СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 6 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Байкаловедение», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе  отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей  живой природы. 

Программа рассчитана на  34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- практических работ – 17.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.

        Преподавание байкаловедения в 6 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» – Иркутск, 2012. – 224с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5(6) классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области  (протокол от 18.04.2003 г.).

Просмотр содержимого документа
«БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 УКМО




«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Матвеева.Н.И.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 9

_____________ Скотникова И.В.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 9

_____________Скажутина Д.Н.


Приказ № ___ от «___»____2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БАЙКАЛОВЕДЕНИЮДЛЯ 6 КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале. – Иркутск, 2012. – 224с.


Авторская программа спецкурса для учащихся 6 классов

общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузеванова,Н.В. Мотовилова


Разработчик программы

учитель географии

Кирилова Т.А.

Педагогический стаж 1 год.














2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 6 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Байкаловедение», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- практических работ – 17.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.

Преподавание байкаловедения в 6 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» – Иркутск, 2012. – 224с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5(6) классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).



Общая характеристика учебного предмета


В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

Современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, а крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, поэтому не вызывает сомнения необходимость изучение спецкурса «Байкаловедение».

Программа дает возможность сформировать у учащихся классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Цели курса «Байкаловедение» в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели курса «Байкаловедение» являются общими для основной школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци­альной ситуации развития — ростом информационных пере­грузок, изменением характера и способов общения и соци­альных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре­менных подростков). Наиболее продуктивными с точки зре­ния решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения курса «Байкаловедение» как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями курса «Байкаловедение» образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культу­ры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе зна­комства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных общест­вом в сфере изучения Байкальского региона.

Помимо этого, курс «Байкаловедение» призван обес­печить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных зна­ний, овладением методами исследования природы, формиро­ванием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-по­знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эс­тетической культуры как способности к эмоционально-цен­ностному отношению к объектам живой природы; формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.


Место предмета в учебном плане

Учебное содержание курса байкаловедение включает следующие этапы:

Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала. 5 класс. 34 часа. 1 ч в неделю;

Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. 6 класс. 34 часа. 1 ч в неделю.


Цели изучения предмета

Изучение курса «Байкаловедение» в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Байкаловедение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.


Формы контроля знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос; оформление и защита результатов практических работ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


Содержание курса байкаловедения в 6 классе и результаты изучения предмета.

Учебный курс «Байкаловедение» дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.


Содержание программы «Байкаловедение. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю)



Раздел 1. Введение (1ч)

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • уникальность оз. Байкал;

  • проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на физической карте России, глобусе оз. Байкал;

  • называть основные проблемы загрянения;

  • соблюдать правила поведения и работы с инструментами в кабинете.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 часов)

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Национальные парки, заповедники, заказники.


Практические работы

Практическая работа №1 «Вертикальная (высотная) поясность»

Практическая работа №2 «Альпийский пояс»

Практическая работа №3 «Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги»

Практическая работа №4 «Степи»

Практическая работа №5 «Болота»

Практическая работа №6 «Птицы Байкала».

Практическая работа №7 «Высшие водные растения и водоросли Байкала


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья;

  • эндемики Байкала;

  • национальные парки, заповедники, заказники.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать условия обитания животных;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры и кратко характеризовать животных и растения оз. Байкал;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.


Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 часов)

Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура. Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.Промысловые рыбы. Эндемики.Соровые рыбы. Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Практические работы

Практическая работа №8 «Байкальские губки».

Практическая работа №9 «Моллюски».

Практическая работа №10 «Гаммариды».

Практическая работа №11 «Зоопланктон».

Практическая работа №12 «Планарии».

Практическая работа №13 «Рыбы Байкала».

Практическая работа №14 «Нерпа».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • условия, характеризующие уникальность Байкала;

  • общую характеристику обитающих в Байкале рыб

  • донные микробные сообщества.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с таблицами, анализировать информацию;

  • объяснять причины разнообразия животных в оз. Байкал.


Метапредметные результаты обученяи

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.


Раздел 4. Человек на Байкале (8 часов)

Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством. Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Законы России по охране окружающей среды. Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.


Практические работы

Практическая работа № 15 «Экологические проблемы озера Байкал».

Практическая работа № 16 «Влияние туризма на Байкал».

Практическая работа №17 «Устойчивое развитие».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • источники загрязнения оз. Байкал;

  • последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные загрязнители оз. Байкал;

  • показывать места загрязнения в Прибайкалье;

  • работать с контурными картами.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
















Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

В том числе, лабор. и практ. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)


I

Введение

1

-

-

Фаза постановки и решения системы учебных задач


II

Жизнь на байкальских берегах

11

-

7

III

Жизнь в озере Байкал

14

-

7

Рефлексивная фаза


VI

Человек на Байкале

8

-

3

Резерв





Итого


34

-

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ.ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА. 6 КЛАСС.


Тема урока

п/п

Дата

Материально-техническое обеспечение, УМК

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности Освоение предметных знаний

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

Раздел 1. Введение (1 ч)

1

Введение.

1/1


Учебник, карты и схемы. Фотографии.


Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.


Вводный урок - постановка учебной задачи.

Дают общие представления об уникальности Байкала.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Фаза постановки и решения системы учебных задач

Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 ч)

2

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья.

.

1/11


Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики..

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Называют основные растения и животные. Объясняют условия их обитания.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи.

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

.Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

3

Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья.

Альпийский пояс.


2/11


Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья..

Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Называют основные высотные пояса. Характеризуют альпийский пояс.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Знают основы экологической культуры.

Принимают ценности природного мира.

