СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока. Тип урока объяснение нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений.»

Тема урока: Бактерии как древнейшая группа живых организмов.

Общая характеристика бактерий.

Отличия клетки бактерий от клетки растений.


Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о бактериях как о древнейшей

группе живых организмов;

развивающая: развивать познавательную и творческую деятельность

учащихся; навыки работы в группе, логическое

мышление;

воспитательная: воспитывать культуру поведения при групповой и

индивидуальной работе.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, практический

Оборудование: слайдовая презентация, видеофрагменты «Гниение фруктов и овощей», «Невидимая жизнь», виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

Дидактический материал: карточки с заданиями, листы с дополнительной информацией

Ход урока:

I. Организационный момент

  • Настрой на урок.

- Приветствие

- Тренинг “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);

  2. успеха (указательными);

  3. большого (средними);

  4. во всём (безымянными);

  5. и везде (мизинцами);

  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Деление на группы

  • Назначение спикеров, раздача оценочных листов.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся на стикерах записывают ожидаемые результаты от предстоящего занятия и приклеивают к деревцу.

Показ видеофрагмента «Гниение фруктов и овощей»

Показ слайда с различными видами бактерий.

Вопрос:

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.

Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы». Кто они?

Назовите эти маленькие организмы.

  • Сообщение темы, целей урока.

V. Этап усвоения нового материала

Показ видеофрагмента «Невидимая жизнь»

Если была бы такая книга рекордов живых организмов, то на пьедестале почета бактерии были бы на первом месте.

Сегодня вам предстоит, самостоятельно ознакомится с темой. И определить за какие достижения можно вручить медали бактериям.

Для того чтобы вам было легче работать первую медаль я бы хотела вручить сама. Эта медаль за древность.

Вам уже известно из раздела эволюции, что первые живые организмы появились в воде миллиарды лет назад. И это были примитивные организмы – бактерии. Именно  бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом  и  уже затем, появились первые растения. Вот почему, мы вручили медаль за древность.

Задание: изучить §55 стр.183 и дополнительную информацию на столах.

Для знакомства с темой предоставляется 5-7 минут. Тайм-менеджеры контролируют за временем. После изучения темы каждая команда должна будет вручить медаль бактерии, и объяснить за какие заслуги была вручена эта медаль.


Физкультминутка


VI. Проверка понимания нового материала

Блиц опрос «Верите ли вы, что»

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -)

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Бактерии распространены повсеместно

+


2

По форме делятся на три группы

+


3

Бактерии шаровидной формы - кокки

+


4

Бактерии ядерные организмы


-

5

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

+


6

Образуют спору при размножении


-

7

Наследственное вещество находится в ядре


-

8

Дыхание аэробное и анаэробное

+


9

Наука изучающая бактерии – микробиология

+


10

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левенгук

+


Правильные ответы:

Взаимооценивание:


Критерий оценивания:

9-10 баллов «5»

7-8 баллов «4»

5-6 баллов «3»

VII. Этап закрепления темы

Лабораторная работа №30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»

Цель: убедиться в особенностях строения бактерии сенной палочки.

Виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

http://biolicey2vrn.ru/index/bakterija_sennaja_palochka/0-474


Выводы к уроку

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Бактерии распространены повсеместно.

3. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

4. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

5. Питаются автотрофным и гетеротрофным способом.

6. Дышат аэробно и анаэробно.

VIII. Итог урока

  • Рефлексия

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся, у которых оправдались ожидания в итоге урока, снимают свои стикеры с «дерева ожидания» и зачитывают их.

  • Выставление оценок за урок

  • Информация о домашнем задании

- Изучите §55.

- Подготовьте сообщения на темы: “Болезнетворные бактерии”, “Клубеньковые бактерии”, “Молочнокислые бактерии”.







































Лист оценивания

Класс ________ Команда______________





Ф.И.ученика

Оценка при составлении медали

«Мнемотехника»

Блиц опрос «Верите ли вы, что...»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка
























































Лист оценивания

Класс ________ Команда______________





Ф.И.ученика

Оценка при составлении медали

«Мнемотехника»

Блиц опрос «Верите ли вы, что...»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка


















































Бактерии.


