СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни. Эзоп, Лафонтен.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет разнообразить урок литературы в 5 классе на тему "Русские басни", узнать истоки жанра басни и познакомиться с именами и творчеством известных баснописцев.

Просмотр содержимого документа
«Басни. Эзоп, Лафонтен.»

Басня как литературный жанр Филинова Елена Святославовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» Г. Сосновый Бор ФиФФИли

Басня

как литературный жанр

Филинова Елена Святославовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2»

Г. Сосновый Бор

ФиФФИли

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: - как устроен мир? как должен вести себя в этом мире человек ?  На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней »  (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса:

- как устроен мир?

  • как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней »

(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

Ба́сня  — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. 

Ба́сня  — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. 

Жан де Лафонтен Эзоп И.А. Крылов

Жан де Лафонтен

Эзоп

И.А. Крылов

В.И. Майков И.И. Хемницер И.А. Крылов А.П. Сумароков И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов

В.И. Майков

И.И. Хемницер

И.А. Крылов

А.П. Сумароков

И.И. Дмитриев

В.К. Тредиаковский

М.В. Ломоносов

Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп , живший в VI веке до н.э.

Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.

« Лисица  и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

« Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном

 «Лисица и виноград» Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? 1621 - 1695

«Лисица и виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

1621 - 1695

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского,  А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,  И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –

в творчестве

В.К.Тредиаковского,

А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,

И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,

М.В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные  И.А. Крыловым (1769-1844). Многие выражения из басен Крылова стали  крылатыми .

Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

(1769-1844).

Многие выражения из басен Крылова стали  крылатыми .

Иван Андреевич Крылов  (1769 – 1844) «Лисица и виноград» Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд –то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

«Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд –то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь.

   Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Моральнравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

План сравнительного анализа  1.Тема басни. 2. Герои басни. 3.События, действия героев. 4.Цель басни. 5. Мораль. 6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства)

План сравнительного анализа

1.Тема басни.

2. Герои басни.

3.События, действия героев.

4.Цель басни.

5. Мораль.

6. Художественные особенности (изобразительно –

выразительные средства)

Эзоп Ж. де Лафонтен Общее И. А . Крылов Различное

Эзоп

Ж. де Лафонтен

Общее

И. А . Крылов

Различное

Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2.  Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Проверь себя!  1. Б  2. Б  3. А  4. Б  Молодцы!

Проверь себя!

1. Б

2. Б

3. А

4. Б

Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя