Проект «Азбука здоровья»
Выполнила:
Воспитатель
Карташова Н.В.
Аннотация
- Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Актуальность:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Исходя из выше сказанного одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она собирает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Проблема:
Часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.
Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.
О проекте
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: с ноября 2018 по май 2019г.
Возраст: 4-5 лет
Участники: дети, родители , воспитатели.
Интеграция образовательных областей:
cоциально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта:
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи:
- Расширять знания детей о здоровье и здоровом образе жизни;
- Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- Учить использовать специальные упражнения для укрепления своих органов и систем.
- Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- Прививать культурно — гигиенические навыки;
- Формировать интерес и любовь к спорту, представление о значении двигательной активности в жизни человека;
- Создавать благоприятные условия для физического развития детей;
- Привлекать родителей к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Ожидаемые результаты:
Для детей.
- Получат представления о здоровом образе жизни, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);
- Будут использовать специальные упражнения для укрепления своего организма;
- Сформируется представление о значении двигательной активности в жизни человека;
- Проявят творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях;
Для родителей.
- Получат знания из цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Примут активное участие в жизнедеятельности групп.
Для педагогов.
- Повысится профессиональный уровень педагогов в вопросах ЗОЖ.
- Познакомятся с инновационными технологиями оздоровления детей.
- Создадут современную предметно-развивающую среду.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в реализации проекта:
- Физкультурные занятия;
- Подвижные и спортивные игры;
- Динамические паузы;
- Релаксация;
- Гимнастика для глаз;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Корригирующая гимнастика;
- Ритмическая гимнастика;
- Бодрящая гимнастика, закаливание;
- Игровой массаж
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
- Книжный уголок (художественная литература , иллюстрации различных видов спорта, энциклопедия для дошкольников, и т.д.)
- Центр развивающих игр («Средства личной гигиены», «Полезные и вредные продукты», «Что помогает быть здоровым», набор разрезных картинок «Виды спорта»)
- Центр сюжетно - ролевых игр («Олимпийские игры»)
- Центр театрализованной деятельности (настольный театр «Мы спортсмены» атрибуты для драматизации сценки)
- Центр художественного творчества (Беседа, просмотр картин на тему «Мы любим спорт!», фотографий, презентаций, и т.д.)
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
- Определение уровня знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Выбор форм работы с детьми и родителями
- Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной ( практический)
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».
- Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно».
- Речевое развитие:
- Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
- Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая».
- Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Познавательное развитие:
- Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».
- Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
- Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни»
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья».
- Аппликация «Витамины в банке».
- Лепка «Витаминный вклад»
Физическое развитие:
- Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
- Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика;
- Закаливание: воздушное и обширное умывание, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и дорожкам здоровья, омывание ног;
- Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;
III этап – заключительный
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Выступление на педагогическом совете.
- Оформление выставки детских работ.
Содержание работы в процессе реализации проекта .
Утренняя гимнастика
Дыхательная гимнастика
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Гимнастика после сна
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Подвижные игры на улице
Релаксация
«Мы играем»
«Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом»
Игровые упражнения
«От лежанья да сиденья хвори прибавляются»
Зимние забавы
Крепок телом - богат и делом.
Беседы о ЗОЖ.
«Здоровому все здорово»
Оформление семьями книжек- малышек
2. Энциклопедия Вредных продуктов
3. Книжка-малышка о спорте…..
Совместная работа с детьми
Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С ранних юных лет уметь.
Если азбука питания Привлечёт твоё внимание, Будешь весел и здоров, Проживешь без докторов.
Коллаж «Витамины»
Витамины – просто чудо! Сколько радости несут. Все болезни и простуды Перед ними отойдут. Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда – Важнейшее условие! Без витаминов жить нельзя! Они надёжные друзья!
Оформление стенгазеты.
Совместная работа с детьми
Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С ранних юных лет уметь.
Если азбука питания Привлечёт твоё внимание, Будешь весел и здоров, Проживешь без докторов.
Коллаж «Витамины»
Витамины – просто чудо! Сколько радости несут. Все болезни и простуды Перед ними отойдут. Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда – Важнейшее условие! Без витаминов жить нельзя! Они надёжные друзья!
Совместная работа воспитателей,родителей и детей
Формирование культурно-гигиенических навыков.
«Чистота - залог здоровья»
Пополнение физкультурного уголка.
Информация для родителей.
Работа с родителями
- Консультации «Красивая осанка-здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»;
- Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;
- Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.
Литература:
- 1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
- 2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
- 3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
- 4. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
- 5. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
- 6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
- 7. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
- 8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
-
Спасибо за внимание!