Принята на педагогическом совете Утверждена приказом по школе
Протокол № 3 от 02.09.2020 г. № 228 от 02.09.2020 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной
направленности
«Азбука безопасности»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Затеева В.В.,
социальный педагог
Анисимово
2021
Содержание программы
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………..3
Учебный план…………………………………………………………………………………………………………………………..5
Рабочая программа……………………………………………………………………………………………………………............10
Календарный учебный график………………………………………………………………………………………………………15
Формы аттестации…………………………………………………………………………………………………………………….23
Оценочные материалы………………………………………………………………………………………………………………..23
Методические материалы…………………………………………………………………………………………………………….27
Организационно-педагогические условия…………………………………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………...29
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» является программой социально – гуманитарной направленности. Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций и детских творческих объединений:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области безопасности, спасательного дела и в области медицины.
Отличительными особенностями программы является то, что она призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности, вести здоровый образ жизни.
Адресат программы: учащиеся 5-9 классов МОУ «Анисимовская основная школа». Возраст учеников – 11-15 лет.
Цель программы
Формирование у детей умения оценивать различные ситуации и правильно в них действовать.
Задачи программы
Обучающие:
- Дать понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях, основах безопасного поведения
при их возникновении, основах здорового образа жизни, культуры общения и
поведения в социуме.
- Сформировать способность обучающихся правильно действовать в опасных и
чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Развивающие:
- Развивать качества личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Развивать интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду, работе на результат.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение к товарищам, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Объем, срок и режим занятий: программа рассчитана на 3 года, включает 34 часа в год и 102 часа за 3 года. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 45 минут. Занятия проходят в кабинете географии с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ППБ.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. Используются следующие группы форм организации обучения:
- по количеству учащихся, участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная);
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (уроки-беседы, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, практическая деятельность, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы и т.д.);
- по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, экскурсии, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, коллективная.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности.
Ученик узнает
- историю возникновения ПДД и ПБ;
- правила движения по дороге;
- дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
- сигналы светофора и пожарной сигнализации;
- виды транспорта;
- средства пожаротушения;
- причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
- меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами.
Ученик сможет:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать своё поведение на дороге;
- осуществлять последовательность действий при возникновении пожара в жилище и знать подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- осуществлять порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Всего часов | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика |
| 1. | Введение. | 1 | 1 | | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2-3. | Дорога в школу и домой. | 2 | 1 | 1 | Создание схемы безопасного пути в школу |
4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | 1 | 1 | | Входящее онлайн-тестирование |
5. | Правила поведения на дорогах | 1 | 1 | | |
6. | Светофор. | 1 | 1 | | Изготовление игры «Светофор» |
7. | Пешеходные переходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Виды дорожных знаков. | 1 | 1 | | Рисунок «Дорожные знаки» |
9. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | 1 | | 1 | |
10. | Практическое занятие «Я-пешеход» | 1 | | 1 | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | 1 | | |
12. | Спички не тронь, в спичках огонь! | 1 | 1 | | Рисунок «Такие опасные безопасные спички» |
13-14 | Причины возникновения пожара | 2 | 2 | | |
15. | Противопожарный режим в школе | 1 | 1 | | |
16-17. | Действия в случае пожара. | 2 | 1 | 1 | Моделирование действий в случае пожара |
18. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | | 1 | |
19. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | 1 | | 1 | |
20. | Игра «Пожарная дружина» | 1 | | 1 | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 1 | | |
