СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баллада "Светлана" В. А. Жуковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Баллада "Светлана" В. А. Жуковского»

Василий Андреевич  Жуковский Слово о поэте Романтическая баллада «Светлана»

Василий Андреевич Жуковский

Слово о поэте

Романтическая баллада «Светлана»

Цели урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Светлана»; выяснить, каков авторский идеал, воплощенный в балладе.

Цели урока:

  • познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы;
  • определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Светлана»;
  • выяснить, каков авторский идеал, воплощенный в балладе.
Василий Андреевич  Жуковский    Человек, переводчик, государственный деятель, поэт.   (1783 – 1852)

Василий Андреевич Жуковский Человек, переводчик, государственный деятель, поэт. (1783 – 1852)

Его стихов пленительная сладость  Пройдет веков завистливую даль,  И, внемля им, вздохнет о славе младость,  Утешится безмолвная печаль  И резвая задумается радость.   А.С. Пушкин «К портрету Жуковского» Портрет В.А. Жуковского. Художник О. Кипренский. 1816 г.

Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А.С. Пушкин «К портрету Жуковского»

Портрет В.А. Жуковского. Художник О. Кипренский. 1816 г.

Работа с опорными словами Афанасий Иванович Бунин, турчанка Сальха 29 января 1783 года Белёв

Работа с опорными словами

Афанасий Иванович Бунин, турчанка Сальха

29 января 1783 года

Белёв

Мария Протасова А.С. Пушкин И.В. Гете

Мария Протасова

А.С. Пушкин

И.В. Гете

1812 год педагогическая деятельность «Вестник Европы»

1812 год

педагогическая деятельность

«Вестник Европы»

Примерная запись в тетради: Белёв – старинный город на высоком берегу Оки, родина Жуковского. Поэт родился 29 января 1783 года. Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был богатым тульским помещиком, а мать – пленная турчанка Сальха. Добрые, творческие отношения связывали В.А. Жуковского с гениальным немецким поэтом И.В. Гёте. Известный поэт, редактор одного из лучших русских журналов подарил юному А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Сильнейшее чувство любви испытал Жуковский к своей племяннице Маше Протасовой. Ей он посвятил большинство своих произведений. Поэтическое творчество Жуковский успешно сочетал с редакторской (редактировал журнал «Вестник Европы») и педагогической деятельностью (являлся воспитателем детей при русском императорском дворе, его воспитанником был будущий русский император Александр II). В.А. Жуковский участвовал в Отечественной войне 1812 года, однако к этому факту своей биографии относился очень скромно.

Примерная запись в тетради:

  • Белёв – старинный город на высоком берегу Оки, родина Жуковского.
  • Поэт родился 29 января 1783 года.
  • Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был богатым тульским помещиком, а мать – пленная турчанка Сальха.
  • Добрые, творческие отношения связывали В.А. Жуковского с гениальным немецким поэтом И.В. Гёте.
  • Известный поэт, редактор одного из лучших русских журналов подарил юному А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
  • Сильнейшее чувство любви испытал Жуковский к своей племяннице Маше Протасовой. Ей он посвятил большинство своих произведений.
  • Поэтическое творчество Жуковский успешно сочетал с редакторской (редактировал журнал «Вестник Европы») и педагогической деятельностью (являлся воспитателем детей при русском императорском дворе, его воспитанником был будущий русский император Александр II).
  • В.А. Жуковский участвовал в Отечественной войне 1812 года, однако к этому факту своей биографии относился очень скромно.
По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Поэзия Жуковского богата лирическими произведениями разных жанров: элегиями , песнями, романсами, посланиями. В то же время в ней широко представлены жанры лироэпические и эпические: баллады, поэмы, повести в стихах. Баллады Жуковского: русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.; античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др. русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.; античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др. Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.
  • По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию.
  • Поэзия Жуковского богата лирическими произведениями разных жанров: элегиями , песнями, романсами, посланиями. В то же время в ней широко представлены жанры лироэпические и эпические: баллады, поэмы, повести в стихах.
  • Баллады Жуковского:
  • русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.; античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др.
  • русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.;
  • рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.;
  • античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др.
  • Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.
Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Как вы понимаете выражение «романтический мир»?  Запишите ассоциации, возникшие у вас при этих словах.

Как вы понимаете выражение «романтический мир»?

Запишите ассоциации, возникшие у вас при этих словах.

Баллада «Светлана»  Свободное переложение баллады «Lenore» («Ленора») немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (1747 – 1794). «Светлана» – одна из немногих оригинальных баллад Жуковского как по своему народному колориту, так и по оптимистическому настроению, нарушающему балладную традицию: счастливый конец, устранение фантастики реальной мотивировкой.  В первой публикации баллада печаталась с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр..вой» (то есть Александре Андреевне Протасовой). Жуковский предназначал балладу в качестве свадебного подарка своей племяннице, выходившей замуж за А.Ф. Воейкова. С его легкой руки за ней сохранилось поэтическое имя Светлана.

Баллада «Светлана»

Свободное переложение баллады «Lenore» («Ленора») немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (1747 – 1794). «Светлана» – одна из немногих оригинальных баллад Жуковского как по своему народному колориту, так и по оптимистическому настроению, нарушающему балладную традицию: счастливый конец, устранение фантастики реальной мотивировкой.

В первой публикации баллада печаталась с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр..вой» (то есть Александре Андреевне Протасовой). Жуковский предназначал балладу в качестве свадебного подарка своей племяннице, выходившей замуж за А.Ф. Воейкова. С его легкой руки за ней сохранилось поэтическое имя Светлана.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали…

Раз в крещенский вечерок девушки гадали…

«Тонкие» вопросы  Кто…? «Толстые» вопросы  Объясните, почему…?  Что…?  Как характеризует…?  Когда…?  Как вы понимаете…?  К кому…?

«Тонкие» вопросы

  • Кто…?

«Толстые» вопросы

  • Объясните, почему…?
  • Что…?
  • Как характеризует…?
  • Когда…?
  • Как вы понимаете…?
  • К кому…?
Расположите события баллады В.А. Жуковского «Светлана» в правильном порядке. Подруги просят Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена долгой разлукой с милым. Светлана пробуждается от страшного сна, и милый возвращается к ней. Девушки гадают в крещенский вечер. В избушке Светлана видит своего жениха в гробу. Неожиданно жених, кони, сани исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой избушки. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало. Светлане является жених и увозит ее венчаться.

Расположите события баллады В.А. Жуковского «Светлана» в правильном порядке.

Подруги просят Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена долгой разлукой с милым.

Светлана пробуждается от страшного сна, и милый возвращается к ней.

Девушки гадают в крещенский вечер.

В избушке Светлана видит своего жениха в гробу.

Неожиданно жених, кони, сани исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой избушки.

Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

Светлане является жених и увозит ее венчаться.

 «Светлана» В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа – в отличие от баллады «Людмила», являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Наша задача – найти связь баллады с устным  народным творчеством . Для её решения используйте опорные задания и вопросы.

«Светлана»

В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа – в отличие от баллады «Людмила», являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора».

Наша задачанайти связь баллады с устным народным творчеством . Для её решения используйте опорные задания и вопросы.

Вопросы классу: О чем говориться в самом начале баллады? На каком русском обряде строится балладная интрига? Что вы знаете о гаданиях? Какие способы гадания приводит В.А. Жуковский в балладе?

Вопросы классу:

  • О чем говориться в самом начале баллады?
  • На каком русском обряде строится балладная интрига?
  • Что вы знаете о гаданиях?
  • Какие способы гадания приводит В.А. Жуковский в балладе?
Вопросы классу: Как совмещается реальное и фантастическое в балладе? Какими приемами это достигается? Найдите строки, с которых начинается сон Светланы. Каков смысл сна как вставного эпизода? Как содержание сна распространяется на дальнейшее развитие сюжета баллады? Чем заканчивается баллада и в чем смысл такого финала?

