СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

мвнедрение мнемотехники в современное образование является актуальным, так как мнемотехника относится к здо-ровьесберегающим технологиям. Ее применение повышает эффективность усвоения новой информации, развивает коммуникативные и познавательные способности личности, творческое, логическое и образное мышление, а также формирует навыки самообучения и повышает уверенность обучающихся в своих возможностях.

Просмотр содержимого документа
«Азбука здоровья»

Использование технологии мнемотехники, учитывая особенности характера и модальность, использование природных ресурсов воображения и образного мышления, снижение тревожности и напряжения в стрессовых ситуациях, формирование навыков эффективного усвоения информации позволяют улучшить умственные способности, оптимизировать интеллектуальную деятельность, повышают работоспособность учащихся в условиях современного образования, что нашло

подтверждение в результатах многолетней экспериментальной работы в учебных заведениях, внедряющих мнемотехнику.

Внедрение технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс возможно при наличии программы обучения по методике мнемотехники или программы кружка. Также возможно использование методов и приемов мнемотехники педагогами во время проведения обучения, в процессе которого встречаются трудности при усвоении нужной информации. Это может быть сложный для восприятия фрагмент текста или определения, географическое название или физическая величина и т. д. Использование соответствующих приемов экономит время усвоения информации, помогает в интересной форме сформировать ассоциативные связи, сконцентрировать внимание класса или группы учащихся, лучше усвоить необходимую информацию.

Важным моментом внедрения технологии мнемотехники в учебно-воспитательный процесс является создание педагогами различных мнемотехнических продуктов: учебных программ с использованием методик мнемотехники, различных тренажеров для улучшения усвоения новой информации, разработка новых приемов и способов улучшения усвоения информации и т. п.

Благодаря единой терминологии и четкой методологической основе создаются соответствующие программы обучения с использованием мнемотехники для облегчения усвоения сложных тем или учебных предметов, что позволяет свободно выбирать способ усвоения новых знаний учащимися в учебно-воспитательном процессе. Для эффективного внедрения технологии мнемотехники учителю рекомендуется усвоить ее основные методы и приемы и апробировать их в школьное и внеурочное время. Целесообразно также познакомить родителей с данными приемами и предложить использовать их при усвоении сложной информации.

Для облегчения создания соответствующих мнемотехнических учебно-методических материалов целесообразно провести об-

мен опытом с коллегами, что будет способствовать высокой эффективности деятельности и поиску наиболее оптимальных вариантов решения проблематики данной темы.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов для улучшения усвоения новой информации является индивидуальная и групповая самостоятельная работа. Поэтому при обнаружении проблем в усвоении новой информации целесообразно познакомить учащихся с методикой усвоения и предложить самостоятельно решить данную проблему, создать определенный учебный продукт: опорный план-конспект, соответствующий тренажер, найти аналогию т. д., и познакомить других с выполненным заданием. Возможно проведение дискуссии, защиты данной работы, результатом которой является не только максимально эффективное усвоение новой информации, но и формирование навыков самообучения, что, безусловно, ведет к улучшению успеваемости.

Таким образом, внедрение мнемотехники в современное образование является актуальным, так как мнемотехника относится к здо-ровьесберегающим технологиям. Ее применение повышает эффективность усвоения новой информации, развивает коммуникативные и познавательные способности личности, творческое, логическое и образное мышление, а также формирует навыки самообучения и повышает уверенность обучающихся в своих возможностях.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена роли и месту мнемотехники как одной из здоровьесберегающих технологий в структуре образовательного процесса. Дано определение понятию «мнемотехника».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможно, самое лучшее, самое

совершенное и радостное, что есть в

жизни - это свободное движение под музыку

И научиться этому можно у ребенка…

А.И. Буренина

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в

образовательный процесс:

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которые

основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные

способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Основное назначение программы «Ритмическая мозаика» является универсальным -

психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как

выразительного («музыкального») инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и телазаложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественнойдеятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том,что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себелучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может бытьвыражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.

В этой связи весьма актуальна разработка музыкально-образовательной программы

«Ритмическая мозаика» для детей дошкольного возраста с приоритетным направлением –

танцевально - игровой деятельностью.

Работая по программе «Ритмическая мозаика» мы способствуем развитию музыкальности,

двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в

движении под музыку

Практическая значимость

И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой душиперекошены на один бок».

Опираясь на выше сказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально -

ритмические движения (упражнения, танцы, музыкально-подвижные игры и т. д.)

автоматически становятся приоритетным видом деятельности развитии дошкольников.

Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения

музыкально – ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо

 воспитывать вдетях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга.

Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством

развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений,

творческого воображения.

Актуальность

программы в том, что занятия ритмопластикой позволяют ребенку развивать творческие

способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У

детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания,

кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости икомплексов. В танцах дети само утверждаются, проявляют индивидуальность, получаярезультат своего творчества.

Связь программы с уже существующей по данному направлению

Программа «Ритмическая мозаика» составлена с учетом авторской программы А.И.Бурениной

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура»,«Здоровье», «Познание».

Работая по программе «Ритмическая мозаика» мы заметили, что двигательная активность

вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое,

психическое и социальное развитие.

