Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 УКМО
«Согласовано» Руководитель МО _____________Матвеева.Н.И. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 9 _____________ Скотникова И.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ № 9 _____________Скажутина Д.Н. Приказ № ___ от «___»____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БАЙКАЛОВЕДЕНИЮДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале. – Иркутск, 2012. – 224с.
Авторская программа спецкурса для учащихся 6 классов
общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузеванова,Н.В. Мотовилова
Разработчик программы
учитель географии
Кирилова Т.А.
Педагогический стаж 1 год.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 6 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Байкаловедение», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 17.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.
Преподавание байкаловедения в 6 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» – Иркутск, 2012. – 224с.
Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5(6) классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.
Современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, а крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, поэтому не вызывает сомнения необходимость изучение спецкурса «Байкаловедение».
Программа дает возможность сформировать у учащихся классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Цели курса «Байкаловедение» в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели курса «Байкаловедение» являются общими для основной школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения курса «Байкаловедение» как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями курса «Байкаловедение» образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере изучения Байкальского региона.
Помимо этого, курс «Байкаловедение» призван обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы; формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Место предмета в учебном плане
Учебное содержание курса байкаловедение включает следующие этапы:
Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала. 5 класс. 34 часа. 1 ч в неделю;
Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. 6 класс. 34 часа. 1 ч в неделю.
Цели изучения предмета
Изучение курса «Байкаловедение» в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Байкаловедение» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос; оформление и защита результатов практических работ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Содержание курса байкаловедения в 6 классе и результаты изучения предмета.
Учебный курс «Байкаловедение» дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Содержание программы «Байкаловедение. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение (1ч)
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
показывать на физической карте России, глобусе оз. Байкал;
называть основные проблемы загрянения;
соблюдать правила поведения и работы с инструментами в кабинете.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 часов)
Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Национальные парки, заповедники, заказники.
Практические работы
Практическая работа №1 «Вертикальная (высотная) поясность»
Практическая работа №2 «Альпийский пояс»
Практическая работа №3 «Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги»
Практическая работа №4 «Степи»
Практическая работа №5 «Болота»
Практическая работа №6 «Птицы Байкала».
Практическая работа №7 «Высшие водные растения и водоросли Байкала
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья;
эндемики Байкала;
национальные парки, заповедники, заказники.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать условия обитания животных;
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры и кратко характеризовать животных и растения оз. Байкал;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 часов)
Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура. Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.Промысловые рыбы. Эндемики.Соровые рыбы. Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.
Практические работы
Практическая работа №8 «Байкальские губки».
Практическая работа №9 «Моллюски».
Практическая работа №10 «Гаммариды».
Практическая работа №11 «Зоопланктон».
Практическая работа №12 «Планарии».
Практическая работа №13 «Рыбы Байкала».
Практическая работа №14 «Нерпа».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
условия, характеризующие уникальность Байкала;
общую характеристику обитающих в Байкале рыб
донные микробные сообщества.
Учащиеся должны уметь:
работать с таблицами, анализировать информацию;
объяснять причины разнообразия животных в оз. Байкал.
Метапредметные результаты обученяи
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.
Раздел 4. Человек на Байкале (8 часов)
Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством. Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Законы России по охране окружающей среды. Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
Практические работы
Практическая работа № 15 «Экологические проблемы озера Байкал».
Практическая работа № 16 «Влияние туризма на Байкал».
Практическая работа №17 «Устойчивое развитие».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
называть основные загрязнители оз. Байкал;
показывать места загрязнения в Прибайкалье;
работать с контурными картами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
участвовать в совместной деятельности;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. | В том числе, лабор. и практ. раб. |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |
I | Введение | 1 | - | - |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |
II | Жизнь на байкальских берегах | 11 | - | 7 |
III | Жизнь в озере Байкал | 14 | - | 7 |
Рефлексивная фаза | |
VI | Человек на Байкале | 8 | - | 3 |
Резерв | | | | |
Итого | | 34 | - | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ.ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА. 6 КЛАСС.
