СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автотрофы и гетеротрофы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9-х классов содержание урока и домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Автотрофы и гетеротрофы.»

Тема: Автотрофы и гетеротрофы

Цель: познакомиться с особенностями автотрофного и гетеротрофного питания.

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Для чего клетка может использовать поглощаемые ею вещества?

2. Какими способами клетка может питаться?

Содержание урока

Все живые организмы, обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества.

Первая группа – автотрофы, что в переводе с греческого языка означает «самопитающиеся». Они способны самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических – воды, углекислого газа и других. Энергию для таких сложных превращений они получают либо за счет солнечного света и называются фототрофами, либо за счет энергии превращений минеральных соединений и в этом случае называются хемотрофами. Но и фототрофные, и хемотрофные организмы не нуждаются в поступлении извне органических веществ. К автотрофам относятся все зеленые растения и многие бактерии.

Принципиально иной способ получения необходимых органических соединений у гетеротрофов. Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать такие вещества из неорганических соединений и нуждаются в постоянном поглощении готовых органических веществ извне. Затем они «перестраивают» полученные извне молекулы для своих нужд. Гетеротрофные организмы находятся в прямой зависимости от продуктов фотосинтеза, производимых зелеными растениями. Например, питаясь капустой или картофелем, мы получаем вещества, синтезированные в клетках растений за счет энергии солнечного света. Если же мы питаемся мясом домашних животных, то надо помнить, что эти животные питаются растительными кормами: травой, зерном и т. п. Таким образом, их мясо построено из молекул, полученные с растительной пищей.

К гетеротрофам относятся грибы, животные и многие бактерии. Некоторые клетки зеленого растения также гетеротрофны: клетки камбия, корня. Дело в том, что клетки этих частей растений не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

Гетеротрофные клетки и организмы нуждаются в поступлении извне готовых органических веществ: аминокислот, сахаров, липидов, витаминов. В зависимости от того, откуда гетеротрофные организмы получают питательные вещества, их делят на группы.

Сапрофиты питаются мертвыми органическими остатками; к ним относятся бактерии гниения, многие грибы.

Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред; это например, болезнетворные бактерии, грибы – паразиты растений, животных и человека.

Третья группа гетеротрофов – голозои.

Голозойное питание включает три этапа:

-поедание,

-переваривание,

-всасывание переваренных веществ.

Очевидно, что голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему.

Голозойно питающихся животных можно подразделить на:

-плотоядных,

-растительноядных,

-всеядных.

Закрепление

Вопросы:

1. За счет чего получают энергию автотрофы?

2. За счет чего получают энергию гетеротрофы?

3. Какие черты делают эвглену зеленую похожей на животное и на растение?

4. В чем различие между сапрофитами и паразитами?

5. Может ли бактерия питаться голозойным путем?

Обобщение

Сформулировать вывод по уроку.

Домашнее задание:

1. Параграф 2.10 на страницах 64-65 учебника, параграф 2.12 на страницах 69-70 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 65 учебника, вопросы 1-2 на странице 70 учебника.

3. Словарь: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, сапрофиты, паразиты, голозойное питание.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя