Использование технологии мнемотехники, учитывая особенности характера и модальность, использование природных ресурсов воображения и образного мышления, снижение тревожности и напряжения в стрессовых ситуациях, формирование навыков эффективного усвоения информации позволяют улучшить умственные способности, оптимизировать интеллектуальную деятельность, повышают работоспособность учащихся в условиях современного образования, что нашло
подтверждение в результатах многолетней экспериментальной работы в учебных заведениях, внедряющих мнемотехнику.
Внедрение технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс возможно при наличии программы обучения по методике мнемотехники или программы кружка. Также возможно использование методов и приемов мнемотехники педагогами во время проведения обучения, в процессе которого встречаются трудности при усвоении нужной информации. Это может быть сложный для восприятия фрагмент текста или определения, географическое название или физическая величина и т. д. Использование соответствующих приемов экономит время усвоения информации, помогает в интересной форме сформировать ассоциативные связи, сконцентрировать внимание класса или группы учащихся, лучше усвоить необходимую информацию.
Важным моментом внедрения технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс является создание педагогами различных мнемотехнических продуктов: учебных программ с использованием методик мнемотехники, различных тренажеров для улучшения усвоения новой информации, разработка новых приемов и способов улучшения усвоения информации и т. п.
Благодаря единой терминологии и четкой методологической основе создаются соответствующие программы обучения с использованием мнемотехники для облегчения усвоения сложных тем или учебных предметов, что позволяет свободно выбирать способ усвоения новых знаний учащимися в учебно-воспитательном процессе. Для эффективного внедрения технологии мнемотехники учителю рекомендуется усвоить ее основные методы и приемы и апробировать их в школьное и внеурочное время. Целесообразно также познакомить родителей с данными приемами и предложить использовать их при усвоении сложной информации.
Для облегчения создания соответствующих мнемотехнических учебно-методических материалов целесообразно провести об-
мен опытом с коллегами, что будет способствовать высокой эффективности деятельности и поиску наиболее оптимальных вариантов решения проблематики данной темы.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов для улучшения усвоения новой информации является индивидуальная и групповая самостоятельная работа. Поэтому при обнаружении проблем в усвоении новой информации целесообразно познакомить учащихся с методикой усвоения и предложить самостоятельно решить данную проблему, создать определенный учебный продукт: опорный план-конспект, соответствующий тренажер, найти аналогию т. д., и познакомить других с выполненным заданием. Возможно проведение дискуссии, защиты данной работы, результатом которой является не только максимально эффективное усвоение новой информации, но и формирование навыков самообучения, что, безусловно, ведет к улучшению успеваемости.
Таким образом, внедрение мнемотехники в современное образование является актуальным, так как мнемотехника относится к здо-ровьесберегающим технологиям. Ее применение повышает эффективность усвоения новой информации, развивает коммуникативные и познавательные способности личности, творческое, логическое и образное мышление, а также формирует навыки самообучения и повышает уверенность обучающихся в своих возможностях.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена роли и месту мнемотехники как одной из здоровьесберегающих технологий в структуре образовательного процесса. Дано определение понятию «мнемотехника».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, самое лучшее, самое
совершенное и радостное, что есть в
жизни - это свободное движение под музыку
И научиться этому можно у ребенка…
А.И. Буренина
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс:
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которые
основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные
способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Основное назначение программы «Ритмическая мозаика» является универсальным -
психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как
выразительного («музыкального») инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и телазаложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественнойдеятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том,что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себелучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может бытьвыражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
В этой связи весьма актуальна разработка музыкально-образовательной программы
«Ритмическая мозаика» для детей дошкольного возраста с приоритетным направлением –
танцевально - игровой деятельностью.
Работая по программе «Ритмическая мозаика» мы способствуем развитию музыкальности,
двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в
движении под музыку
Практическая значимость
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой душиперекошены на один бок».
Опираясь на выше сказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально -
ритмические движения (упражнения, танцы, музыкально-подвижные игры и т. д.)
автоматически становятся приоритетным видом деятельности развитии дошкольников.
Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения
музыкально – ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо
воспитывать вдетях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга.
Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством
развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений,
творческого воображения.
Актуальность
программы в том, что занятия ритмопластикой позволяют ребенку развивать творческие
способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У
детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания,
кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости икомплексов. В танцах дети само утверждаются, проявляют индивидуальность, получаярезультат своего творчества.