22. | Опасные ситуации в школе | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ об опасных местах школы |
23. | Опасность у тебя дома | 1 | 1 | | Составить список опасных предметов |
24. | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | 1 | 1 | | Памятка «Я дома один» |
25. | Как вести себя с домашними питомцами | 1 | 1 | | |
26. | Отдыхаем без опасности | 1 | 1 | | Нарисовать знаки безопасности |
27. | Опасные растения и грибы | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисунок «Несъедобные грибы» |
28. | Не трогай нас | 1 | 0,5 | 0,5 | Составить рассказ по карточкам |
29. | С кем дружат болезни | 1 | 1 | | |
30. | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | 1 | | 1 | |
31. | Итоговое занятие - презентация | 1 | 1 | | |
32-34. | Участие в конкурсах и акциях. | 3 | 3 | | |
Итого: | 34 | | 34 | 24 | 10 | |
Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | | Количество часов | Формы контроля |
Всего часов | теория | прак-тика |
| 1. | Введение. | 1 | 1 | | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 2 | 1 | 1 | Памятка «Как вести себя на улице» |
4. | На наших улицах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисунок «Улица полна опасностей» |
5. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | 1 | | Рисунок «Регулировщик на дороге» |
6. | Правила перехода улиц и дорог. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Обязанности пассажиров. | 1 | 1 | | Подготовка к итоговому занятию |
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | | 1 | Конкурс рисунков |
| 9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | 2 | | 2 | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | 1 | | Рисунок «Огонь – друг человека» |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | 2 | | Письмо другу «Почему возникают пожары» |
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | 1 | | |
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | | 1 | |
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | 1 | | Памятка «Уходя из дома, проверь…» |
17. | Первая помощь при ожогах. | 1 | | 1 | |
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | 1 | | 1 | |
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | 1 | | 1 | |
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | 1 | | 1 | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 1 | | Составить ситуационную задачу |
22. | Школьный травматизм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Советы «Где в школе нужно быть осторожным» |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Памятка «Помоги себе сам» |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | 1 | | Разработать комплекс утренней зарядки |
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | 1 | | Коллаж «Повседневная гигиена» |
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | 1 | | 1 | Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах» |
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | 1 | | 1 | Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях» |
28. | Безопасность в любую погоду. | 1 | 1 | | Памятка «Первая помощь при…» |
29-31 | Безопасность на воде. | 3 | 3 | | Рисунок «Вода несёт опасность» |
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | 1 | | 1 | Подготовка рисунков к итоговому занятию |
33. | Игра «Светофор здоровья» | 1 | | 1 | |
34. | Резерв. | 2 | 2 | | |
Итого: | 34 | | 34 | 19 | 15 | |
Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Всего часов | Количество часов | Формы контроля |
теория | прак-тика |
| 1. | Введение. | 1 | 1 | | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2. | Правила поведения на улице и дороге. | 1 | 1 | | Прочитать рассказы А.Дорохова «Обочина», «Древнее правило» |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисунок по теме занятия |
4. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | 1 | 0,5 | 0,5 | Макет перекрёстка |
5.. | Новое о светофоре и дорожных знаках. | 1 | 1 | | Нарисовать предупреждающий дорожный знак |
6. | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | 1 | | Памятка «Как обходить стоящий транспорт» |
7. | На загородной дороге. | 1 | | 1 | |
8. | Правила езды на велосипеде. | 1 | 1 | | Фигурное вождение велосипеда на специально размеченной площадке |
9. | Игра «Дорожное лото» | 1 | | 1 | |
10. | Практическое занятие «Я – пешеход» | 1 | | 1 | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | 1 | | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | 2 | | Плакат «Причины возникновения пожаров» |
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | 1 | | |
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | | 1 | |
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | 1 | | Плакат «Пожар дома. Мои действия» |
17. | Лесные пожары. | 1 | 1 | | Тест Составить кроссворд «Лесные пожары» |
18. | Игра «Волшебный телефон 01». | 1 | | 1 | Внести в дом. телефонную книгу номера вызова пожарной охраны |
19. | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | 1 | | 1 | Написать письмо от имени инспектора по ППБ |
20. | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | 1 | | 1 | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22-23. | Безопасное поведение дома. | 2 | 2 | | Придумать и разыграть сценку группой «Как правильно?» |
24. | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | 1 | | 1 | |
25-27. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 3 | 3 | | |
28. | Практическое занятие «Звоним по телефону» | 1 | | 1 | Внести в домашнюю телефонную книгу номера служб экстренной помощи |
29. | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | 1 | | 1 | |
30. | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | 1 | 1 | | Составить правила сбора грибов и ягод |
31. | Правила поведения в лесу. | 1 | 1 | | Памятка «Как сориентироваться в лесу» |
32-33. | Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны» | 2 | | 2 | |
34. | Резерв. | 2 | 2 | | |
Итого: | 34 | | 34 | 20,5 | 13,5 | |
Содержание программы
Первый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Краткое содержание |
| 1. | Введение. | Задачи курса. |
Дорожная азбука | 2-3. | Дорога в школу и домой. | Рассказ о местоположении школы в населённом пункте. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. |
4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | Наиболее опасные места для движения пешеходов. Повышение интенсивности движения транспорта |
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | Дорога. Обочина, тротуар, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения по загородной дороге. |
6. | Светофор. | Пешеходный светофор и его сигналы. |
7. | Пешеходный переход. | Где и как надо переходить улицу |
8. | Что означают дорожные знаки. | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие |
9. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | Повторение пройденного материала по ПДД |
10. | Практическое занятие «Я-пешеход» | Занятие на улице. Проверка знаний, умений, полученных при изучении раздела |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | Выявление знаний по теме. Анализ конкретных ситуаций |
12. | Спички не тронь, в спичках огонь! | Разбор ситуаций. |
13-14 | Причины возникновения пожара | Изучение материала на основе видео-уроков |
15. | Противопожарный режим в школе | Пожарная сигнализация. Запасные выходы. Правила эвакуации |
16-17. | Действия в случае пожара. | Вызов пожарной охраны по телефону. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах |
18. | Практическое занятие по эвакуации | |
19. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | |
20. | Игра «Пожарная дружина» | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | Чего нужно опасаться в повседневной жизни. |
22. | Опасные ситуации в школе | Безопасное поведение в школе: кабинет, коридор, лестница, игровая площадка, спортзал, столовая |
23. | Опасность у тебя дома | Что дома может быть опасным: химические, лекарственные средства; электроприборы; колющие и режущие предметы |
24. | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | Как вести себя с незнакомыми людьми. |
25. | Как вести себя с домашними питомцами | Когда четвероногие друзья опасны |
26. | Отдыхаем без опасности | Опасности, подстерегающие нас на отдыхе |
27. | Опасные растения и грибы | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые растения. |
28. | Не трогай нас | Хищники. Ядовитые животные. Животные-возбудители опасных заболеваний. Места обитания опасных животных |
29. | С кем дружат болезни | Ситуации, которые могут привести к болезням |
30. | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | |
31. | Итоговое занятие | Подведение итогов изучения курса за год |
32-34. | Резерв. | |
Итого: | 34 | | |
Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Краткое содержание |
| 1. | Введение. | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий |
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | Повторение ПДД История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года |
4. | На наших улицах. | Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками. |
5. | Сигналы светофора и регулировщика. | Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика |
6. | Правила перехода улиц и дорог. | Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился» |
7. | Обязанности пассажиров. | Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров |
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | Подведение итогов изучения раздела |
| 9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | Подведение итогов |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | Повторение ППБ |
12-13. | Причины возникновения пожара | По каким причинам возникают пожары. |
14. | Противопожарный режим в школе | Повторение изученного. Школьный план эвакуации. |
15. | Практическое занятие по эвакуации | |
16. | Действия в случае пожара дома. | Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации |
17. | Первая помощь при ожогах. | |
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | |
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | |
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | Опасности, которые нас подстерегают. |
22. | Школьный травматизм. | Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | Отравления продуктами питания. |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ |
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься. |
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | |
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | |
28. | Безопасность в любую погоду. | Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд |
29-31 | Безопасность на воде. | Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим |
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | Подведение итогов изучения курса за год |
33. | Итоговое занятие | Подведение итогов изучения курса за год |
34. | Резерв. | |
Итого: | 34 | | |
Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Краткое содержание |
| 1. | Введение. | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий |
Дорожная азбука | 2. | Правила поведения на улице и дороге. | Соблюдение ПДД – залог безопасности на улице и важный элемент культуры поведения в общественных местах |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Пересказ и анализ и прочитанных дома произведений А.Дорохова |
4. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | Элементы улиц и дорог. Особенности перехода улицы на нерегулируемом перекрёстке. |
5.. | Новое о светофоре и дорожных знаках. | Повторение изученного. Транспортные и пешеходные светофоры. Места установки дорожных знаков |
6. | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Общие обязанности пассажиров. Правила обхода стоящего транспорта |
7. | На загородной дороге. | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах |
8. | Правила езды на велосипеде. | Возрастное ограничение для езды на велосипеде. Места для движения на велосипедах |
9. | Игра «Дорожное лото» | Подведение итогов |
10. | Практическое занятие «Я – пешеход» | Движение группы по намеченному маршруту. Наблюдение за дорожным движением. Разъяснение действий водителей транспорта и пешеходов. |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | Повторение ППБ |
12-13. | Причины возникновения пожара | Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций |
14. | Противопожарный режим в школе | Повторение изученного. Пожарные водоёмы |
15. | Практическое занятие по эвакуации | |
16. | Действия в случае пожара дома. | Пожарная безопасность в картинках. |
17. | Лесные пожары. | Причины возникновения лесных пожаров – типичные случаи. Типы лесных пожаров. Что делать, если вы попали в зону пожара? |
18. | Игра «Волшебный телефон 01». | Вызов пожарной охраны по стационарному телефону и телефонам сотовой связи |
19. | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | Подведение итогов по изученному материалу |
20. | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | Подведение итогов |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе. | Повторение изученного. Шалости - причина школьного травматизма |
22-23. | Безопасное поведение дома. | Правила безопасного поведения дома |
24. | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | Бытовые травмы: поражение электрическим током, отравление газом. Причины поражения и правила оказания первой медицинской помощи |
25-27. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | Детское воровство, хулиганство. Террористическая угроза. Если ты оказался в заложниках. |
28. | Практическое занятие «Звоним по телефону» | Повторение номеров служб экстренной помощи. Отработка навыка действия в экстремальных ситуациях. |
29. | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | Виды травматизма и меры их предупреждения. Приёмы оказания первой медицинской помощи |
30. | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | Сравнение съедобных и несъедобных растений и грибов по рисункам |
31. | Правила поведения в лесу. | Как вести себя в лесу. Ориентирование в лесу по местным признакам. Если ты заблудился |
32-33. | Итоговое занятие. | Подведение итогов изучения курса за год |
34. | Резерв. | |
Итого: | 34 | | |
Календарный учебный график
2021-2022 учебный год
| Начало четверти | Окончание четверти |
1 четверть | 01.09.2021 | 24.10.2021 |
2 четверть | 05.11.2021 | 28.12.2021 |
3 четверть | 11.01.2022 | 20.03.2022 |
4 четверть | 28.03.2022 | 30.05.2022 |
Продолжительность каникул: Осенние: 25.10 – 03.11. 21 Зимние: 28.12 – 10.01. Весенние: 21.03 – 27.03
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Дата проведения | Коли- чество часов | Тема | Формы и методы занятия | Формы контроля |
| 1. | 02.09 | 1 | Введение. | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2-3. | 06.09 13.09 | 2 | Дорога в школу и домой. | Беседа Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни» Практическое занятие | Создание макета безопасного пути в школу |
4. | 20.09 | 1 | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | Презентация «На улицах посёлка», «В городе» Настольная игра | Рисунок «Опасности на дорогах» |
5. | 27.09 | 1 | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | Просмотр м/ф «Безопасное место», «Пограничная территория» | Модель из пластилина «Дорога. Тротуар. Обочина» |
6. | 04.10 | 1 | Светофор. | Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки» | Изготовление закладки для книги «Светофор» |
