Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Хотим представить вашему вниманию презентацию, в которой отражен опыт нашего детского сада по созданию условий для развития речи дошкольников. Поскольку здесь изложены доказавшие свою эффективность разработки, мы назвали эту презентацию «Азбукой развития речи от А до Я».
А В рамках направления по внедрению методов, развивающих разные стороны и функции речи дошкольника, нами было изучено мнение педагогов детского сада о наиболее эффективных способах и приемах развития речи ребенка. Анализ анкет позволил выделить такие ведущие направления работы, как оформление продуктов детской речевой деятельности, развитие мелкой моторики и др.
В детском саду проводятся такие мероприятия, как взаимопосещение занятий, открытые занятия – в рамках которых проводится анализ проводимого педагогом занятия на предмет использования методов руководства развитием разных сторон речи ребенка; анализ занятия на предмет качества речи педагога.
Б Библиотечки, или книжные уголки, существуют в каждом групповом помещении детского сада и являются одними из важных составляющих направления по оснащению групповых помещений специальным оборудованием по развитию речи (другими словами – по оснащению предметно-развивающей речевой среды группы).
В Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
оформление информационного стенда для родителей
консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
проведение конкурсов: “Брейн-ринг”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
проведение родительских собраний;
совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т.д.
Г Роль здоровьезберегающих технологий, а значит различных видов гимнастик в развитии речи детей доказана давно и успешно применяется на практике в дошкольных учреждениях.
Д
Инструктор по физической культуре нашего детского сада, как и другие специалисты, развивает речь дошкольников. Как? Посредством активизации двигательной деятельности. На занятиях используется двигательный режим в обогащении словаря детей. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышления.
Е
Наш детский сад начал ежемесячно выпускает газету « Веселая семейка», в которой Вы можете прочитать самые интересные новости из жизни учреждения, а также познавательные статьи, в том числе и по развитию речи. Это способствует значительному повышению речевой компетентности всех читателей газеты – родителей и педагогов – т.е. тех, кто оказывает непосредственное влияние на развитие речи ребенка.
Ж
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по исправлению нарушений речи организовано взаимодействие логопедов с другими специалистами и педагогами в форме ведения журнала взаимодействия.
З Оформление зон в групповом помещении играет важную роль в управлении речевым развитием дошкольников
Познавательный центр, центр экспериментирования – когнитивная функция речи;
Игровая зона – коммуникативная и экспрессивная функция речи;
Центр мелкой моторики – моторная сторона речи;
И
ЗО-центр – экспрессивная функция речи.
И
Для дошкольника игра является основным, ведущим видом деятельности. Главное преимущество, которое дает игра при обучении детей – это высокая эффективность. Ребенок, увлеченный своим занятием, в несколько раз лучше усваивает новые знания и применяет их на практике. Во время игры развиваются информационная, коммуникативная, экспрессивная функции речи.
К
В каждой группе нашего детского сада созданы картотеки материала по развитию речи как для педагогов, так и для детей. Они удобны в применении и развивают самостоятельность ребенка в выборе материала для деятельности.
Л
М Развитие мелкой моторики руки оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Это объясняется расположением речевых и моторных центров в коре больших полушарий. Поэтому развитие мелкой моторики имеет большой удельный вес в системе работы детского сада по развитию речи детей
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Н Важной составляющей в развитии речи дошкольника является формирование психологической базы речи, энергетического потенциала речевой деятельности ребенка, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения речи как психического процесса. Эти задачи позволяет решить коррекционно-развивающая работа, основанная на элементах нейропсихологии.
Учитель-логопед детского сада основывает свою работу на данном подходе, применяя метод замещающего онтогенеза, автором которого является выдающийся нейропсихолог Семенович А.В.
Важными направлениями здесь являются двигательные, дыхательные, массажные упражнения
О Оформлению родительских уголков педагоги и специалисты детского сада уделяют большое внимание. Информация в уголках является одной из форм помощи и просвещения родителей.
П В образовательной деятельности детский сад использует календарно-тематический принцип планирования. С целью обеспечения системности, усложнения материала учреждением выбрано 34 единых «календарных» или по иному «словарных» тем.
Р Речевая развивающая среда
- это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями игровыми материалами, в такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение, но и речь педагога, и методы и приемы.
Речевые центры – одна из важнейших и наиболее очевидных составляющих речевой развивающей среды. Разработаны рекомендации по содержанию речевых центров в различных возрастных группах.
С В сюжетно ролевой игре дети учатся экспрессивной, коммуникативной сторонам речи. Поэтому отдельное внимание уделяется организации пространства для развития сюжетно-ролевой игры
С
казкотерапия является чрезвычайно эффективным методом развития речи, ее экспрессивной и коммуникативной функции. Комплексные занятия проводят воспитатель группы.
Т Театральные уголки являются элементом речевой развивающей среды, а именно оснащения групповых помещений специальным оборудованием. Они выполняют функцию развития экспрессивной стороны речи дошкольника.
У Учебно-методический комплекс.
Ф Одной из первых и самых важных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является речь педагога. И это не случайно. Речь педагога дошкольного учреждения основывается на том, что он закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их культуре устного высказывания, оказывает огромное влияние на все стороны речи ребенка. А самое главное – демонстрирует образец правильной, богатой, грамотной речи.
Х На основе анализа существующих психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения выделяем следующие:
- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
- методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- оборудование каждой возрастной группы.
О роли речи педагога было уже сказано. Следующие составляющие речевой развивающей среды дошкольного учреждения - методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста, а также оборудование каждой возрастной группы. Подбор данных составляющих напрямую зависит от возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Ц Цель построения речевой развивающей среды-насыщение окружающей воспитанника среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста
Ч Чтение – это сложный, комбинированный процесс, требующий от человека достаточного уровня развития речи. Детский сад не ставит перед собой задачу научить воспитанников чтению, но многие дети к школьному возрасту уже умеют читать. Сами воспитатели читают вслух детям литературные произведения.
Ш В сопровождении речевого развития детей дошкольного возраста важное место занимает отработка речевого дыхания, умения регулировать темп речи, громкость. Разговор шепотом способствует решению этих задач.
Особое значение шепотная речь приобретает в коррекции заикания у детей. Ведь говоря шепотом, дети перестают заикаться.
Э Экскурсии. Воспитанники нашего детского сада часто посещают различные экскурсии за пределами детского сада. Во время экскурсий значительно обогащается словарный запас детей.
В оспитатель группы комбинированной направленности уделяет особое внимание роли экспериментирования в развитии речи детей. Ею разработан цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста, который успешно используется другими педагогами ДОУ.
Ю В 2021 году мы будем отмечать 50-летний юбилей нашего замечательного детского сада, который стал вторым домом для многих детей, любимым местом работы для многих взрослых. За это время проделана огромная работа, достигнуты большие успехи.
Я