Связь программы с уже существующей по данному направлению
Программа «Ритмическая мозаика» составлена с учетом авторской программы А.И.Бурениной
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура»,«Здоровье», «Познание».
Работая по программе «Ритмическая мозаика» мы заметили, что двигательная активность
вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое,
психическое и социальное развитие.
Принципы обучения музыкально- ритмическим движениям:
1. Дидактики - от простого к сложному.
2.Систематичности.
3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая.
4.Коммуникативной направленности.
5. Наглядности;
6. Повторности;
7. Самостоятельности;
8. Сотрудничества;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения
музыкально – ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными
навыками и умениями.
Вид программы: модифицированная
Новизна
Новизна программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески,
адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на
совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального
сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом»
исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально- ритмических
упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими
средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого
воображения и фантазии.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются
различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции
(инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные,
пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающиепо типу детской аэробики, музыкальные игры, этюды.
Цели программы:
Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего
дошкольного возраста посредством ритмопластики. Содействовать всестороннему развитию
воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.
Основными задачами являются:
1. Обучающие задачи
• Развитие двигательных качеств и умений: координация движений; гибкости и
пластичности; умения ориентироваться в пространстве.
• Обогащение двигательного опыта различными видами движений.
2. Воспитательные задачи
• воспитывать самостоятельность и инициативу.
• воспитать потребность двигаться под музыку.
• воспитать желание ходить на занятия.
• воспитывать желание быть активными на занятиях
• воспитывать умение понимать образно – игровые композиции
• воспитывать доверительные отношения взрослых и детей
3. Развивающие задачи
Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и
характер, понимать ее содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства ритма;
• развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
• развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под
музыку:
• развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении
4. Оздоровительные:
• Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.
• Формирование правильной осанки, красивой походки.
• Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения,
сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
• Содействие профилактике плоскостопия.
Отличительные особенности программы:
Эта программа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие
детей. Она помогает приобщать к движению под музыку всех детей, а не только способных и
одаренных. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальныхособенностей воспитанников. Занятия помогают психологически раскрепостить ребёнка через
освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
Данная программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование
профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление
индивидуального стиля деятельности
Этапы реализации программы
Сам процесс разучивания музыкально – ритмических композиций основан на сотрудничестведетей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской
атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Пр
знакомстве детей с новым материалом важно заинтересовать их и сконцентрировать их
внимание. Для этого используются на занятиях загадки, сюрпризы, обращение к любимым
персонажам и героям мультфильмов.
Внимание детей активизируется за счет выполнения движений по показу. В дальнейшей работе
для того, чтобы перейти от подражания к самостоятельности, необходимо стимулировать
творческую активность детей, подобрать образные сравнения, характеризующие игровой
образ, внушать уверенность в собственных силах. Если некоторые движения совсем не
получаются у детей, заменить их более простыми. Важно: сам процесс занятий должен
приносить детям радость!
Из практики работы можно сделать вывод, что работа, систематически проводимая в
данном направлении эффективна, результаты тому подтверждение. Улучшатся пластика и
координация движений детей, активизируется творческая деятельность, повышается
самооценка и уверенность в своих силах, улучшается осанка дошкольников.
Данные положительные изменения в совершенствовании физического и творческого
развития детей позволяют говорить о ценности этого опыта работы. Ритмопластика создаетощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает болеесветлое восприятие жизни.
.
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
1 год обучения дети 3–4 лет Младший дошкольный возраст
2-ой год обучения дети 4–5 лет Средний дошкольный возраст
3 –тий год дети обучения 5- 6 лет старший дошкольный возраст
4 –ый год обучения дети 6-7 лет старший дошкольный возраст
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рассчитана на 4 учебных года,
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения дети 3–4 лет Младший дошкольный
возраст
15 минут
(один академический час)
Второй год обучения дети 4–5 лет Средний дошкольный
возраст
20 минут
(один академический час)
Третий и четвертый год обучения 5-7 лет 30 мин.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно
вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
∙ фронтальная;
∙ в парах;
∙ групповая;
∙ индивидуально–групповая.