7. | 11.10 | 1 | Пешеходный переход. | Просмотр м/ф «Зебра», «Переходы» Практическое занятие | Выучить стихотворение «Зебра» |
8. | 18.10 | | Что означают дорожные знаки. | Просмотр м/ф «Дорога. Знаки», «Не детский знак» | Рисунок «Дорожные знаки» |
9. | 01.11 | 1 | Праздник «Посвящение в пешеходы» | Викторина, конкурсы, подвижные игры Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу» | |
10. | 08.11 | 1 | Практическое занятие «Я-пешеход» | Практическое занятие | |
Служба 01 | 11. | 15.11 | 1 | Огонь – друг и враг человека | Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – враг человека» |
12. | 22.11 | 1 | Спички не тронь, в спичках огонь! | Беседа. Игра. Просмотр м/ф «Опасные игрушки» | Рисунок «Такие опасные безопас-ные спички» |
13-14 | 29.11 06.12 | 2 | Причины возникновения пожара | Беседа по стихотворениям Просмотр м/ф «Чтобы не было беды» | Выучить отрывки из рассмотренных произведений |
15. | 13.12 | 1 | Противопожарный режим в школе | Беседа | |
16-17. | 20.12 27.12 | 2 | Действия в случае пожара. | Беседа Практическое занятие Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Моделирование действий в случае пожара |
18. | 17.01 | 1 | Практическое занятие по эвакуации | Практическое занятие | |
19. | 24.01 | 1 | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | Защита рисунков «Осторожно, огонь!» | |
20. | 31.01 | 1 | Игра «Пожарная дружина» | Игра-соревнование | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | 07.02 | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | Разбор конкретных ситуаций | |
22. | 14.02 | 1 | Опасные ситуации в школе | Беседа Экскурсия по школе | Рассказ родителям об опасных местах в школе |
23. | 21.02 | 1 | Опасность у тебя дома | Беседа Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острые предметы» | Составить список опасных предметов |
24. | 28.02 | 1 | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома» | Памятка «Я дома один» |
25. | 07.03 | 1 | Как вести себя с домашними питомцами | Анализ конкретных ситуаций | |
26. | 14.03 | 1 | Отдыхаем без опасности | Просмотр и анализ м/ф «Безопасность на воде летом», «Место для купания», «Теплее, ещё теплее» | Нарисовать знаки безопасности |
27. | 28.03 | 1 | Опасные растения и грибы | Презентация «Опасные растения и грибы» Работа с гербарием | Рисунок «Несъедобные грибы» |
28. | 04.04 | 1 | Не трогай нас | Презентация «Не трогай нас!» Практическое занятие на школьной площадке | Составить рассказ по серии картинок |
29. | 11.04 | 1 | С кем дружат болезни | Разбор конкретных ситуаций | |
30. | 18.04 | 1 | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | Практическое занятие | |
31. | 25.04 | 1 | Итоговое занятие. | Презентация работ | |
32-34. | 16.05 23.05 30.05 | 3 | Резерв. | | |
Итого: | 34 | | 34 | | | |
Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Дата проведения | Количество часов | Тема | Формы и методы занятия | Формы контроля |
| 1. | | 1 | Введение. | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2-3. | | 2 | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься» Практическое занятие | Памятка «Как вести себя на улице» |
4. | | 1 | На наших улицах. | Беседа Практическое занятие | Рисунок «Улица полна опасностей» |
5. | | 1 | Сигналы светофора и регулировщика. | Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика» | Рисунок «Регулировщик на дороге» |
6. | | 1 | Правила перехода улиц и дорог. | Презентация «В добрый путь» Практическое занятие | |
7. | | 1 | Обязанности пассажиров. | Беседа Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина» | Подготовка к итоговому занятию |
8. | | 1 | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | Викторина. Тест. | Конкурс рисунков |
| 9-10. | | 2 | «Мы учимся соблюдать ПДД» | Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов» Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке | |
Служба 01 | 11. | | 1 | Огонь – друг и враг человека | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – друг человека» |
12-13. | | 2 | Причины возникновения пожара | Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает» | Письмо другу «Почему возникают пожары» |
14. | | 1 | Противопожарный режим в школе | Беседа Изучение плана эвакуации | |
15. | | 1 | Практическое занятие по эвакуации | Практическое занятие | |
16. | | 1 | Действия в случае пожара дома. | Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Памятка «Уходя из дома, проверь…» |
17. | | 1 | Первая помощь при ожогах. | Практическое занятие | |
18. | | 1 | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | Практическое занятие Защита конкурсных работ | |
19. | | 1 | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | Практическое закрепление полученных знаний | |
20. | | 1 | Знатоки правил пожарной безопасности | Викторина. Тест. | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | Решение ситуационных задач | Составить ситуационную задачу |
22. | | 1 | Школьный травматизм. | Беседа. Экскурсия по травмоопасным местам в школе | Советы «Где в школе нужно быть осторожным» |
23. | | 1 | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | Беседа. Практическое занятие | Памятка «Помоги себе сам» |