Принципы обучения музыкально- ритмическим движениям:

1. Дидактики - от простого к сложному.

2.Систематичности.

3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая.

4.Коммуникативной направленности.

5. Наглядности;

6. Повторности;

7. Самостоятельности;

8. Сотрудничества;

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения

музыкально – ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными

навыками и умениями.

Вид программы: модифицированная

Новизна

Новизна программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески,

адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на

совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального

сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом»

исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально- ритмических

упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими

средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого

воображения и фантазии.

Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются

различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции

(инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные,

пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающиепо типу детской аэробики, музыкальные игры, этюды.

Цели программы:

Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего

дошкольного возраста посредством ритмопластики. Содействовать всестороннему развитию

воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.

Основными задачами являются:

1. Обучающие задачи

• Развитие двигательных качеств и умений: координация движений; гибкости и

пластичности; умения ориентироваться в пространстве.

• Обогащение двигательного опыта различными видами движений.

2. Воспитательные задачи

• воспитывать самостоятельность и инициативу.

• воспитать потребность двигаться под музыку.

• воспитать желание ходить на занятия.

• воспитывать желание быть активными на занятиях

• воспитывать умение понимать образно – игровые композиции

• воспитывать доверительные отношения взрослых и детей

3. Развивающие задачи

Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и

характер, понимать ее содержание;

• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства ритма;

• развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений;

• развитие гибкости и пластичности;

• формирование правильной осанки, красивой походки;

• развитие умения ориентироваться в пространстве;

• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

• развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под

музыку:

• развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении

4. Оздоровительные:

• Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.

• Формирование правильной осанки, красивой походки.

• Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения,

сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

• Содействие профилактике плоскостопия.

Отличительные особенности программы:

Эта программа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие

детей. Она помогает приобщать к движению под музыку всех детей, а не только способных и

одаренных. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальныхособенностей воспитанников. Занятия помогают психологически раскрепостить ребёнка через

освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.

Данная программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование

профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление

индивидуального стиля деятельности

Этапы реализации программы

Сам процесс разучивания музыкально – ритмических композиций основан на сотрудничестведетей и взрослых. Игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской

атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Пр

знакомстве детей с новым материалом важно заинтересовать их и сконцентрировать их

внимание. Для этого используются на занятиях загадки, сюрпризы, обращение к любимым

персонажам и героям мультфильмов.

Внимание детей активизируется за счет выполнения движений по показу. В дальнейшей работе

для того, чтобы перейти от подражания к самостоятельности, необходимо стимулировать

творческую активность детей, подобрать образные сравнения, характеризующие игровой

образ, внушать уверенность в собственных силах. Если некоторые движения совсем не

получаются у детей, заменить их более простыми. Важно: сам процесс занятий должен

приносить детям радость!

Из практики работы можно сделать вывод, что работа, систематически проводимая в

данном направлении эффективна, результаты тому подтверждение. Улучшатся пластика и

координация движений детей, активизируется творческая деятельность, повышается

самооценка и уверенность в своих силах, улучшается осанка дошкольников.

Данные положительные изменения в совершенствовании физического и творческого

развития детей позволяют говорить о ценности этого опыта работы. Ритмопластика создаетощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает болеесветлое восприятие жизни.

.

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

1 год обучения дети 3–4 лет Младший дошкольный возраст

2-ой год обучения дети 4–5 лет Средний дошкольный возраст

3 –тий год  дети обучения 5- 6 лет старший дошкольный возраст

4 –ый год обучения  дети 6-7 лет старший дошкольный возраст

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на 4  учебных года,

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения дети 3–4 лет Младший дошкольный

возраст

15 минут

(один академический час)

Второй год обучения дети 4–5 лет Средний дошкольный

возраст

20 минут

(один академический час)

Третий и четвертый год обучения 5-7 лет  30 мин.

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно

вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого

соответствует возрастным нормам детей.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

∙ фронтальная;

∙ в парах;

∙ групповая;

∙ индивидуально–групповая.

                                           Вторая  младшая  группа

1-й уровень сложности

Цель:   Формирование  различных  умений, способностей, качеств  личности   средствами   музыки  и движений

 Задачи:  Обучать умению    выполнять  движения  в соответствии  с характером  и  темпоритмом  музыки;

 Развивать слуховое   внимание   и   потребность  в   движении   под  музыку,  умение    осмысленно  действовать   в соответствии   с   музыкально-игровым  образом

Воспитывать   интерес  и любовь  к  музыке  в  процессе   совместных  игр, движения  под  музыку  со  сверстниками,  педагогами  и родителями;  формировать  культурные  привычки,    умение  вести  себя  во  время  занятий:  мальчикам  уметь  пригласить  девочку  на  танец  и проводить  на  место

Основное    содержание

Развитие  музыкальности (потребность  слушать  знакомые   и новые   музыкальные  произведения, обогащение  слушательского   опыта  -  узнавание  знакомых  плясовых, маршевых  мелодий, различать  в  музыке  и умение  передавать контрастное  настроение – весёлое  и  грустное, шаловливое и  спокойное)