Вопросы классу:

  • Как совмещается реальное и фантастическое в балладе? Какими приемами это достигается?
  • Найдите строки, с которых начинается сон Светланы. Каков смысл сна как вставного эпизода?
  • Как содержание сна распространяется на дальнейшее развитие сюжета баллады?
  • Чем заканчивается баллада и в чем смысл такого финала?
Как вы считаете, случайно ли появление голубя?

Как вы считаете, случайно ли появление голубя?

Как автор относится к своей героине?

Как автор относится к своей героине?

Новаторство В.А. Жуковского в развитии жанра баллады.  Жуковский, как правило, брал чужие сюжеты. Но, «присваивая» вошедшие в литературный обиход сюжеты, поэт их преобразовывал на свой лад.  Жуковский в балладах не дает развернутых сюжетов, он сосредотачивается на наиболее важных событиях.  В балладах Жуковского высокие нравственные чувства почти всегда торжествуют над низменными. Но победа их наступает лишь в том случае, если сам человек остается верен своим убеждениям и привязанностям.  Для баллад Жуковского естественна устремленность к национальной характерности.  Поэт положил начало традиции, преследующей постижение строя мыслей, чувств, переживаний.

Новаторство В.А. Жуковского в развитии жанра баллады.

Жуковский, как правило, брал чужие сюжеты. Но, «присваивая» вошедшие в литературный обиход сюжеты, поэт их преобразовывал на свой лад.

Жуковский в балладах не дает развернутых сюжетов, он сосредотачивается на наиболее важных событиях.

В балладах Жуковского высокие нравственные чувства почти всегда торжествуют над низменными. Но победа их наступает лишь в том случае, если сам человек остается верен своим убеждениям и привязанностям.

Для баллад Жуковского естественна устремленность к национальной характерности.

Поэт положил начало традиции, преследующей постижение строя мыслей, чувств, переживаний.

Подведем итог… Что нового вы узнали? Как вы оцениваете нашу работу на уроке? Что удалось, а что нет?

Подведем итог…

  • Что нового вы узнали?
  • Как вы оцениваете нашу работу на уроке?
  • Что удалось, а что нет?
Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. 1 строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2 строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3 строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4 строка – суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль. 5 строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Алгоритм написания синквейна

В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом.

  • 1 строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.
  • 2 строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.
  • 3 строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.
  • 4 строка – суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль.
  • 5 строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Домашнее задание Сделать иллюстрацию к балладе «Светлана». Подготовить выразительное чтение любой баллады Жуковского. Ответить письменно на вопрос: «Заслужила ли героиня баллады В.А. Жуковского «Светлана» свое счастье?»

Домашнее задание

  • Сделать иллюстрацию к балладе «Светлана».
  • Подготовить выразительное чтение любой баллады Жуковского.
  • Ответить письменно на вопрос: «Заслужила ли героиня баллады В.А. Жуковского «Светлана» свое счастье?»
 Спасибо за внимание и хорошую работу!

Спасибо за внимание и хорошую работу!

Словарь литературоведческих терминов Элегия – один из жанров лирики. В элегических стихах преобладают мотивы личных переживаний, одиночества, тоски, отвергнутой любви, разочарования, боли, страдания. В русской литературе элегии писали Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты.

Словарь литературоведческих терминов

Элегия – один из жанров лирики. В элегических стихах преобладают мотивы личных переживаний, одиночества, тоски, отвергнутой любви, разочарования, боли, страдания. В русской литературе элегии писали Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты.

Словарь литературоведческих терминов БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.  www.gramma.ru

Словарь литературоведческих терминов

БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) -

один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

www.gramma.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!