24. | | 1 | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Презентация «Здоровый образ жизни» | Разработать комплекс утренней зарядки |
25. | | 1 | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы» | Коллаж «Повседневная гигиена» |
26. | | 1 | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах» |
27. | | 1 | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях» |
28. | | 1 | Безопасность в любую погоду. | Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть» | Памятка «Первая помощь при…» |
29-31 | | 3 | Безопасность на воде. | М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде» | Рисунок «Вода несёт опасность» |
32. | | 1 | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | Решение ситуативных задач. Тест | Подготовка рисунков к итоговому занятию |
33. | | 11 | Итоговое занятие | Презентация | |
34. | | 1 | Резерв. | | |
Итого: | 34 | | 34 | | | |
Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Дата проведения | Количество часов | Тема | Формы и методы занятия | Формы контродля |
| 1. | | 1 | Введение. | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | 2. | | 1 | Правила поведения на улице и дороге. | Презентация «Что можно и что нельзя» | Прочитать рассказы А.Дорохова «Обочина», «Древнее правило» |
3. | | 1 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | Анализ произведений Просмотр м/ф «Нетерпеливые водители» | Рисунок по теме занятия |
4. | | 1 | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | Презентация «Учим вместе ПДД» Просмотр м/ф «Перекрёстки» Практическое занятие | Макет перекрёстка |
5.. | | 1 | Новое о светофоре и дорожных знаках. | Презентация «Светофорик приглашает» | Нарисовать предупреждающий дорожный знак |
6. | | 1 | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | Просмотр м/ф «На транспорте», «Малыш в авто» Анализ конкретных ситуаций | Памятка «Как обходить стоящий транспорт» |
7. | | 1 | На загородной дороге. | Просмотр м/ф «На загородной дороге» Практическое занятие | |
8. | | 1 | Правила езды на велосипеде. | Просмотр м/ф «Где кататься?», «Гонки с препятствиями», «Велосипед» | Фигурное вождение велосипеда на специально размеченной площадке |
9. | | 1 | Игра «Дорожное лото» | Игра-обобщение по разделу | |
10. | | 1 | Практическое занятие «Я – пешеход» | Практическое занятие-экскурсия по населённому пункту | |
Служба 01 | 11. | | 1 | Огонь – друг и враг человека | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | |
12-13. | | 2 | Причины возникновения пожара | Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность» | Плакат «Причины возникновения пожаров» |
14. | | 1 | Противопожарный режим в школе | Беседа План размещения пожарных водоёмов | |
15. | | 1 | Практическое занятие по эвакуации | Практическое занятие | |
16. | | 1 | Действия в случае пожара дома. | Просмотр м/ф «Спасик и его команда. Электробезопасность», «Печка» | Плакат «Пожар дома. Мои действия» |
17. | | 1 | Лесные пожары. | Презентация «Лесные пожары» Беседа | Тест Составить кроссворд «Лесные пожары» |
18. | | 1 | Игра «Волшебный телефон 01». | Практическое занятие | Внести в дом. телефонную книгу номера вызова пожарной охраны |
19. | | 1 | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | Создание и защита плакатов | Написать письмо от имени инспектора по ППБ |
20. | | 1 | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | Игра-соревнование | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | | 1 | Опасные ситуации в школе. | Разбор конкретных ситуаций | |
22-23. | | 2 | Безопасное поведение дома. | Просмотр м/ф «Лекарства», «Острые предметы», «Бытовые предметы», «Одни дома», «Незнакомцы», «Высота» | Придумать и разыграть сценку группой «Как правильно?» |
24. | | 1 | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | Практическое занятие | |
25-27. | | 3 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | Игра «Нарисуй закон» | |
28. | | 1 | Практическое занятие «Звоним по телефону» | Практическое занятие | Внести в домашнюю телефонную книгу номера служб экстренной помощи |
29. | | 1 | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | Практическое занятие | |
30. | | 1 | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | Презентация «Съедобные и несъедобные растения, грибы в сравнении» | Составить правила сбора грибов и ягод |
31. | | 1 | Правила поведения в лесу. | Просмотр м/ф «В лесу» | Памятка «Как сориентироваться в лесу» |
32-33. | | 2 | Итоговое занятие | Презентация | |
34. | | 1 | Резерв. | | |
Итого: | 34 | | 34 | | | |
Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как вводный, промежуточный, итоговый контроль.
Входящий контроль - онлайн-тестирование на сайте Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега». Каждый учащийся получает сертификат Регионального центра.
Промежуточный контроль – викторина по правилам безопасности. Итоги викторины заносятся в электронное портфолио ученика.
Итоговый контроль – презентация мультимедийного продукта по одной из изученных тем. Создается электронный банк творческих мультимедийных продуктов учащихся – презентаций, видео-роликов, буклетов, блогов и пр.
