СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автотрофы и гетеротрофы 7 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автотрофы и гетеротрофы 7 кл»

Урок по теме «Автотрофы и гетеротрофы»

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении организмов автотрофов и гетеротрофов.

2.        Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся о группах живых организмов по типу питания в клетке: автотрофы (хемотрофы и фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, голозои, паразиты)

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

  • Характеризуют живые организмы по типу питания;

  • приводят примеры различных организмов по типу питания ;

  • знают типы питания живых организмов ;

Метапредметные:

  • участвуют в постановке темы урока;

  • работают с различными источниками информации;

  • устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

  • сотрудничают с одноклассниками (в паре);

  • выражают и аргументируют свои мысли;

  • оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные:

  • убеждаются в познаваемости мира;

  • убеждаются в зависимости свойств вещества и областей его применения от

  • проявляют интерес к изучению биологии.

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2.        По способу организации: комбинированный.

3.        По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

1.        Основной: объяснительно-иллюстративный.

2.        Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа и др.

Средства обучения:

мультимедийное оборудование;

презентация для обучающихся по теме

Ход урока:


Автотрофы

Автотрофы никого не едят, органические вещества делают сами из неорганических.

  • Автофототрофы – энергию получают из света (фотосинтез). К фототрофам относятся растения и фотосинтезирующие бактерии.

  • Автохемотрофы – энергию получают при окислении неорганических веществ (хемосинтез). Например,

  • серобактерии окисляют сероводород до серы,

  • железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного,

  • нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до азотной кислоты.

Сходство и различие фотосинтеза и хемосинтеза

  • Сходства: все это пластический обмен, из неорганических веществ делаются органические (из углекислого газа и воды – глюкоза).

  • Различие: энергия для синтеза при фотосинтезе берется из света, а при хемосинтезе - из окислительно-восстановительных реакций.

Гетеротрофы

Гетеротрофы получают органические вещества в готовом виде, с пищей. К гетеротрофам относятся животные, грибы и большинство бактерий.

Способы питания гетеротрофов
1. Хищники – убиваю жертву, а затем съедают (лев, щука, оса).
2. Паразиты – поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулёзная палочка, дизентерийная амеба, аскарида и т.п.)
3. Cапрофиты (сапротрофы) – питаются мертвыми организмами (личинки мясных мух, плесневые грибы, бактерии гниения).
4. Cимбионты – получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе. Например:

  • Микориза (грибокорень) – симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли.

  • Лишайник – симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб водорослям – соли и воду.

  • Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха.

Головной мозг

Продолговатый мозг

  • отвечает за дыхание, кровообращение, пищеварение;

  • содержит рефлексы кашля, чихания, глотания, сосания, рвоты и т.д.

Мозжечок отвечает за координацию движений.

Средний мозг отвечает за ориентировочные реакции на свет и звук.

Промежуточный мозг регулирует обмен веществ в организме, согласовывает физиологические процессы, поддерживает гомеостаз (постоянство внутренней среды) двумя способами:

  • через гипофиз управляет всеми остальными железами внутренней секреции организма;

  • участвует в формировании чувств голода, холода, жажды и т.п., таким образом, влияет на поведение.

Большие полушария

  • в передней части лобной доли находится зона логического мышления(она развита у человека лучше, чем у других животных);

  • в задней части лобной доли находится двигательная зона тела(отвечает за произвольные движения);

  • в нижней части лобной доли, на границе с теменной и височной, находится зона речи (она имеется только в мозге человека, у животных ее нет);

  • в передней части теменной доли находится чувствительная зона тела (зона кожно-мышечной чувствительности);

  • в затылочной доле находится зона зрения; это центральная часть зрительного анализатора;

  • в височной доле находится зона слуха, это центральная часть слухового анализатора.