Вторая младшая группа
1-й уровень сложности
Цель: Формирование различных умений, способностей, качеств личности средствами музыки и движений
Задачи: Обучать умению выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
Развивать слуховое внимание и потребность в движении под музыку, умение осмысленно действовать в соответствии с музыкально-игровым образом
Воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями; формировать культурные привычки, умение вести себя во время занятий: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место
Основное содержание
Развитие музыкальности (потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, обогащение слушательского опыта - узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, различать в музыке и умение передавать контрастное настроение – весёлое и грустное, шаловливое и спокойное)
Развитие двигательных качеств и умений, используя следующие виды движений: основные (ходьба - бодрая - спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад - спиной; высокий шаг, ходьба на четвереньках; бег образный «бабочки», «птички», «ручейки»; прыжковые движения: на двух ногах на месте и с продвижением вперёд «зайчики», прямой галоп «лошадки»
Развитие умения ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом)
Развитие творческих способностей (потребность к самовыражению в движении под музыку, умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях)
Развитие и тренировка психических процессов (умение начинать и заканчивать движения под музыку; координация слухового представления и двигательной реакции)
Развитие нравственно- коммуникативных качеств (понимать состояние образа в музыкальном произведении и передавать контрастные эмоции - «грустный Чебурашка», «весёлый Чебурашка.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Первый год обучения 3-4 года
В результате изучения курса дошкольник:
Знает:
• средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы
исполнения).
• простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку,
притопывание одной ногой и другой, топающий шаг.);
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах.
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.);
Имеет понятия:
• о процессе совместных игр и движениях под музыку
• о чувстве такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми.
Умеет:
• самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары.
• умеет начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
• умеет выражать свои эмоции – радост, грусть, страх например: «Зайчик испугался»,
«Мишка радуется меду» и т.д.;
Приобретает навыки:
• координации движений
• ходьбы с правильным положением корпуса
• активно слушать музыку
Программа
дополнительного образования
по ритмической пластике А.И. Бурениной
для детей среднего дошкольного возраста (4 -5лет)
2 год обучения
кружка «Лапотушки»
Руководитель кружка:
Муз.рук. Скляренко С. Е.
2020-2021г.
Программа – технология развития музыкального движения «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной
Средняя группа 2 уровень сложности
Цель: Формирование различных умений, способностей, качеств личности средствами музыки и движений
Задачи: Обучать умению импровизировать под незнакомую музыку; стремиться к выразительному, одухотворённому исполнению движений
Развивать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, передавая характер и настроение музыки в движении; желание узнавать авторов и название сочинений,
Воспитывать навыки адекватной оценки и самооценки, культурные привычки, чувство такта, умение вести себя во время занятий; мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место
Основное содержание
Развитие музыкальности (потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения)
Развитие двигательных качеств и умений, используя следующие виды движений: основные (ходьба, бег, прыжки); общеразвивающие упражнения, плясовые движения, имитационные движения)
Развитие умения ориентироваться в пространстве
Развитие творческих способностей (сочинять несложные плясовые движения и их комбинации)
Развитие и тренировка психических процессов (различные эмоции - радость, грусть, страх, тревога)др.)
Развитие нравственно- коммуникативных качеств
Показатель уровня развития детей 5-6 лет:
Выразительность исполнения движений под музыку;
Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;
Умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
Точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Второй год обучения 4-5 лет
В результате изучения курса дошкольник:
Знает:
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, топающим шагом, с высоким подниманием
колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме;
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,
«ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый («бежим по горячему песку»);
13
• прыжковые движения – на двух ногах на месте, прямой галоп, легкие поскоки.
• плясовые движения – элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на
пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседания «пружинка» и
т.д.).
Умеет:
• самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары и друг за другом, в колонну, в несколько кругов
• передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм
• умеет выражать эмоции в мимике и движении (например, «девочка обиделась» «собачка
радуется» и т.д.)
Имеет понятие:
• о правильной осанке, красивой походке;
• о развитии внимания, памяти.
• об умении исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях.
• о том как вести себя в группе: пропускать старших впереди себя, как пригласить девочку
на танец и проводить ее на место (мальчикам).
Имеет навыки:
• интереса и любви к музыке и движениям под музыку в свободных играх
• быть ритмичным и выражать музыкальные впечатления в пластических движениях.
• коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда
со стороны", приобретает общительность, открытость.