М
униципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДОД ДЮСШ
________________Л.Д.Пономарёва
Приказ № 58 А от 05 сентября 2013 г.
Рабочая программа по баскетболу
Принята на методическом совете школы
05 сентября 2013 г.
Тренер-преподаватель :Бобин Иван Анатольевич
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Группа начальной подготовки 1-2 года обучения комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно - оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта - баскетбола. В группу начальной подготовки входят дети 9-14 лет
В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.
1.1. Основополагающие принципы:
Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Задачи этапа начальной подготовки:
Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Учебный план
Задачи этапа начальной подготовки
Годовой учебный план учебно-тренировочных занятий по баскетболу
Виды подготовки | Количество часов |
Теоретическая | 24 |
Общая физическая | 93 |
Специальная физическая | 56 |
Техническая | 81 |
Тактическая | 54 |
Игровая | 60 |
Контрольные и календарные игры | 33 |
Контрольные испытания | 9 |
Всего часов за 46 недель | 414 |
| |
| |
Учебный план- график распределения часов на 2012-2013 учебный год
Разделы подготовки | часы | Периоды тренировок |
август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
1. Теоретическая подготовка | 24 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. Общая физическая подготовка | 93 | 15 | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 9 | 12 | 11 |
3.Специальная физическая подготовка | 56 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4. Техническая подготовка | 81 | 4 | 4 | 9 | 9 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 5 | 4 |
5. Тактическая подготовка | 54 | | 2 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 3 | |
6. Интегральная подготовка | 60 | 9 | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 7 | 7 | 7 | 6 | |
7. Инструкторская и судейская практика | | | | | | | | | | | | |
8. Соревнования | 33 | | | | | | | | | | | |
9. Контрольно-переводные испытания | 9 | | 3 | | | | 3 | | | | 3 | |
10.Восстановительные мероприятия | | | | | | | | | | | | |
11. Медицинское обследование | 4 | 2 | | | | | | | | | | 2 |
Всего часов: | 414 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 24 |
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)
Общеподготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания,! приседания. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек До 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание.
2.4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ
Техническая подготовка
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Этап учебно-тренировочный | Этап спортивного совершенствования |
Год обучения |
1-й | 2-3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 1-й | 2-й | 3-й 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И |
Прыжок толчком 1 двух ног | + | + | | | | | | | | |
Прыжок толчком | одной ноги | + | + | | | | | | | | |
| Остановка прыжком | | + | + | | | | | | | |
Остановка двумя шагами | | + | + | | | | | | | |
Повороты вперед | + | + | | | | | | | | |
| Повороты назад | + | + | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками на месте | + | + | | | | | | | | |
Ловля мяча двумя 1 руками в движении | | + | + | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками в прыжке | | + | + | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками при встречном 1 движении | | + | + | | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении | | + | + | + | | | | | | |
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку | | + | + | + | | | | | | |
Ловля мяча одной рукой на месте | | + | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 1 | 11 1 |
Ловля мяча одной рукой в движении | | + | + 1 | + | | | | | | |
Ловля мяча одной рукой в прыжке | | | + | + | + | | | | | |
Ловля мяча одной рукой при встречном движении | | | + | + | + | | | | | |
Ловля мяча одной рукой при поступа-1 тельном движении | | | + 1 | + | + | | | | | |
Ловля мяча одной рукой при движении 1 сбоку | | | + | + | + | + | | | | |
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками от плеча 1 (с отскоком) | + | + | | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком) | + | + | | | | | | | | |
[Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + | + | | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками с места | + | + | | | | | | | | |
Передача мяча двумя руками в движении | | + | + | + | | | | | | |
Передача мяча двумя 1 руками в прыжке | | + | + | | | | | | | |
Передача мяча двумя 1 руками (встречные) | | + | + | + | | | | | | |
Передача мяча двумя 1 руками (поступательные) | | | + | + | + | | | | | |
Передача мяча двумя руками на одном уровне | | | + | + | + | + | | | | |
Передача мяча двумя руками (сопровождающие) | | | + | + | + | + | | | | |
Передача мяча одной рукой сверху | | + | + | | | | | | | |
Передача мяча одной рукой от головы | | + | + | | | | | | | |
Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | | + | + | + | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 1 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 9 | 1 10 | И |
