Азы финансовой грамотности
Гусарова Валентина Минликаевна
учителя начальных классов МАОУ СОШ с.Субханкулово
Будь бережлив и готовься к завтрашнему дню.
Эзоп
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, чтобы наши дети по окончании обучения владели такими понятиями, как девальвация, дивиденты, валотильность, депозит и др., как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни, мы с самого первого класса начинаем работу по формированию финансовой грамотности.
Это происходит не только на занятиях по внеурочке, но и на математике, литературном чтении, окружающем мире, технологии и т.д.
На уроке математики учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах100, 1000 р., 1000 000р, учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Ребенок начинает хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д. На этом этапе мы много говорим о бережном отношении к своим и чужим вещам, учебным принадлежностям. Бережное отношение позволяет сэкономить бюджет семьи. А сэкономил, значит, заработал.
На уроке технологии учим детей как правильно и экономно расходовать бумагу, ткань. Говорим о томсколько стоят дома и квартиры. Как экономно сделать ремонт в доме
На уроках окружающего мира, изучая темы «Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество», «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит», дети расширяют свои представления о множестве потребностей, жизненно важных для людей, знакомятся с экономическим понятием «потребность» и «экономия». Кроме этого дети выполняют проект «Профессии». Рассматривая тему «Что такое экономика», мы уточняем и формируем представление детей о деньгах, воспитываем правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. В третьем классе в разделе «Чему учит экономика» есть темы «Для чего нужна экономика», «Природные богатства и труд людей - основа экономики», «Что такое деньги», «Государственный бюджет». На них мы знакомим с такими понятиями как доходы и расходы государства, бюджет, налоги, бартер, формируем системные знания о предмете, выделяя такие понятия как - товар, результат труда, показываем последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомим детей с разными формами сбыта товара: магазины, рынки, ярмарки, воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми они пользуются. Тема «Семейный бюджет» знакомит с понятиями бюджет семьи, личные доходы, заработная плата, пособие, стипендия, пенсия, гонорар, проценты, расходы. На этом уроке учащиеся развивают финансовое мышление, логику, учатся анализировать, делать выводы о тратах и сбережениях, повышая тем самым уровень своей финансовой культуры
Особое место в изучении экономических понятий я в своей практике отвожу сюжетно-дидактическим играм, так как в процессе таких игр моделируются ситуации из повседневной жизни. В играх “Кондитерская фабрика”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребенок».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цельвнеурочной деятельности - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей младшего школьного возраста.
Самые первые учителя в финансовой сфере в начальных классах – это сказки.Стоит задуматься над действиями сказочных персонажей.
Разберем всеми известную русско-народную сказку «Бобовое зернышко». Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке. Этот рассказ идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление. Получается, что данная сказка еще с самого детства приучала нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.
В сказке "Три поросенка" рассказывается о поросятах, которые хотя и были похожи друг на друга, отличались отношением к жизни. БеспечныеНиф-Ниф и Нуф-Нуф совершенно не задумывались о жилье, а зима приближалась. Зато предусмотрительныйНаф-Наф осенью взялся за работу и основательно подошел к делу. Он возвел настоящую крепость из камней, даже дверь была дубовой и имела прочный засов. В последний момент занялись жильем и легкомысленные братцы Нафа, но домики у них получились ненадежными. Поэтому волк смог без труда разрушить дома поросят, пришлось Нифу и Нуфу спасаться от хищника в доме-крепости Наф-Нафа. Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть предусмотрительными и ответственными. Если берешься за дело, то нужно приложить максимум старания и трудолюбия. Только в этом случае можно добиться желаемого результата. Но герои сказки все-таки пришли к мысли о том, что трудиться и жить лучше вместе, поэтому стали дружно жить в доме Нафа. В конце сказки поросята объединились и теперь им не страшны ни капризы погоды, ни угрозы хищников. Экономические понятия: прочный дом, экономия денег
В сложных экономических условиях баба и дед вели натуральное хозяйства, имели очень малый доход и жили бедно. Для удовлетворения потребности в пище дед попросил бабу об услуге -испечь колобок. Баба вложила свой труд в поиски муки по сусекам и в приготовление колобка, и в результате получился вкусный да румяный колобок. Издержки на его приготовление были не велики, доход тоже, но это было экономическое благо, удовлетворяющее первичные потребности Колобок убежал от деда и бабы и превратился в товар, на который имели спрос все встречающиеся животные. Колобок долго не соглашался на такую роль, убегая от всех животных, но жестокие условия рынка привели его в итоге к гибели.
Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты слушаешь рекламу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится приобретения у незнакомца и к чему может привести необдуманные поступки.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания на основе сказок являются: использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности, формирования у младших школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Сказки используются, прежде всего, для воспитании таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.