Развитие  двигательных  качеств  и умений,  используя  следующие  виды  движений: основные  (ходьба -   бодрая -  спокойная,   на  полупальцах, на  носках, топающим  шагом, вперёд   и  назад -  спиной;  высокий  шаг,  ходьба  на  четвереньках; бег образный «бабочки»,  «птички», «ручейки»; прыжковые  движения:  на  двух  ногах  на  месте  и   с  продвижением  вперёд  «зайчики», прямой  галоп «лошадки»

Развитие  умения  ориентироваться  в  пространстве (самостоятельно  находить  свободное  место  в зале, перестраиваться  в круг, становиться  в пары  и друг  за  другом)

Развитие   творческих  способностей (потребность  к  самовыражению в движении под  музыку, умение  исполнять знакомые  движения  в  игровых   ситуациях)

Развитие  и тренировка  психических  процессов (умение  начинать    и   заканчивать    движения под  музыку; координация   слухового    представления    и  двигательной  реакции)

Развитие  нравственно-  коммуникативных  качеств  (понимать  состояние  образа  в  музыкальном  произведении   и  передавать  контрастные   эмоции -  «грустный  Чебурашка», «весёлый  Чебурашка.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

Первый год обучения 3-4 года

В результате изучения курса дошкольник:

Знает:

• средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы

исполнения).

• простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку,

притопывание одной ногой и другой, топающий шаг.);

• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах.

• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.);

Имеет понятия:

• о процессе совместных игр и движениях под музыку

• о чувстве такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми.

Умеет:

• самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары.

• умеет начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;

• умеет выражать свои эмоции – радост, грусть, страх например: «Зайчик испугался»,

«Мишка радуется меду» и т.д.;

Приобретает навыки:

• координации движений

• ходьбы с правильным положением корпуса

• активно слушать музыку

Программа

дополнительного образования

по ритмической пластике А.И. Бурениной

для детей среднего дошкольного возраста (4 -5лет)

2 год обучения

кружка «Лапотушки»

                                                                                    Руководитель кружка:

   Муз.рук. Скляренко С. Е.

2020-2021г.

Программа – технология  развития музыкального движения   «Ритмическая  мозаика» А.И.Бурениной

                          Средняя группа 2 уровень сложности

Цель:   Формирование  различных  умений, способностей, качеств  личности   средствами   музыки  и движений

Задачи:  Обучать  умению  импровизировать  под  незнакомую  музыку; стремиться   к  выразительному, одухотворённому  исполнению  движений

 Развивать  слушательский  опыт  разнообразными  по  стилю  и  жанру  музыкальными    произведениями, передавая  характер  и настроение  музыки  в  движении; желание   узнавать авторов  и название  сочинений,

Воспитывать   навыки  адекватной  оценки и  самооценки, культурные  привычки,   чувство  такта, умение  вести  себя  во  время  занятий;   мальчикам  уметь  пригласить  девочку  на  танец  и проводить  на  место

Основное    содержание

Развитие  музыкальности (потребность  слушать  знакомые   и новые   музыкальные  произведения)

Развитие  двигательных  качеств  и умений,  используя  следующие  виды  движений: основные  (ходьба, бег, прыжки);  общеразвивающие    упражнения, плясовые   движения, имитационные  движения)

Развитие  умения  ориентироваться  в  пространстве

Развитие   творческих  способностей (сочинять  несложные  плясовые  движения  и  их   комбинации)

Развитие  и тренировка  психических  процессов (различные  эмоции  -    радость, грусть, страх, тревога)др.)

Развитие  нравственно-  коммуникативных  качеств

Показатель   уровня   развития  детей   5-6  лет:

Выразительность  исполнения  движений  под  музыку;

Умение  самостоятельно   отображать  в движении  основные  средства  музыкальной  выразительности;

Освоение    большого  объёма  разнообразных  композиций   и   отдельных  видов  движений;

Умение   передавать  свой  опыт  младшим, организовать  игровое  общение   с  другими  детьми;

Способность  к  импровизации  с  использованием  оригинальных   и  разнообразных  движений;

Точность   и  правильность  исполнения   движений  в  танцевальных     композициях

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

Второй год обучения 4-5 лет

В результате изучения курса дошкольник:

Знает:

• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, топающим шагом, с высоким подниманием

колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме;

• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,

«ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый («бежим по горячему песку»);

13

• прыжковые движения – на двух ногах на месте, прямой галоп, легкие поскоки.

• плясовые движения – элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на

пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседания «пружинка» и

т.д.).

Умеет:

• самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары и друг за другом, в колонну, в несколько кругов

• передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм

• умеет выражать эмоции в мимике и движении (например, «девочка обиделась» «собачка

радуется» и т.д.)

Имеет понятие:

• о правильной осанке, красивой походке;

о развитии внимания, памяти.

об умении исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях.

о том как вести себя в группе: пропускать старших впереди себя, как пригласить девочку

на танец и проводить ее на место (мальчикам).

Имеет навыки:

интереса и любви к музыке и движениям под музыку в свободных играх

быть ритмичным и выражать музыкальные впечатления в пластических движениях.

коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда

со стороны", приобретает общительность, открытость.