Оценочные материалы
1. Электронный ресурс для проведения тестирования https://vega52.ru/volumes/testirovanie-po-pdd Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега». На сайте размещаются онлайн-тесты по правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности. Тесты преднзначены для разных классов и доступны по определенному графику в каждом муниципалитете Нижегородской области.
2. Викторина по правилам безопасности каждое задание викторины оценивается определенным количеством баллов
100 - Что нужно сказать незнакомцу по телефону, если он спрашивает, дома ли родители?
родители дома, но заняты…
200 - Что нельзя делать, если почувствовали запах газа?
Нельзя зажигать спички и проверять, где утечка газа. Может произойти взрыв.
Нельзя зажигать свет, пользоваться электроприборами.
Позвонить 04 или 104.
300 - Что ты будешь делать?
Вспыхнуло масло в сковородке.
Надо сразу плотно закрыть сковороду крышкой,
выключить плиту,
нельзя заливать водой
400 - Ребенок один дома, в дверь постучали…как он должен поступить.
Не впускайте в квартиру незнакомых людей.
Не вступайте в разговор.
Не говорите, что вы один дома.
Сообщите родителям.
100 - Назовите причины пожара.
печное отопление;
неосторожное обращение с огнем; детская шалость с огнем;
нарушение правил пользования электрическими приборами;
неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети.
200 - Какую информацию нужно сообщить диспетчеру, вызывая пожарных?
место пожара (назначение помещения, этаж на котором оно расположено);
что горит (площадь пожара или задымления, наличие сотрудников, эвакуация которых с места пожара затруднена, наличие условий, затрудняющих тушение пожара);
адрес объекта;
свою фамилию, имя, отчество, телефон.
300 - Что надо делать, если в квартире много дыма?
покрыть голову мокрой салфеткой;
дышать через намоченную ткань;
продвигаться к выходу ползком;
смочить водой одежду;
400 - Безопасное поведение при пожаре в здании.
Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности и определите, откуда она исходит;
Вызовите службу спасения «01»;
Сообщите о пожаре соседям, отключите газ;
Немедленно покиньте помещение;
Двигайтесь к выходу, пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше;
Накройтесь мокрой тканью, дышите через мокрый носовой платок;
Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками;
По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам;
400 - Для чего нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»?
Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
Не заходи с ними в лифт или подъезд;
Не садись в машину к незнакомцам;
Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
200 - Правила поведения при стихийных бедствиях
оповещается через СМИ, через должностных лиц;
отключить газ, воду, электричество; погасить огонь в печах;
эвакуация - необходимо подготовить теплую одежду, сапоги, одеяла и ценности;
собрать трехдневный запас питания; подготовить аптечку; деньги, паспорт и другие документы;
вещи упаковать в рюкзаки или сложить в чемоданы;
прибыть на конечный пункт эвакуации и зарегистрироваться;
действовать по указанию властей.
300 - Как действовать во время гололеда?
Подготовьте нескользящую обувь,
прикрепите на каблуки металлические набойки, наклейте лейкопластырь,
Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву.
При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения.
В момент падения постарайтесь сгруппироваться.
400 - меры предосторожности и правила поведения на льду
Категорически запрещается:
испытывать прочность льда ударом ноги по льду
в этом случае можно сразу провалиться в воду.
Не разрешается переходить водоем в одиночку,
ходить по льду в темное время суток.
катание на коньках, на санках, игра в хоккей на тонком неокрепшем льду.
Толщина льда должна быть не менее 7- 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
Физминутка:
Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, пошли на месте.
100 - Первая помощь при ушибе
обеспечение пострадавшему полного покоя.
приложить к ушибленному месту холод.
можно наложить тугую, давящую повязку
200 - Оказание первой помощи при ранах и порезах
Обработать порез 3% водородной перекисью,марлевым тампоном подсушить поверхность;
Края повреждения смазать йодом, зеленкой, спиртом;
Наложить повязку;
Поверх повязки приложить холод.
300 - Что такое термическое повреждение кожи? Как оказать помощь при ожоге кипятком?
1Ожог;
Промыть обожженный участок холодной водой минут 10, наложить стерильную повязку, дать болеутоляющие средство.
400 - набор (ассортимент) лекарственных средств, перевязочного материала и других предметов медицинского имущества, предназначенный для оказания первой медицинской помощи раненым и больным.
аптечка
- практическое задание - разобрать аптечку.
