
Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП школы, на основе авторской программы «Основы безопасной жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Содержание программы
Данный курс кружка «Азбука безопасности» предназначен для учащихся 3классов и составлен из расчета 1занятие в неделю, всего 34 занятия в год.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа).
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из чрезвычайной ситуации. Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения на железной дороге. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Наш класс (3 часа).
Опасная ситуация в школе. Безопасное поведение в школе. Учебная эвакуация из здания школы в случае чрезвычайной ситуации.
Наш дом и семья (8 часов).
Опасность у тебя дома. Огонь. Электричество. Ожог. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь? Как вести себя с домашними животными. Когда четвероногие друзья опасны.
Безопасное поведение на дорогах (15 часов).
Участники дорожного движения. Наш город. Движение пешеходов и машин. Виды пешеходных переходов. Где и как правильно переходить дорогу. Какой переход самый безопасный? Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Безопасный маршрут в школу. Виды транспорта: наземный, личный, специальные машины-помощницы. Мы пассажиры. Посадка и высадка пассажиров. Поведение детей в автобусе. Как защитить себя во время аварии.
Родная страна (4часа).
Мы путешественники. Отдыхаем без опасности. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Безопасность в отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с дикими животными. Первая помощь при укусах насекомых, диких животных.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;
- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- использовать общие приемы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-передавать информацию (устным, письменным способом);
- оценивать информацию;
- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;
- установлению аналогий, причинно-следственных связей;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказыв
Предметные результаты.
Ученик научится:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться бытовыми приборами;
- использовать по назначению лекарственные препараты;
- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;
- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами;
- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ заня-тия | Тема заятия | Коли- чество часов | теория | практика | Характеристика деятельности ученика | Дата |
проведения |
1. | Экскурсия в микрорайоне школы «Безопасный путь домой(в школу, из) | 1 | | 1 | Выделять опасные ситуации на пути. Понимать безопасный путь. Вклеивание в Дневник школьника (схемы) «Безопасный путь» | |
2-3 | Просмотр спектакля «Путешествие в страну Светофорию» Практическое занятие «Движение по светофору». | 2 | 1 | 1 | Умение узнавать дорожные знаки. Предвидеть чрезвычайные ситуации на дороге и учиться действовать при дтп на дороге. Участие в подвижных играх для умение правильно вести себя при сигнале светофора. | |
4. | Опасная ситуация в школе. | 1 | 1 | | . Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в школе, и правилами поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. | |
5. | Железная дорога – зона повышенной опасности. | 1 | 1 | | Знакомство с опасностями на железной дороге и правилами поведения детей на железной дороге. | |
6. | Огонь – наш друг и враг. | 1 | 1 | | Расширение знаний об огне и порядком эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации. Знакомство с ролью огня в жизни человека, с опасными ситуациями, связанными с возникновением пожаров и правилами поведения при возникновении пожара. | |
7 | Учебная эвакуация из здания школы. | 1 | | 1 | Практическое занятие порядк эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации. | |
8. | Опасность у тебя дома. Просмотр видео «Спасик и его команда» | 1 | | 1 | Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут быть опасными, дома и правилами поведения при возникновении опасной ситуации. | |
9. | Правила поведения на перемене. Сценки (постановка) | 2 | 11 | | Закрепление знания правил поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. | |
10. | Электричество. Проект | 1 | 1 | | Знакомство с ролью электричества в жизни человека и правилами безопасного поведения при обращении с электричеством. | |
11. | Звонок по телефону. Инсценировка.(Выпуск стенгазеты) | 1 | | 1 | Углублениезнания с правилами безопасного ведения разговора по телефону. | |
12. | Звонок в дверь. (Составление памяток) | 1 | | 1 | Расширениезнаний о правилах общения с незнакомыми людьми (при звонке незнакомого человека в дверь). | |
13. | Как вести себя с домашними питомцами. Мульфильм. Памятка. | 1 | | 1 | Знакомство с правилами безопасного общения с домашними животными. | |
14. | Когда опасны четвероногие друзья. | 1 | 1 | | Знакомство с правилами ухода за домашними животными и закрепление правил безопасного поведения при общении с домашними животными. | |
15. | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 1 | 1 | | Закрепление правил безопасного общения с незнакомыми людьми. | |
16. | Мы -участники дорожного движения. Флеш-моб | 1 | | 1 | Расширение понятия - участники дорожного движения (водители, пассажиры, пешеходы). | |
17. | Экскурсия «Виды пешеходных переходов» | 1 | | 1 | Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог, какой переход самый безопасный. | |
18. | Где и как правильно переходить дорогу? Мультфильм « По дороге со Смешариками». | 1 | 1 | | Игры по правилам дорожного движения. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. | |
19. | Конкурс плакатов «Соблюдай ПДД» | 1 | | 1 | Участие в конкурсе плакатов на заданную тему, защита плакатов. | |
20 | Игра на диске «Дорожные знаки». | 2 | 1 | 1 | Расширение представления о назначение и группе дорожных знаков, действие пешеходов в зоне действия отдельных знаков. | |
21. | Просмотр видео –фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» | 1 | 1 | | Углубление представления о чрезвычайных ситуациях(ураганы, наводнения. Взрывы…) | |
22. | Виды транспорта. | 1 | | 1 | Знакомство с назначением и видами транспорта (воздушный, наземный и водный) и группами транспорта по назначению. | |
23-24. | Практическое занятие «Мы пассажиры». Инсценирование стихов на тему « Мы пассажиры.» | 2 | 1 | 1 | Знакомство с видами пассажирского транспорта, а также правилами посадки и выхода из пассажирского транспорта, поведения в транспорте. | |
25-26 | Внимание, авария! Экскурсия на Скорую помощь «Как защитить себя во время аварии?» | 1 | 1 | | Оказание первой медицинской помощи при аварии. | |
27-28. | Практикум «Безопасные места для детских игр» Конкурс рисунков | 1 | 1 | 1 | Знакомство с безопасными местами для детских игр в микрорайоне школы, дома. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. | |
29-30. | Велосипед. Практическое занятие «Правила езды на велосипеде». | 2 | 1 | 1 | Закрепление правил езды на велосипеде.. | |
31. | «Мы путешественники». Просмотр видео-фильма. | 1 | 1 | | Знакомство с тем, как собраться в путешествие и правилами безопасного поведения в путешествии. | |
32. | Отдыхаем на воде без опасности. Советы Тётушки Совы (мультфильм) | 1 | 1 | | Знакомство с правилами безопасного поведения на воде в разные времена года. | |
33 | Экскурсия в лес. «Лесные опасности» | 1 | + | 1 | Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (ядовитые ягоды и грибы), правилами безопасного поведения при общении с дикими животными, оказанием первой помощи при укусах насекомых, домашних и диких животных. | |
34. | Итоговая викторина по ОБЖ. | 1 | 1 | | Участие в итоговой игре-викторине по ОБЖ, конкурсе плакатов по заданной теме. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Безопасность на дорогах. Рабочая тетрадь. 1-4класс. М., «Интелин». 2011.
Школа безопасности. Учебник. 3-4 класс. «АСТ-ЛДТ» 1997
Игровой модульный курс по ПДД. В. И. Ковалько. 1-4 классы Москва «ВАКО» 2004 1-4 классы
Технические средства обучения:
Классная доска.
Интерактивная доска и проектор.
Компьютер.
CD и DVD диски по ОБЖ в начальной школе.
Интернет – ресурсы к занятиям по ОБЖ.
20