передача мяча одной рукой сбоку 1 (с отскоком) | | + | + | + | + | | | | | |
[Передача мяча одной рукой снизу 1 (с отскоком) | | + | + | + | | | | | | |
[Передача мяча одной 1 рукой с места | + | + | | | | | | | | |
ГПередача мяча одной 1 рукой в движении | | + | + | + | | | | | | |
[Передача мяча одной 1 рукой в прыжке | | | + | + | + | + | | | | |
[ Передача мяча одной 1 рукой (встречные) | | | + | + | + | + | + | | | |
1 Передача мяча одной рукой (поступательные) | | | + | + | + | + | + | + | | |
[Передача мяча одной рукой на одном уровне | | | + | + | + | + | + | + | | |
Передача мяча одной рукой (сопровождающие) | | | + | + | + | + | + | + | | |
Ведение мяча 1 с высоким отскоком | + | + | | | | | | | | |
Ведение мяча с низким 1 отскоком | + | + | | | | | | | | |
Ведение мяча со 1 зрительным контролем | + | + | | | | | | | | |
Ведение мяча без зрительного контроля | | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| Ведение мяча на месте | + | + | | | | | | | | |
[ Ведение мяча по прямой | + | + | + | | | | | | | |
| Ведение мяча по дугам | | 4- | + | | | | | | | | |
[ Ведение мяча по кругам | + | + | + | | | | | | | | |
[ Ведение мяча зигзагом | | | + | + 1 | + | + | + | + | + | | |
Обводка соперника с изменением |вь1соты отскока | | | + | + | + | + 1 | + | + | + | + |
Обводка соперника с изменением Исправления | | | + 1 | + | + | + | + | + | + | + |
доводка соперника |^изменением скорости | | | | + 1 | + | + | + 1 | + | + | + | + |
доводка соперника с поворотом [и переводом мяча | | | + 1 | + | + | + 1 | + | + | + | + |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Обводка соперника | с переводом под ногой | | | + | + | + | + | + | + | 1 + | + |
Обводка соперника за спиной | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обводка соперника с использованием нескольких приемов 1 подряд (сочетание) | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками сверху | + | + | | | | | | | | |
Броски в корзину 1 двумя руками от груди | + | + | | | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками снизу | + | + | + | | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками 1 сверху вниз | | | | | | | | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками J (добивание) | | | | | | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | + | + | + | + | + | | | | | |
Броски в корзину двумя руками без отскока от щита | | | + | + | + | + | + | + | | |
Броски в корзину | двумя руками с места | + | + | + | | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками 1 в движении | + | + | + | + | | | | | | |
Броски в корзину | двумя руками в прыжке | | | + | + | + | | | | | |
Броски в корзину 1 двумя руками (дальние) | | | + | + | + | | | | | |
Броски в корзину 1 двумя руками (средние) | | | + | + | + | + | | | | |
Броски в корзину 1 двумя руками (ближние) | | + | + | + | + | + | | | | |
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом | + | + | + | | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками под углом к щиту | + | + | + | + | | | | | | |
Броски в корзину двумя руками параллельно щиту | | + | + | + | + | | | | | |
1 | 2 | 3 | Г" 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
[Броски в корзину 1 одной рукой сверху | | + | + | + | + | + | + | + | | |
[Броски в корзину 1 одной рукой от плеча | + | + | + | | | | | | | |
Г Броски в корзину 1 одной рукой снизу | | + | + | + | + | | | | | |
(Броски в корзину одной рукой 1 сверху вниз | | | | | | | | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой 1 (добивание) | | | | | | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой | с отскоком от щита | + | + | + | + | | | | | | |
[Броски в корзину одной рукой с места | + | + | + | + | + | | | | | |
Броски в корзину одной рукой в движении | + | + | + | + | + | + | | | | |
Броски в корзину J одной рукой в прыжке | | + | + | + | + | + | + | + | | |
Броски в корзину | одной рукой (дальние) | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой (средние) | | | + | + | + | + | + | + | + | |
Броски в корзину 1 одной рукой (ближние) | | | + | + | + | + | + | + | + | |
1 Броски в корзину одной рукой прямо 1 перед щитом | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой параллельно щиту | | + | + | | + | + | + | + | + | + | + |
тактика нападения
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Этап учебно-тренировочный | Этап спортивного совершенствования |
Год обучения |
1-й | 2-3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 1-й | 2-й | 3-й |
Выход для получения 1 мяча | + | + | | | | | | | | |
Выход для отвлечения мяча | + | + | | | | | | | | |
1 Розыгрыш мяча | | + | + | + | | | | | | |
Атака корзины | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
«Передай мяч и выходи» | + | + | + | | | | | | | |
Заслон | | | + | + | + | + | + | + | | |
Наведение | | + | + | + | + | + | + | | | |
Пересечение | | + | + | + | + | + | + | + | | |
[ Треугольник | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тройка | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Малая восьмерка | | | | + | + | + | + | + | + | |
