Тема урока: Бактерии как древнейшая группа живых организмов.
Общая характеристика бактерий.
Отличия клетки бактерий от клетки растений.
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие о бактериях как о древнейшей
группе живых организмов;
развивающая: развивать познавательную и творческую деятельность
учащихся; навыки работы в группе, логическое
мышление;
воспитательная: воспитывать культуру поведения при групповой и
индивидуальной работе.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, практический
Оборудование: слайдовая презентация, видеофрагменты «Гниение фруктов и овощей», «Невидимая жизнь», виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»
Дидактический материал: карточки с заданиями, листы с дополнительной информацией
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приветствие
- Тренинг “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Деление на группы
IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся на стикерах записывают ожидаемые результаты от предстоящего занятия и приклеивают к деревцу.
Показ видеофрагмента «Гниение фруктов и овощей»
Показ слайда с различными видами бактерий.
Вопрос:
Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.
Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы». Кто они?
Назовите эти маленькие организмы.
V. Этап усвоения нового материала
Показ видеофрагмента «Невидимая жизнь»
Если была бы такая книга рекордов живых организмов, то на пьедестале почета бактерии были бы на первом месте.
Сегодня вам предстоит, самостоятельно ознакомится с темой. И определить за какие достижения можно вручить медали бактериям.
Для того чтобы вам было легче работать первую медаль я бы хотела вручить сама. Эта медаль за древность.
Вам уже известно из раздела эволюции, что первые живые организмы появились в воде миллиарды лет назад. И это были примитивные организмы – бактерии. Именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем, появились первые растения. Вот почему, мы вручили медаль за древность.
Задание: изучить §55 стр.183 и дополнительную информацию на столах.
Для знакомства с темой предоставляется 5-7 минут. Тайм-менеджеры контролируют за временем. После изучения темы каждая команда должна будет вручить медаль бактерии, и объяснить за какие заслуги была вручена эта медаль.
Физкультминутка
VI. Проверка понимания нового материала
Блиц опрос «Верите ли вы, что»
Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -)
№ | Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | Бактерии распространены повсеместно | + | |
2 | По форме делятся на три группы | + | |
3 | Бактерии шаровидной формы - кокки | + | |
4 | Бактерии ядерные организмы | | - |
5 | Способ питания автотрофный и гетеротрофный | + | |
6 | Образуют спору при размножении | | - |
7 | Наследственное вещество находится в ядре | | - |
8 | Дыхание аэробное и анаэробное | + | |
9 | Наука изучающая бактерии – микробиология | + | |
10 | Первооткрыватель бактерии Антони ван Левенгук | + | |
Правильные ответы: | Взаимооценивание: |
Критерий оценивания:
9-10 баллов «5»
7-8 баллов «4»
5-6 баллов «3»
VII. Этап закрепления темы
Лабораторная работа №30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»
Цель: убедиться в особенностях строения бактерии сенной палочки.
Виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»
http://biolicey2vrn.ru/index/bakterija_sennaja_palochka/0-474
Выводы к уроку
1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.
2. Бактерии распространены повсеместно.
3. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.
4. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.
5. Питаются автотрофным и гетеротрофным способом.
6. Дышат аэробно и анаэробно.
VIII. Итог урока
Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся, у которых оправдались ожидания в итоге урока, снимают свои стикеры с «дерева ожидания» и зачитывают их.
- Изучите §55.
- Подготовьте сообщения на темы: “Болезнетворные бактерии”, “Клубеньковые бактерии”, “Молочнокислые бактерии”.
Лист оценивания
Класс ________ Команда______________
Ф.И.ученика | Оценка при составлении медали | «Мнемотехника» | Блиц опрос «Верите ли вы, что...» | Самооценивание | Оценка учителя | Итоговая оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Лист оценивания
Класс ________ Команда______________
Ф.И.ученика | Оценка при составлении медали | «Мнемотехника» | Блиц опрос «Верите ли вы, что...» | Самооценивание | Оценка учителя | Итоговая оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Бактерии.
На земле нет практически места, где бы не встречались бактерии. Это самые древние существа на земле, которые появились около трех с половиной миллиардов лет назад. Для сравнения: земля возникла четыре миллиарда лет назад, а вселенная – четырнадцать, человечество несколько десятков тысяч лет назад. Особенно много бактерий в почве, в одном грамме почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.
Бактерии – самые мелкие существа на земле. Ученым известно около 10 000 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Клетки живых организмов приблизительно одного и того размера, а клетки бактерий в десять раз меньше клетки остальных организмов. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.
При исследовании бактерий под микроскопом ученые обратили внимание, что бактерии не просто похожи друг на друга, они обладают способностью иметь несколько внешних видов, то есть формы бактерий.
Форма бактерий.
шаровидные (кокки)
палочковидные (бациллы)
извитые (вибрионы)
похожие на спираль (спириллы)
спирохеты (6-10 витков)
стрептококки (цепочка из кокков)
стафилококки (грозди кокков)
Самая простая форма бактерий – это шарик, он носит название кокк, что в переводе означает «ягода». При размножении кокки иногда остаются соединенными попарно, такое соединение называется диплококк, при большем количестве образуется цепочка, которая носит название стрептококк. При соединении кокков гроздями они получили название стафилококк. Кокки, имеющие вытянутую форму, называются палочки, если они имеют изогнутую форму, то носят название вибрион. Спиралевидные длинные бактерии называются – спирилла или спирохета. Бывают и другие формы, но эти самые важные.
Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ. Кроме этого, бактерии могут жить колониями.
Бактерии
История изучения бактерий.
- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп бактерии и назвал их “анималькули”.
- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.
- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.
- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.
- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложили основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе.
Бактерии очень плодовиты. Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи и т. Д.
Для того чтобы переносить неблагоприятные условия, бактерии научились образовывать споры – особые формы бактерий. Они образуются путем высыхания бактерии внутри своей оболочки, уменьшаясь в размерах. При этом содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Споры (от греческого слова «спора» — семя) некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.
Бактерии
Условия жизни бактерий очень разнообразны.
Бактерии всеядны. По типу питания бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов, которые в свою очередь подразделяются на симбионтов, паразитов и сапрофитов.
Сапрофиты или сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» — питание, пища) – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. Паразиты (от греческого «паразитос» — нахлебник) – бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространен очень широко. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека. Симбионты - организмы двух разных видов, состоящие в длительном тесном сожительстве. Лишь очень немногие бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических. Это цианобактерии. Именно они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.
По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробов и анаэробов.
Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.
Бактерии
Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от - 2 до +75 градусов. Бактерии могут жить в местах, где практически никто не может выжить: кипящие гейзеры, нефтяные подземные озера, кислотные озера, где отсутствует рыба. Некоторые бактерии могут выживать даже в космосе. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.
Строение бактерии. Каждая бактерия – всего одна клетка с тонкой оболочкой и цитоплазмой.
Бактерия, как любая клетка, покрыта клеточной мембраной, поверх клеточной мембраны располагается особая защитная оболочка – клеточная стенка, которая сделана из особого вещества – муреина. Жидкая часть клетки носит название цитоплазмы. Бактерии прокариоты, у них нет ядра, вместо него есть сгусток цитоплазмы, в котором находится молекула, несущая информацию – молекула ДНК, и называется нуклеоид, переводится как «подобный ядру». Жгутик бактерии необходим для движения, но не все бактерии обладают жгутиком, не все они способны к передвижению. Не все бактерии имеют и особые ворсинки (бациллы покрыты волосками – пилями), которых существует два вида: одними бактерия прикрепляется к необходимым поверхностям, другие служат для передачи информации между бактериями. Внутри бактерии находится запасное питательное вещество. И клеточная оболочка, и клеточная мембрана проницаемы для веществ, которые необходимы бактерии для жизнедеятельности, в первую очередь, для питания. При образовании вредных веществ для бактерии они удаляются также через оболочку и мембрану, так происходит обмен веществ у бактерий.
Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).
№ | Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | Бактерии распространены повсеместно | | |
2 | По форме делятся на три группы | | |
3 | Бактерии шаровидной формы - кокки | | |
4 | Бактерии ядерные организмы | | |
5 | Способ питания автотрофный и гетеротрофный | | |
6 | Образуют спору при размножении | | |
7 | Наследственное вещество находится в ядре | | |
8 | Дыхание аэробное и анаэробное | | |
9 | Наука изучающая бактерии – микробиология | | |
10 | Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук | | |
Правильные ответы: | Взаимооценивание: |
Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).
№ | Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | Бактерии распространены повсеместно | | |
2 | По форме делятся на три группы | | |
3 | Бактерии шаровидной формы - кокки | | |
4 | Бактерии ядерные организмы | | |
5 | Способ питания автотрофный и гетеротрофный | | |
6 | Образуют спору при размножении | | |
7 | Наследственное вещество находится в ядре | | |
8 | Дыхание аэробное и анаэробное | | |
9 | Наука изучающая бактерии – микробиология | | |
10 | Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук | | |
Правильные ответы: | Взаимооценивание: |
Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).
№ | Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | Бактерии распространены повсеместно | | |
2 | По форме делятся на три группы | | |
3 | Бактерии шаровидной формы - кокки | | |
4 | Бактерии ядерные организмы | | |
5 | Способ питания автотрофный и гетеротрофный | | |
6 | Образуют спору при размножении | | |
7 | Наследственное вещество находится в ядре | | |
8 | Дыхание аэробное и анаэробное | | |
9 | Наука изучающая бактерии – микробиология | | |
10 | Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук | | |
Правильные ответы: | Взаимооценивание: |
Блиц опрос «Верите ли вы, что»
Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -).
№ | Верите ли вы, что… | Да | Нет |
1 | Бактерии распространены повсеместно | + | |
2 | По форме делятся на три группы | + | |
3 | Бактерии шаровидной формы - кокки | + | |
4 | Бактерии ядерные организмы | | - |
5 | Способ питания автотрофный и гетеротрофный | + | |
6 | Образуют спору при размножении | | - |
7 | Наследственное вещество находится в ядре | | - |
8 | Дыхание аэробное и анаэробное | + | |
9 | Наука изучающая бактерии – микробиология | + | |
10 | Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук | + | |
Правильные ответы: | Взаимооценивание: |
Прием «Мнемотехника» Зачитываются выражения по теме, учащиеся ничего не записывают. После этого ученики их воспроизводят по памяти в тетради. В конце выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов.
1) Микробиология, 2) одноклеточные безъядерные организмы, 3) кокки, 4) извитые, 5) образуют споры, 6) сапрофиты, 7) плавают с помощью жгутиков, 8) размножаются путем деления, 9) Антони ван Левенгук, 10) паразиты.
Стратерия «Светофор» формативное оценивание.
Зеленая карточка – доволен собой, сделал все, что в моих силах и даже больше
Желтая карточка – мог бы лучше
Красная карточка – не доволен, сделал не все что мог.