На земле нет прак­ти­че­ски места, где бы не встре­ча­лись бак­те­рии. Это самые древ­ние су­ще­ства на земле, ко­то­рые по­яви­лись около трех с по­ло­ви­ной мил­ли­ар­дов лет назад. Для срав­не­ния: земля воз­ник­ла че­ты­ре мил­ли­ар­да лет назад, а все­лен­ная – че­тыр­на­дцать, че­ло­ве­че­ство несколь­ко де­сят­ков тысяч лет назад. Осо­бен­но много бак­те­рий в почве, в одном грам­ме почвы могут со­дер­жать­ся сотни мил­ли­о­нов бак­те­рий.

Бак­те­рии – самые мел­кие су­ще­ства на земле. Ученым известно около 10 000 видов  бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы  и  они бесцветны. Клет­ки живых ор­га­низ­мов при­бли­зи­тель­но од­но­го и того раз­ме­ра, а клет­ки бак­те­рий в де­сять раз мень­ше клет­ки осталь­ных ор­га­низ­мов. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

При ис­сле­до­ва­нии бак­те­рий под мик­ро­ско­пом уче­ные об­ра­ти­ли вни­ма­ние, что бак­те­рии не про­сто по­хо­жи друг на друга, они об­ла­да­ют спо­соб­но­стью иметь несколь­ко внеш­них видов, то есть формы бак­те­рий.

Форма бактерий.

шаровидные (кокки)

палочковидные (бациллы)

извитые (вибрионы)

похожие на спираль (спириллы)

спирохеты (6-10 витков)

стрептококки (цепочка из кокков)

стафилококки (грозди кокков)

Самая про­стая форма бак­те­рий – это шарик, он носит на­зва­ние кокк, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «ягода». При раз­мно­же­нии кокки ино­гда оста­ют­ся со­еди­нен­ны­ми по­пар­но, такое со­еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся ди­пло­кокк, при боль­шем ко­ли­че­стве об­ра­зу­ет­ся це­поч­ка, ко­то­рая носит на­зва­ние стреп­то­кокк. При со­еди­не­нии кок­ков гроз­дя­ми они по­лу­чи­ли на­зва­ние ста­фи­ло­кокк. Кокки, име­ю­щие вы­тя­ну­тую форму, на­зы­ва­ют­ся па­лоч­ки, если они имеют изо­гну­тую форму, то носят на­зва­ние виб­ри­он. Спи­ра­ле­вид­ные длин­ные бак­те­рии на­зы­ва­ют­ся – спи­рил­ла или спи­ро­хе­та. Бы­ва­ют и дру­гие формы, но эти самые важ­ные.

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ. Кроме этого, бактерии  могут жить колониями.







Бактерии


История изучения бактерий.

- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп бактерии и назвал их “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложили основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе.


Бак­те­рии очень пло­до­ви­ты. Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи и т. Д.

Для того чтобы пе­ре­но­сить небла­го­при­ят­ные усло­вия, бак­те­рии на­учи­лись об­ра­зо­вы­вать споры – осо­бые формы бак­те­рий. Они об­ра­зу­ют­ся путем вы­сы­ха­ния бак­те­рии внут­ри своей обо­лоч­ки, умень­ша­ясь в раз­ме­рах. При этом со­дер­жи­мое клет­ки, сжи­ма­ясь, от­хо­дит от обо­лоч­ки, округ­ля­ет­ся и об­ра­зу­ет на своей по­верх­но­сти, на­хо­дясь внут­ри ма­те­рин­ской обо­лоч­ки, новую, более плот­ную обо­лоч­ку. Споры (от греческого слова «спора» — семя) некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.










Бактерии


Условия жизни бактерий очень разнообразны.

Бак­те­рии все­яд­ны. По типу питания бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов, которые в свою очередь подразделяются на симбионтов, паразитов и сапрофитов.

Сапрофиты или сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» — питание, пища) – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. Паразиты (от греческого «паразитос» — нахлебник) – бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространен очень широко. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека. Симбионты - организмы двух разных видов, состоящие в длительном тесном сожительстве. Лишь очень немногие бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических. Это цианобактерии. Именно они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробов и анаэробов.

Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

















Бактерии


Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от - 2 до +75 градусов. Бак­те­рии могут жить в ме­стах, где прак­ти­че­ски никто не может вы­жить: ки­пя­щие гей­зе­ры, неф­тя­ные под­зем­ные озера, кис­лот­ные озера, где от­сут­ству­ет рыба. Неко­то­рые бак­те­рии могут вы­жи­вать даже в кос­мо­се. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.

Строение бактерии. Каж­дая бак­те­рия – всего одна клет­ка с тон­кой обо­лоч­кой и ци­то­плаз­мой.

Бак­те­рия, как любая клет­ка, по­кры­та кле­точ­ной мем­бра­ной, по­верх кле­точ­ной мем­бра­ны рас­по­ла­га­ет­ся осо­бая за­щит­ная обо­лоч­ка – кле­точ­ная стен­ка, ко­то­рая сде­ла­на из осо­бо­го ве­ще­ства – му­ре­и­на. Жид­кая часть клет­ки носит на­зва­ние ци­то­плаз­мы. Бактерии прокариоты, у них нет ядра, вме­сто него есть сгу­сток ци­то­плаз­мы, в ко­то­ром на­хо­дит­ся мо­ле­ку­ла, несу­щая ин­фор­ма­цию – мо­ле­ку­ла ДНК, и на­зы­ва­ет­ся нук­лео­ид, пе­ре­во­дит­ся как «по­доб­ный ядру».  Жгу­тик бак­те­рии необ­хо­дим для дви­же­ния, но не все бак­те­рии об­ла­да­ют жгу­ти­ком, не все они спо­соб­ны к пе­ре­дви­же­нию. Не все бак­те­рии имеют и осо­бые вор­син­ки (бациллы покрыты волосками – пилями), ко­то­рых су­ще­ству­ет два вида: од­ни­ми бак­те­рия при­креп­ля­ет­ся к необ­хо­ди­мым по­верх­но­стям, дру­гие слу­жат для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции между бак­те­ри­я­ми. Внут­ри бак­те­рии на­хо­дит­ся за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство. И кле­точ­ная обо­лоч­ка, и кле­точ­ная мем­бра­на про­ни­ца­е­мы для ве­ществ, ко­то­рые необ­хо­ди­мы бак­те­рии для жиз­не­де­я­тель­но­сти, в первую оче­редь, для пи­та­ния. При об­ра­зо­ва­нии вред­ных ве­ществ для бак­те­рии они уда­ля­ют­ся также через обо­лоч­ку и мем­бра­ну, так про­ис­хо­дит обмен ве­ществ у бак­те­рий.



















Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Бактерии распространены повсеместно



2

По форме делятся на три группы



3

Бактерии шаровидной формы - кокки



4

Бактерии ядерные организмы



5

Способ питания автотрофный и гетеротрофный



6

Образуют спору при размножении



7

Наследственное вещество находится в ядре



8

Дыхание аэробное и анаэробное



9

Наука изучающая бактерии – микробиология



10

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук



Правильные ответы:

Взаимооценивание:



Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Бактерии распространены повсеместно



2

По форме делятся на три группы



3

Бактерии шаровидной формы - кокки



4

Бактерии ядерные организмы



5

Способ питания автотрофный и гетеротрофный



6

Образуют спору при размножении



7

Наследственное вещество находится в ядре



8

Дыхание аэробное и анаэробное



9

Наука изучающая бактерии – микробиология



10

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук



Правильные ответы:

Взаимооценивание:



Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Бактерии распространены повсеместно



2

По форме делятся на три группы



3

Бактерии шаровидной формы - кокки



4

Бактерии ядерные организмы



5

Способ питания автотрофный и гетеротрофный



6

Образуют спору при размножении



7

Наследственное вещество находится в ядре



8

Дыхание аэробное и анаэробное



9

Наука изучающая бактерии – микробиология



10

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук



Правильные ответы:

Взаимооценивание:



Блиц опрос «Верите ли вы, что»

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -).

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Бактерии распространены повсеместно

+


2

По форме делятся на три группы

+


3

Бактерии шаровидной формы - кокки

+


4

Бактерии ядерные организмы


-

5

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

+


6

Образуют спору при размножении


-

7

Наследственное вещество находится в ядре


-

8

Дыхание аэробное и анаэробное

+


9

Наука изучающая бактерии – микробиология

+


10

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

+


Правильные ответы:

Взаимооценивание:




Прием «Мнемотехника» Зачитываются выражения по теме, учащиеся ничего не записывают. После этого ученики их воспроизводят по памяти в тетради. В конце выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов.

1) Микробиология, 2) одноклеточные безъядерные организмы, 3) кокки, 4) извитые, 5) образуют споры, 6) сапрофиты, 7) плавают с помощью жгутиков, 8) размножаются путем деления, 9) Антони ван Левенгук, 10) паразиты.



Стратерия «Светофор» формативное оценивание.

Зеленая карточка – доволен собой, сделал все, что в моих силах и даже больше

Желтая карточка – мог бы лучше

Красная карточка – не доволен, сделал не все что мог.