Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Общая характеристика занятия 5
2 Педогогическая характеристика занятия. 6
3 Методическое сопровождение 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ А 16
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 18
ПРИЛОЖЕНИЕ В 19
ВВЕДЕНИЕ
Любому человеку необходимо знать: что такое банк? Какие услуги он оказывает. Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье, и в этом заключается актуальность данной темы. Большинство семей не умеют грамотно пользоваться услугами банков, очень часто принимают на себя финансовые риски, не осознавая их последствий. И поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки финансовой грамотности.
Если всего 20 лет назад люди сталкивались с банками, только когда нужно было положить деньги на депозит или заплатить за квартиру, то сейчас роль банков заметно возросла. Банки не только осуществляют платежи и переводы, выдают кредиты и принимают депозиты.
Они также выступают посредниками при осуществлении инвестиций в ценные бумаги и драгоценные металлы, берут на себя функцию управления крупными сбережениями с целью их наиболее эффективного использования в соответствии с выбранной клиентом стратегией инвестирования.
Развитие Интернета привело к тому, что очень многие операции человек может осуществить самостоятельно со своего домашнего компьютера: перевести деньги со своего счёта в банке на другой счёт, заплатить за услуги и т.п.
В современном мире банки представляют собой сложнейшие информационные институты, знание принципов функционирования которых, должно входить в минимум знаний современного образованного человека.
1 Общая характеристика занятия
Место проведения: МБОУ Сокольчинская СОШ №3, Лазовского округа,
Приморского края.
Учитель: Силивончик Лариса Петровна, учитель начальных классов.
Обучающиеся: учащиеся 4 класса.
Название факультатива: Основы финансовой грамотности
Вид деятельности: внеурочное занятие 40 минут
Место занятия в логике реализации предмета факультатива: модуль 1, занятие 4
Вид деятельности обучающихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 /1
Тип занятия: изучение нового материала
Оборудование: ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение к занятию:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательн. орг. / Г.Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 128с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Рутковская Е.Л. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение финансовой грамотности». Москва: «Интеллект-Центр» 2020
3. Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для нач. школы. Москва: Москва: «Интеллект-Центр» 2020
4. Юлия Корлюгова Методические рекомендации для учителя 4 класс. Москва «Вако» 2018 г.
2 Педогогическая характеристика занятия. Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о банковских услугах, о способах безналичного платежа.
Задачи:
– приводить примеры банковских услуг;
– описывать условия вкладов;
– объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладам;
– познакомить учеников с понятием банк, функциями банка;
– объяснять, почему и как страхуются вклад;
– находить информацию о вкладах и кредитах;
– объяснять причины и последствия решения по взятии кредита;
– объяснять условия кредита, приводить примеры;
– объяснять принцип работы пластиковой карты.
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
– проблемный метод;
– исследовательский метод;
– частично-поисковый метод;
– сравнительный анализ;
– использование ИКТ-технологий (сеть Интернет, сайты финансовых организаций).
Ключевой вопрос. Какие услуги оказывает банк?
Основные понятия: банк, банковская карта, вклад, кредит, заемщик, вкладчик, банкоматы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
– ставить личные цели развития финансовой грамотности;
– составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью;
– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области.
Предметные результаты:
– объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные
– производить безналичный платеж с помощью платежного терминала;
– различать виды денег.
