-Ша - книга есть у малыша
Шо-Шо-Шо - мы читаем хорошо
Шу-шу –шу – я читаю и пишу.
3.Актуализация опорных знаний.
- Какие книги вы любите слушать и читать больше всего?
- Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами, знакомясь с народной мудростью.
- Назовите свои любимые сказки, обратите внимание на нашу выставку книг.
4.Целепологание.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок»)
-Чему учит нас сказка? (дружбе, взаимопомощи…)
- Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин)
Вывод. Это сказка авторская.
-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)
На доске появляются карточки:
СКАЗКИ
АВТОРСКАЯ НАРОДНАЯ
- Давайте вспомним эту сказку (театрализация сказки, выступление детей).
5. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
А ветер все тише-тише
А деревцо все выше-выше-выше
6.Изучение нового материала.
Учительзагадывает загадку.
Едва повеяло зимой.
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их
- Ребята, как вы думаете что это? (Рукавица) А ласково, как скажем? (Рукавичка).
- Правильно. Вот и название нашей сказки, которую мы будем читать сегодня «Рукавичка».
а) Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.37.
-Прочитайте название сказки.
Дети: Рукавичка.
Есть ли автор у данной сказки? (НЕТ)
-Как называется такая сказка? (народная)
-Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей)
б) Словарная работа
ру-ка-вица- рукавичка
об-ро-нил – обронил
бре-дет – бредет
7. Чтение сказки учащимися.
8. Беседа.
-Чем похожа и чем отличается сказка «Рукавичка» от сказки «Теремок»? Сходство: героями, последовательность
Отличие: герои другие, конец другой.
( ответы детей)
-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)
9.Работа над сравнением сказок.
-Прочитаем слова на карточках из сказок.
10.Самопроверка ( на доске распечатаны слова распределённые по сказкам, дети проверяют)
12.Работа с пословицами. Игра «Найди пару»
Даны разрезанные пословицы (карточки):
Не учись разрушать,( а учись строить.)
Сила сломит всё, ( а ум- силу.)
В тесноте, ( да не в обиде.)
13.Обсудите в паре смысл пословиц.
-Какая пословица подходит к нашей сказке?
14.Итог урока.
-С какой сказкой мы познакомились?
-Что понравилось на уроке?