Категория «Безопасность пешехода»
100 - Вы переходите проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек быстро, быстро заморгал и переключился на желтый. Что должен сделать пешеход в такой ситуации?
Вернуться назад к тротуару.
300 - Как могут пешеходы пересекать проезжую часть?
Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
400 - назовите группы дорожных знаков.
- предупреждающие знаки; - знаки приоритета; - запрещающие знаки; - предписывающие знаки; - знаки особых предписаний; информационные знаки; - знаки сервиса; - знаки дополнительной информации.
( карточки )
«Отгадай ребус».
Перед вами шифровка. Из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:
творог, ящик (1-1)
берег, зола, пастух, крайность (1-1-1-2)
в
Натворил (2 )
Их
руины, закладках (1-3)
«Твоя безопасность в твоих руках»
Методические материалы
Дорога без опасности https://bdd-eor.edu.ru/ Дорога без опасности - это федеральный каталог интерактивных образовательных программ для учеников, их родителей и педагогов. Программа содержит материалы в самых разных форматах: аудио, видео, изображения, инфографика, презентации, тесты и тексты.
Дорога безопасности http://pdd24.ru Очень полезная страничка для учителей - конспекты занятий, и презентации, методические пособия. Обратите также внимание на рубрику Социальная реклама - здесь собрано немало интересных и впечатляющих роликов о том насколько важно соблюдение правил дорожного движения.
Сайт МЧС России https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan На сайте приведены самые верные рекомендации и правила поведения при бытовых, техногенных ЧС, ЧС природного характера, правила оказания первой помощи и памятки гражданской обороны.
Виртуальный интерактивный обучающий комплекс МЧС и ВДПО https://вдпо.рф/ Здесь представлены онлайн-тренажеры, видео, экскурсии по правилам безопасности. Вот некоторые материалы этого сайта:
Важно знать
1.1Опасные факторы пожара
1.2Действия в случае возгорания
1.3Первичные средства пожаротушения
1.4Как вызвать пожарных
1.5Действия при пожаре, если выход есть
1.6Действия при пожаре, если выхода нет
1.7Первая помощь
1.8Знаки пожарной безопасности
Личная безопасность
2.1В квартире
2.1.1Кухня
2.1.2Комната
2.1.3Балкон
2.1.4Коридор, лестничная площадка
2.2Загородный дом
2.2.1Печь, камин
2.2.2Приусадебный участок
2.3На отдыхе. Безопасный костер
2.4На отдыхе. Лес наше богатство
2.5На отдыхе. Лесной пожар
2.6На транспорте. Личный транспорт
2.7На транспорте. Общественный транспорт
2.8Общественные места
2.9Пожароопасные работы
2.10В офисе
2.11В высотных зданиях
2.12Осенне-зимний период. Отопительные приборы
2.13Осенне-зимний период. Новый год
2.14Осенне-зимний период. Пиротехника
2.15Осенне-зимний период. Безопасная елка
2.16Гараж
Безопасность близких
3.1Рекомендации родителям
3.1.1Дети до 3 лет
3.1.2Дети 3-5 лет
3.1.3Дети 6-7 лет
3.1.4Дети 7-10 лет
3.2Рекомендации родителям подростков
3.3Обучающие онлайн-тренажеры
3.4Пожилые люди
3.5Люди с ограниченными возможностями
Организационно-педагогические условия
Материально-технические условия реализации программы
1. Компьютер
2. Спортзал.
3. Спортивный инвентарь
4. Ноутбук.
5. Сканер.
6. Принтер.
7. Классы школы
8. Экран и мультимедийный проектор.
Информационное обеспечение реализации программы
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции
1. Видеоролики
2. Информационные материалы Интернет-сайтов
Кадровое обеспечение реализации программы
Уровень образования педагога - высшее педагогическое.
Образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: высшая.
Список литературы
Список литературы для педагога дополнительного образования
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6 Издательский дом Литера, 2008
Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.- Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009
Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю. Купцова – Самара: Изд – во НТЦ, 2005
Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и классных часов/ Авт.-сост. Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко, О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2007
Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель, 2007
Список литературы для обучающихся и родителей
Улица полна неожиданностей ООО «Видеостудия КВАРТ».
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Уроки Как не попасть в неприятную ситуацию
И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга дидактические сказки о безопасности
И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга Огонь – друг, огонь – враг.
11