Этапы учебного процесс
Этап | Метод |
Вводный этап | Проблемный |
Этап реализации | Исследовательский |
III. Этап Обсуждение, подведении итогов | Частично-поисковый |
IV.Этап рефлексии | Сравнительный анализ |
V . Домашнее задание | |
3 Методическое сопровождение
Технологическая карта проекта
внеурочного занятия по финансовой грамотности «Банк. Банковские услуги»
Целевая группа | 4 класс |
Цель занятия: | Формирование у учащихся знаний о банке, услугах банка. |
Планируемые результаты: | Сформированность понятий: Банк, виды банков Сформированность предметных умений: Умение обобщать информацию по теме «Банк. Банковские услуги. Сформированность установок: Осознание себя как участника банковских операций. Понимание, освоение, овладение компетенций |
Базовая технология | Деятельностный метод обучения |
Средства обучения | А) Технические Ноутбук, проектор, экран Б) Дидактический материал Презентация В) Карточки |
Расстановка парт и стульев | стандартная |
План занятия
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный эффект | |
| этап 1 (Организационно- мотивационный этап) 1мин. | |
1.1 | -Здравствуйте! Вдаль идёт дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлёживай бока – Путь дорога нелегка! - Улыбнитесь соседу и пожелайте ему удачи! - Присаживайтесь | Обучающиеся поворачиваются друг к другу и желают удачи | |
| этап 2 (этап актуализации знаний) 5мин. | |
2.1 | - Отгадайте загадки. В этом доме все бывают, сразу бланки заполняют, вносят в кассу платежи... Что это за дом, скажи? (Банк) Сохранятся, словно в танке, Ваши деньги в этом... (банке). Из какого аппарата Выдается нам зарплата? (Банкомат) Универсальное средство с помощью которого можно осуществлять расчеты с продавцами в любой стране (Банковская карта) Как зовется аппарат, где толпятся в день зарплат. (Банкомат) - Молодцы, все загадки отгадали. (Приложение А) - Как вы думаете, а современный человек должен знать, что такое банк и банковская карта? - Хотите больше узнать об этом? Формирование проблемы - Чтобы вы хотели узнать на уроке? Проблема: Какие услуги предоставляет банк? Почему люди пользуются услугами банков? - Тема урока: Банк. Услуги банка. | Слушают загадки, думают и отвечают. Высказывают предположения, находят непонятные термины - Конечно! Записывают тему | Беседа. Обсуждение. Самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель. Строят речевые высказывания. Формулируют проблему Формулируют тему урока | |
| этап 3 (этап открытия новых знаний) 13 мин. | |
3.1 | - Предлагаю посмотреть мультфильм «Азбука денег тетушки Совы- О банке» https://www.youtube.com/watch?v=-ievxG51lR0 | Смотрят мультфильм. | Определяют новые понятия | |
| - Работа с учебником стр.32 - Расскажите историю возникновения банка. - Что такое банк, вклад, банкомат, электронная карта? - Итак, БАНК- это финансовая организация основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно освобождаются, и предоставлении тем, кому они сейчас необходимы. | Читают. Записывают в тетрадь вновь изученные понятия: кредит, вклад, вкладчик, заемщик, банковские карты, банкоматы Работают над прочитанным материалом. Отвечают на вопросы. | Самостоятельно комбинируют материал, учатся выделять главное. Проявляют себя творчески | |
4.1 | этап 4 (1 мин.) Физминутка — Как живешь? — Вот так! (Показать большой палец.) — А плывешь? — Вот так! (Движения руками как при плавании.) — Как бежишь? — Вот так! (Бег на месте.) — Вдаль глядишь? — Вот так! (Приставить ладонь ко лбу.) — Ждешь обед? — Вот так! (Подпереть рукой щеку.) — Машешь вслед? — Вот так! (Помахать рукой.) — Ночью спишь? — Вот так! (Голову набок, ладони под щеку.) — А шалишь? — Вот так! (Надувать щеки и хлопать по ним кулачками.) | Выполняют упражнения | | |
| Этап 5 (продолжение работы над темой) 13 мин. | |
5.1 | - А как вы думаете безопасно ли пользоваться банковской картой? - Как вы считаете надо пользоваться картой? - Прослушайте внимательно правила пользования банковской картой. (Раздает детям, памятку) Приложение Б) 1. Никому (даже сотруднику банка) не сообщайте пин- код 2. Не храните бумажку с записанным пин-кодом рядом с банковской картой, а просто запомните его. 3. Пользоваться картой может только тот, на чьё имя оформлена карта, не пытайтесь передать её хорошим друзьям или родственникам. 4. Держите карту на расстоянии от источников электромагнитных (телефон, магниты) и механических (ключи) предметов – это увеличит срок службы карты. 5. Запишите контактные данные банка, чтобы в случае потери заблокировать её. 6. Не переходите по ссылкам письма, присланного на вашу электронную почту, и не вводите на сайтах данные вашей карты. 7. Используйте только банкоматы, установленные в помещениях крупных организаций. В момент ввода пин-кода убедитесь, что никто не стоит и не наблюдает за вами. Прикрывайте пин-код рукой. 8. Пользуйтесь банковской картой только в местах, вызывающих доверие. 9. Всегда ждите печати чека – в случае обнаружения несанкционированного расхода средств с вашей карты вы можете принести чеки в банк и сверить расходы, записанные в чеках, с данными электронной базы банк -Делаем вывод, что если помнить все эти указания, то банковской картой удобно и безопасно пользоваться. - Откройте стр. 65-66 практикума, мы найдем дополнительную информацию о банковской карте. | Высказывают свои мнения, предположения Хорошо читающие дети читают вслух памятку Читают, анализируют, отвечают на вопросы | Самостоятельно учатся выделять главное в своих ответах | |
5.2 | - Поработаем в паре с карточкой, Обсудим изложенную жизненную ситуацию (приложение В) - Бывают ли в вашей семье подобные ситуации. Расскажите об этом. | Знакомятся с предложенной ситуацией | Обсуждение в паре. Анализируют, делают выводы. | |
| этап 6 (подведения итогов) 5 мин. | |
6.1 | - Итак, давайте еще раз повторим, что же мы сегодня нового узнали! | Отвечают на вопрос, подводят итог | Систематизация знаний. , | |
| этап 7 (оценочно- рефлексивный) 1 мин. | |
7.1 | - Достигли ли мы результата? - Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? - Вам было интересно? - О чем ты расскажешь дома своим родителям? - Оцените свое настроение с помощью смайлика | Отвечают на вопросы, оценивают свое состояние | Подводят итоги своей работы | |
| этап 8 (домашнее задание) 1 мин. | |
8.1 | - Приготовьте памятку «Как правильно пользоваться банковской картой в банкомате» | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка может использоваться как во время факультативных занятий, уроков, так и в рамках проведения классных часов, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся школы.