Скрестный выход | | | + | + | + | + | + | + | | |
| Сдвоенный заслон | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Наведение на двух игроков | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Система быстрого прорыва | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
Система эшелонированного прорыва | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Система нападения через центрового | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Система нападения без центрового | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Игра в численном большинстве | | | | | + | + | + | + | + | + |
Игра в меньшинстве | | | | | + | + | + | + | + | + |
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Этап учебно-тренировочный | Этап спортивного совершенствования |
Год обучения |
1-й | 2-3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 1-й | 2-й | 3-й |
Противодействие 1 получению мяча | + | + | | | | | | | | |
Противодействие выходу на свободное 1 место | + | + | | | | | | | | |
Противодействие 1 розыгрышу мяча | + | + | + | | | | | | | |
Противодействие | атаке корзины | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1 Подстраховка | | + | + | + | + | + | + | | | |
1 Переключение | | | + | + | + | + | + | + | | |
Проскальзывание | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Групповой отбор мяча | | | + | + | + | + | + | + | + | + |
| Против тройки | | | | + | + | + | + | + | | |
Против малой восьмерки | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Против скрестного выхода | | | | + | + | + | + | | | |
Против сдвоенного заслона | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Против наведения на двух | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Система личной защиты | | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Система зонной 1 защиты | | | | | + | + | + | + | + | + |
Система смешанной защиты | | | | | | + | + | + | + | + |
Система личного прессинга | | | | | + | + | + | + | + | + |
Система зонного | прессинга | | | | | | + | + | + | + | + |
Игра в большинстве | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Игра в меньшинстве | | | | + | + | + | + | + | + | + |
Тактика защиты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсо-моторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствования достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием вновь поступивших в школу;
проводы выпускников;
просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности уча
щихся;
проведение тематических праздников;
встречи со знаменитыми спортсменами;
экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
тематические диспуты и беседы;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
Теоретическая подготовка
Тема | НП | УТ | СС |
Год обучения |
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 1-й | 2-й 1 |
Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - | | - | 1 | 1 | 1 | - | - |
Состояние и развитие баскетбола в России | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена | 1 | 1 | 1 | | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | 1 | 1 | | | | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Гигиенические требования к занимающимся спортом | 2 | 1 | | | | 2 | 2 | 2 | | |
Профилактика травматизма в спорте | 2 | 1 | - | | | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Общая характеристика спортивной подготовки | - | 1 | | | | 1 | - | - | - | - |
Планирование 1 и контроль подготовки | - | 1 | | | | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Основы техники игры и техническая подготовка | 1 | 1 | | | | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Основы тактики игры и тактическая подготовка | | | | | | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Физические качества и физическая подготовка | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 |
Спортивные соревнования | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Правила по мини-баскетболу | - | 1 | | - | - | - | - | - | - | - |
Правила по баскетболу | - | - | - | | | 1 | 1 | 1 | - | - |
Официальные правила ФИБА | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Установка на игру и разбор результатов игры | 1 | 4 | 5 | 20 | 20 | 26 | 30 | 30 | 40 | 40 |
Всего часов | | 11 | 16 | 14 | 33 | 32 | 48 | 52 | 52 | 72 | 72 |
темы
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования
Контрольные нормативы
Физическая подготовка
1. Прыжок в длину с места
Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок с доставанием
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.
3. Бег 40 с
Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.
4. Бег 300 м 600 м, 1000 м или тест Купера
Общая физическая подготовка
1. Прыжок в длину с места
Высота прыжка
Бег 20 м
Бег 40 с
Бег 300 м (600 м, 1000 м или тест Купера)
Техническая подготовка
Передвижение
Скоростное ведение
Передачи мяча
Дистанционные броски
Штрафные броски
Литература.
1.Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры. (Под общей редакцией Ю.М. Портнова). Москва, 1997.-
2. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР»,
3.Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004-100с