Тема урока: Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Личностные:
*умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
*воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
*проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
*проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
*развитие речи и творческого мышления обучающихся;
*формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Ход урока
Слово о баснописце И.А.Крылове.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
1 Оргмомент,
2 Сообщие темы и цели урока Разбиваемся на команды: Грамотеи, Знатоки
3 Работа по теме урока
Команды уже сидят по рядам, названия команд (таблички) на столах: грамотеи и знатоки
Конкурс-разминка (за каждый правильный ответ – жетон) Побеждает та команда, у которого больше жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
1 Конкурс «Найди пару» На конкурс отводится 1 минута. Побеждает та ком, кот верно собрала все названия басен
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)
СЛОН | МОСЬКА |
СТРЕКОЗА | МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО | ОБЕЗЬЯНА |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
КОТ | ПОВАР |
2 Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3 минуты. Сверяются ответы с ответами на слайде:
ворона и лисица
квартет
кот и повар
лебедь, рак и щука
свинья под дубом
стрекоза и муравей
слайды:
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. |
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! |
Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить. |
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится. |
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. |
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п. |
3 «Ваш выход, маэстро!»
Рассказать 1 басню наизусть (команда совещается и решает, кто будет рассказывать)
4 «Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!
Свинья под дубом
Свинья под Дубом ___________
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, __________ под ним;
Потом, ________ продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба ________ стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ________ говорит:
"Коль корни обнажишь, оно ________ может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них _________".-
5 Конкурс «Грамотеи»
Команда выдвигает по 2 представителя, которые будут в паре готовить ответы на вопросы
литературоведческого характера, дать определение терминам:
басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
композиция басни- басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной. Поучительная часть называется моралью. Повествовательной частью басня сближается со сказками, с пословицами (нравоучительными изречениями).
мораль- нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
аллегория - иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.
(например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
Физминутка
Скажите, с каким жанром роднится басня? (со сказкой)
Почему? (учит, животные говорят)
- назовите часть композиции сказки, кот начинается словами «Жили-были дед и баба…» (ПРИСКАЗКА)
- как называется часть композиции сказки, выраженная в словах « И жили они долго и счастливо» (КОНЦОВКА)
- как называется литературный приём, при помощи которого разговаривают животные в сказках и баснях? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- назовите магические цифры, часто используемые в сказках (3, 7) Приведите примеры
- какое было первое задание жёнам сыновей, отданное царём в ск «Царевна-лягушка» и почему? (ИСПЕЧЬ ХЛЕБ, т.к. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА)
- Чем в сказке являются выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море», «добрый молодец»? (ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ)
- За что Кощей Бессмертный облачил свою дочь Василису в лягушечью кожу? (БЫЛА МУДРЕЕ_ХИТРЕЕ ЕГО)
- Чем является прибавка «крестьянский сын» к имени Иван в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо? (ОТЧЕСТВОМ)
- сколько музыкантов входит в квартет? (4)
- как называется часть басни нравоучительного характера (мораль)
6 Конкурс «Картинная галерея»
Иллюстрации детей
7 Конкурс «Угадай басню»
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. За кажд прав ответ – жетон (побежд та ком, у кот больше жетонов)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»(«Лебедь, Щука и Рак»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
«Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» (Зеркало и обезьяна»)
8 «Мастерская художника»
Ах! Ребята, мой знакомый художник к нашему уроку начал рисовать иллюстрации к басням Ивана Андреевича Крылова, но, к сожалению, не успел закончить. Ваша задача – понять, к какой конкретно басне задумана иллюстрация и дорисовать основных персонажей.
9.Карнавал героев басни И.А.Крылова (прочитать наизусть фрагменты басен Крылова)
10 Привести примеры из жизни, которые соответствовали бы выражениям:
Подведение итогов !!!!!
Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что no-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причём рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.
Центон – это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.
Правила создания центона
1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать.
2. Выберите строчки с одинаковой рифмой.
3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать.
4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы.
Домашнее задание: создать центон из строк басен И.А.Крылова