СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока " Басенный  мир Ивана  Андреевича Крылова".    Цель урока:  обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова...

Просмотр содержимого документа
«Басенный мир Ивана Андреевича Крылова»


Тема урока: Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Личностные:

  *умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

*воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

*проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

*проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

*развитие речи и творческого мышления обучающихся;

*формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Ход урока

Слово о баснописце И.А.Крылове.

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                    М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?


1 Оргмомент,

2 Сообщие темы и цели урока Разбиваемся на команды: Грамотеи, Знатоки

3 Работа по теме урока

Команды уже сидят по рядам, названия команд (таблички) на столах: грамотеи и знатоки

Конкурс-разминка (за каждый правильный ответ – жетон) Побеждает та команда, у которого больше жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1 Конкурс «Найди пару» На конкурс отводится 1 минута. Побеждает та ком, кот верно собрала все названия басен

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

КОТ

ПОВАР

2 Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3 минуты. Сверяются ответы с ответами на слайде:

  1. ворона и лисица

  2. квартет

  3. кот и повар

  4. лебедь, рак и щука

  5. свинья под дубом

  6. стрекоза и муравей

слайды:

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

3 «Ваш выход, маэстро!»

Рассказать 1 басню наизусть (команда совещается и решает, кто будет рассказывать)

4 «Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!

Свинья под дубом

Свинья под Дубом ___________

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, __________ под ним;

Потом, ________ продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба ________ стала.

"Ведь это дереву вредит",

Ей с Дубу ________ говорит:

"Коль корни обнажишь, оно ________ может".-

"Пусть сохнет", говорит Свинья:

"Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них _________".-

5 Конкурс «Грамотеи»

Команда выдвигает по 2 представителя, которые будут в паре готовить ответы на вопросы

литературоведческого характера, дать определение терминам:

басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

композиция басни- басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной. Поучительная часть называется моралью. Повествовательной частью басня сближается со сказками, с пословицами (нравоучительными изречениями). 

мораль- нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

аллегория - иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.

(например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

 Физминутка

Скажите, с каким жанром роднится басня? (со сказкой)

Почему? (учит, животные говорят)


- назовите часть композиции сказки, кот начинается словами «Жили-были дед и баба…» (ПРИСКАЗКА)

- как называется часть композиции сказки, выраженная в словах « И жили они долго и счастливо» (КОНЦОВКА)

- как называется литературный приём, при помощи которого разговаривают животные в сказках и баснях? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- назовите магические цифры, часто используемые в сказках (3, 7) Приведите примеры

- какое было первое задание жёнам сыновей, отданное царём в ск «Царевна-лягушка» и почему? (ИСПЕЧЬ ХЛЕБ, т.к. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА)

- Чем в сказке являются выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море», «добрый молодец»? (ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ)

- За что Кощей Бессмертный облачил свою дочь Василису в лягушечью кожу? (БЫЛА МУДРЕЕ_ХИТРЕЕ ЕГО)

- Чем является прибавка «крестьянский сын» к имени Иван в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо? (ОТЧЕСТВОМ)

- сколько музыкантов входит в квартет? (4)

- как называется часть басни  нравоучительного характера (мораль)

6  Конкурс «Картинная галерея»

Иллюстрации детей

7 Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. За кажд прав ответ – жетон (побежд та ком, у кот больше жетонов)

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

  •  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»(«Лебедь, Щука и Рак»)

  • «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

  • «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» (Зеркало и обезьяна»)

8 «Мастерская художника»

Ах! Ребята, мой знакомый художник к нашему уроку начал рисовать иллюстрации к басням Ивана Андреевича Крылова, но, к сожалению, не успел закончить. Ваша задача – понять, к какой конкретно басне задумана иллюстрация и дорисовать основных персонажей.

9.Карнавал героев басни И.А.Крылова (прочитать наизусть фрагменты басен Крылова)

10 Привести примеры из жизни, которые соответствовали бы выражениям:

Подведение итогов !!!!!

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что no-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причём рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.


Центон – это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

Правила создания центона

1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать.

2. Выберите строчки с одинаковой рифмой.

3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать.

4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы.

Домашнее задание: создать центон из строк басен И.А.Крылова







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!