4

Горные

леса

3/11



Контурные карты и фигурки растений и животных.

Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.


Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

5

Степь.

4/11


Контурные карты и фигурки растений и животных

Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.


Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

6

Луга и болота.

5/11


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Приспособленность к среде обитания лугов и болот растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.


Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.


7

Особо

охра

няемые

территории

6/11


Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карты.

Национальные парки, заповедники, заказники.

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Определяют основные признаки особо охраняемых территорий.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

8

При

байкал

ьский

нацио-

нальный парк

(ПНП

7/11


Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карты.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Приводят примеры растений и животных.


Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

9

Забай

каль-

ский на

цио-

нальный парк

(ЗНП).

8/11


Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карты.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Приводят примеры растений и животных.


Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

10

Байк

ало-Лен-

ский,

Баргу-

зинский

и

Байкал

ьский

запо

ведники.


9/11


Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карты.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Приводят примеры растений и животных.


Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

11

Памят

ники

При

роды

на побе-

режье

Байкала.


10/11


Кинозарисовки, фотографии,

рисунки,

карты.

Различные виды

природных памят-

ников природы

на побережье

Байкала.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Приводят примеры основных памятников природы на Байкале.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях.

12

Урок

обобщения

11/11


Карты, фотографии, рисунки.

Высотная поясность Прибайкалья и Забайкалья, их характеристика. Особо охраняемые территории и объекты на Байкале.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения

Характеризуют особо охраняемые территории на Байкале. Называют растения и животных. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 ч)

13

Биоразнообразие озера

Байкал.


1/14



Учебник, физическая карта, схемы.

Условия, характеризующие уникальность Байкала.

Эндемизм обитателей Байкала.

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.

14

Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон

2/14


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

знакомятся с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют.Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Принимают ценности природного мира.

15

Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей.

.

3/14


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

знакомятся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.

. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Принимают ценности природного мира.

16

Губки

4/14


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

знакомятся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

17

Моллюски.


5/14


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

знакомятся с особенностями строения моллюсков, их жизнедеятельностью.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

18

Гаммариды.


6/14


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Представители, особенности строения, биологии развития и поведения.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

знакоиятся с представителями гаммарид.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Принимают ценности природного мира. Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

19

Зоопланк-тон.


7/14



Учебник, физическая карта и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия...

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

20

Байкальские черви.


8/14



Рисунки, кинфраг-менты.

Турбеллярии, олигохеты полихеты. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

21

Водные насекомые.


9/14



Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки.

Хирономиды. Ручейники.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Приводят примеры водных насекомых. Объясняют роль насекомых в природе и жизни человека.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

22

Рыбы Байкала.

10/14



Рисунки рыб, снимки.

Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.

Промысловые рыбы. Эндемики.

Соровые рыбы.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Приводят примеры основных представителей Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль рыб в природе и жизни человека.


Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.


23

Нерпа.

11/14



Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедея-тельности. Карта озера Байкал.

Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности нерп Объясняют роль нерп в природе и жизни человека на Байкале.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие.

24

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

12/14



Зарисовки зональности жизни в Байкале.

Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Приводят примеры типичных обитателей. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

25

Пищевые связи.

13/14



Схема трофических отношений байкальских организмов.

Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Приводят примеры пищевых цепей. Объясняют роль даннных цепей в природе и жизни человека.


Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира.

26

Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.

14/14



Схемы, карты, графики, рисунки.

Систематизация знаний, полученных в разделе «Жизнь в озере Байкал»

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении


Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

Раздел 4. Человек на Байкале (8 ч)

27

Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.


1/8


Карты освоения

Прибайкалья и Забайкалья.

Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Объясняют особенности заселениябереговой линии Байкала.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

28

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

2/8


Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Объясняют особенности загрязнений дна Байкала. Сравнивают загрязнения Байкала с особенностями загрязнения других озер.

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

29

Охрана окружающей среды.


3/8


Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Законы России по охране окружающей среды.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

30

Влияние человека на озеро Байкал.

.

4/8


Карты, рисунки, фото

Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Работа с картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

31

Вселение чужеродных видов в озеро Байкал.


5/8



Рисунки, таблицы, кинозарисовки.

Микробное загрязнение. Элодея канадская, пелядь, амурский сом

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Дают характеристику видов. Работа картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

32

Влияние туристов на озеро Байкал.


6/8


Карта Байкала, формулы расчеов влияния туристов.

Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита от всех видов загрязнений.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

33

Как мы охраняем озеро Байкал.


7/8


Фотографии, таблицы, тексты законов.

История создания закона. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Характеризуют основные законы. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

34

Что такое «Устойчивое развитие».


8/8


Карты, схемы, рисунки учебника.

Ознакомление с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Характеризуют и сравнивают климат Байкала с другими территориями. Выявляют особенности понятия «Устойчивое развитие».

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


Методические пособия для учителя:


  1. Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.

  2. Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.

  3. Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.

  4. Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. – 296 с.

  5. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

  6. Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

  7. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

  8. Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.

  9. Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.

  10. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

  11. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

  12. Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

  13. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

  14. Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. – 560 с.

  15. Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

  16. Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

  17. Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.

  18. Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.

  19. Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

  20. Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

  21. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

  22. Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

  23. Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

  24. Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.

  25. О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.

  26. Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

  27. Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.

  28. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

  29. Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

  30. Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

  31. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

  32. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.

  33. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

  34. Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

  35. Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛОВЕДЕНИЯ


Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов:


  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.


Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по байкаловедению являются:

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ста­вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня­тиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен­ты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

  • различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.


  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


  1. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете;

  • умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).


  1. В сфере физической деятельности:

  • рациональная организация труда и от­дыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зре­ния объекты природы.




2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!