СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения нового материала с использованием активных форм работы

Просмотр содержимого документа
«Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.»

Произведение: Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Класс: 9

Тема урока: Художественные особенности баллады В.Жуковского «Светлана».

Эпиграф: 

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин.

Цели урока:

Ход урока

1. Оргмомент.

II. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще?..

  1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).

  2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

  3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

  4. Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

  5. Интерес к фольклору и национальной истории.

  6. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

  7. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

  8. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.

Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф.

Попробуем определить цель нашего урока.

3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского. Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Сообщение учащегося, показ презентации № 1).

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (В.Г.Белинский)

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.

4. История создания баллады «Светлана».

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

5. Исследователи (учащийся) о балладе «Людмила».

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

5. Определение баллады как жанра.

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

6. Анализ баллады «Светлана». Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Сообщение о святочных гаданиях. (Презентация № 2)

7. Физкультминутка.

Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза руками. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Назовите героев.

- Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.

  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.

  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные?

- Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.

  • Кульминация: встреча с мертвецом.

  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" – это птицы. 

Ворон

Голубь

Петух

В народе:

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

В народе:

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

В народе:

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

В балладе:

Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!...

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

В балладе:

…в тишине Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

 Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

В балладе:

…шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.



- Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.

- Что же мы видим русское, национальное в балладе?

В чём смысл баллады?

- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Какой же смысл в балладе Жуковского?

Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

9. Домашнее задание:

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

10. Итог урока.

- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что вам понравилось?

- А как бы вы оценили свою работу?

- А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен.

Спасибо!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!