Целевая аудитория слушателей – обучающиеся 4 класса. Эти дети не имеют опыта трудовой деятельности, но могут располагать небольшими собственными деньгами, которые дают им родители. Тем самым у них уже могут финансовые цели. Тема урока у них находит живой отклик, так как направлена на формирование у учащихся представления финансовой грамотности.
В ходе проведения занятия достигаются следующие результаты:
– знакомство учеников с понятием банк, функциями банка;
– формирование социально-ориентированного взгляда на мир;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
– осуществление направленного поиска информации из разных источников;
– умение сравнивать, анализировать;
– умение объяснять понятия и явления;
– готовность слушать собеседника;
– умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Распоряжение Правительства Российской федерации от 25 сентября 2017. номер 2039-р г. Москва
2 Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательн. орг. / Г.Д. Гловели. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 128с.
3 Юлия Корлюгова Методические рекомендации для учителя 4 класс. Москва «Вако» 2018 г.
4 Рутковская Е.Л. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение финансовой грамотности». Москва: «Интеллект-Центр» 2020
5 Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для нач. школы. Москва: Москва: «Интеллект-Центр» 2020
6 Юлия Корлюгова Методические рекомендации для учителя 4 класс. Москва «Вако» 2018 г.
7 Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.2.3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2/С.Н.Федин.-М:ВИТА- ПРЕСС, 2014.-80с.,ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
8 Мультфильм: интернет ресурс https://www.youtube.com/watch?v=-ievxG51lR0
9 Все о финансах. Просто и доступно» - http://www.fingramota.org
10 Интернет ресурс: Загадки о понятиях связанных с финансовой
грамотностью https://bloq.dohcolonoc.ru
11 http://вашифинансы.рф
12 https://edu.pacc.ru
13 http://fincult.info
14 http://fingram.websoft.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1) Ответы к загадкам
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Памятка «Правила пользования банковской картой»
1. Никому (даже сотруднику банка) не сообщайте пин- код
2. Не храните бумажку с записанным пин-кодом рядом с банковской картой, а просто запомните его.
3. Пользоваться картой может только тот, на чьё имя оформлена карта, не пытайтесь передать её хорошим друзьям или родственникам.
4. Держите карту на расстоянии от источников электромагнитных (телефон, магниты) и механических (ключи) предметов – это увеличит срок службы карты.
5. Запишите контактные данные банка, чтобы в случае потери заблокировать её.
6. Не переходите по ссылкам письма, присланного на вашу электронную почту, и не вводите на сайтах данные вашей карты.
7. Используйте только банкоматы, установленные в помещениях крупных организаций. В момент ввода пин-кода убедитесь, что никто не стоит и не наблюдает за вами. Прикрывайте пин-код рукой.
8. Пользуйтесь банковской картой только в местах, вызывающих доверие.
9. Всегда ждите печати чека – в случае обнаружения несанкционированного расхода средств с вашей карты вы можете принести чеки в банк и сверить расходы, записанные в чеках, с данными электронной базы банк
ПРИЛОЖЕНИЕ В Задание «Деньги на карточке»
– Мамочка, давай на Новый год купим папе костюм Деда Мороза, тебе – костюм Снегурочки, а нам с Олей – костюмы Зайчика и Белочки. Хорошо я придумал? – спросил Саша.
– Саша, а тебе не жалко потратить деньги на то, что понадобится только один раз, а потом
все это будет пылиться целый год? – спросила мама.
– А чего деньги жалеть, ведь они каждый месяц на карточку перечисляются?
– Вот как? – удивилась мама. – А откуда они попадают на карточку?
– Как откуда, из банка! – в свою очередь удивился Саша.
Прав ли Саша?
Откуда в действительности берутся деньги на банковской карточке?
Почему не стоит тратить деньги на вещи, которые могут пригодиться только один раз?
13