№ | Тема урока | п/п | Дата | Материально-техническое обеспечение, УМК | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности Освоение предметных знаний | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) |
Раздел 1. Введение (1 ч) |
1 | Введение. | 1/1 | | Учебник, карты и схемы. Фотографии. | Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. проблемы загрязнения и охраны озера Байкал. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Дают общие представления об уникальности Байкала. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Фаза постановки и решения системы учебных задач |
Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 ч) |
2 | Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. . | 1/11 | | Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья. | Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики.. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Называют основные растения и животные. Объясняют условия их обитания. | Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи. | Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | .Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
3 | Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья. Альпийский пояс. | 2/11 | | Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.. | Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Называют основные высотные пояса. Характеризуют альпийский пояс. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Знают основы экологической культуры. Принимают ценности природного мира. |
4 | Горные леса | 3/11 | | Контурные карты и фигурки растений и животных. | Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков |
5 | Степь. | 4/11 | | Контурные карты и фигурки растений и животных | Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения. |
6 | Луга и болота. | 5/11 | | Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер. | Приспособленность к среде обитания лугов и болот растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения. |
7 | Особо охра няемые территории | 6/11 | | Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карты. | Национальные парки, заповедники, заказники. | Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки. | Определяют основные признаки особо охраняемых территорий. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
8 | При байкал ьский нацио- нальный парк (ПНП | 7/11 | | Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карты. | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы. | Приводят примеры растений и животных. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
9 | Забай каль- ский на цио- нальный парк (ЗНП). | 8/11 | | Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карты. | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы. | Приводят примеры растений и животных. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
10 | Байк ало-Лен- ский, Баргу- зинский и Байкал ьский запо ведники. | 9/11 | | Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карты. | Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы. | Приводят примеры растений и животных. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
11 | Памят ники При роды на побе- режье Байкала. | 10/11 | | Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карты. | Различные виды природных памят- ников природы на побережье Байкала. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Приводят примеры основных памятников природы на Байкале. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга. | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. |
12 | Урок обобщения | 11/11 | | Карты, фотографии, рисунки. | Высотная поясность Прибайкалья и Забайкалья, их характеристика. Особо охраняемые территории и объекты на Байкале. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Характеризуют особо охраняемые территории на Байкале. Называют растения и животных. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира. |
Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 ч) |
13 | Биоразнообразие озера Байкал. | 1/14 | | Учебник, физическая карта, схемы. | Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Принимают ценности природного мира. |
14 | Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон | 2/14 | | Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России. Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли. | Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | знакомятся с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют.Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Принимают ценности природного мира. |
15 | Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей. . | 3/14 | | Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России. Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли. | Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | знакомятся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала. | . Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Принимают ценности природного мира. |
16 | Губки | 4/14 | | Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России. Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли. | Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | знакомятся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга. | Принимают ценности природного мира. |
17 | Моллюски. | 5/14 | | Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России. Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли. | Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | знакомятся с особенностями строения моллюсков, их жизнедеятельностью. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
18 | Гаммариды. | 6/14 | | Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России. Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли. | Представители, особенности строения, биологии развития и поведения. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | знакоиятся с представителями гаммарид. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Принимают ценности природного мира. Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. |
19 | Зоопланк-тон. | 7/14 | | Учебник, физическая карта и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья. | Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия... | Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
20 | Байкальские черви. | 8/14 | | Рисунки, кинфраг-менты. | Турбеллярии, олигохеты полихеты. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | . Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
21 | Водные насекомые. | 9/14 | | Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки. | Хирономиды. Ручейники. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Приводят примеры водных насекомых. Объясняют роль насекомых в природе и жизни человека. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков |
22 | Рыбы Байкала. | 10/14 | | Рисунки рыб, снимки. | Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Приводят примеры основных представителей Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль рыб в природе и жизни человека. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения. |
23 | Нерпа. | 11/14 | | Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедея-тельности. Карта озера Байкал. | Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях. | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности нерп Объясняют роль нерп в природе и жизни человека на Байкале. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
24 | Зоны жизни. Байкальские сообщества. | 12/14 | | Зарисовки зональности жизни в Байкале. | Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Приводят примеры типичных обитателей. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | . Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
25 | Пищевые связи. | 13/14 | | Схема трофических отношений байкальских организмов. | Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Приводят примеры пищевых цепей. Объясняют роль даннных цепей в природе и жизни человека. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира. |
26 | Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал. | 14/14 | | Схемы, карты, графики, рисунки. | Систематизация знаний, полученных в разделе «Жизнь в озере Байкал» | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира. |
Раздел 4. Человек на Байкале (8 ч) |
27 | Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье. | 1/8 | | Карты освоения Прибайкалья и Забайкалья. | Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Объясняют особенности заселениябереговой линии Байкала. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира. |
28 | Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. | 2/8 | | Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений. | Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Объясняют особенности загрязнений дна Байкала. Сравнивают загрязнения Байкала с особенностями загрязнения других озер. | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
29 | Охрана окружающей среды. | 3/8 | | Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений. | Законы России по охране окружающей среды. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
30 | Влияние человека на озеро Байкал. . | 4/8 | | Карты, рисунки, фото | Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Работа с картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга. | Принимают ценности природного мира. |
31 | Вселение чужеродных видов в озеро Байкал. | 5/8 | | Рисунки, таблицы, кинозарисовки. | Микробное загрязнение. Элодея канадская, пелядь, амурский сом | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Дают характеристику видов. Работа картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
32 | Влияние туристов на озеро Байкал. | 6/8 | | Карта Байкала, формулы расчеов влияния туристов. | Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита от всех видов загрязнений. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
33 | Как мы охраняем озеро Байкал. | 7/8 | | Фотографии, таблицы, тексты законов. | История создания закона. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории. | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Характеризуют основные законы. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
34 | Что такое «Устойчивое развитие». | 8/8 | | Карты, схемы, рисунки учебника. | Ознакомление с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Характеризуют и сравнивают климат Байкала с другими территориями. Выявляют особенности понятия «Устойчивое развитие». | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Методические пособия для учителя:
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.
Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. – 296 с.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. – 560 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛОВЕДЕНИЯ
Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по байкаловедению являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);
характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
2