СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батыево нашествие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Батыево нашествие»

КОНСПЕКТ УРОКА

Район ___Краснобаковский_ МАОУ Ветлужская СОШ Директор Тестова В.А.

Класс 6 «А» Кол-во уч-ся 20

Учитель _Корзунов Ю.В.

Предмет _История_

Тип урока _Получение нового знания

Тема _Батыево нашествие на Русь


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Проверка д/з

Приветствие учителя

- Доброе утро, ребята!

- У нас сегодня необычный урок, на нем присутствуют уважаемые гости – учителя истории и обществознания Краснобаковского района, давайте покажем сегодня наши знания и умения!

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали проходить раздел «Русские земли в середине XIII- XIV в.в.» и прошли тему «Монгольская империя и изменение политической карты мира».

Слайд 1

- Как вы думаете, что является главным в данной теме?







Предлагаю проверить д/з по такому плану, выделить в этих пунктах самое главное:

  1. Образование монгольской империи

  2. Походы Чингисхана (Карта)

  3. Битва на реке Калке Слайд 2


Вывод: В начале 13 века сложилась монгольская империя, и ее правитель Чингисхан в конце своей жизни оставил своим наследникам завещание «дойти до последнего моря». Слайд 3


- Как вы понимаете, что значит «дойти до последнего моря»?

(карта: где расположены монголо-татарские земли? А где последнее море, по вашему мнению? Через какое государство лежит путь к Атлантическому океану? Какой вывод можно сделать?

Приветствие учителя, гостей









Войны монголов с русскими; нападение монголов на Русь; монгольское нашествие

Образование монгольской империи, военные походы Чингисхана,

Столкновение русских с монголами в Битве на реке Калке












Завоевать как можно больше земель, завоевать весь мир

Личностные:

- готовность к обучению (привлечение произв. внимания);

- сформиров. произв. поведение на всех этапах урока.

Определение темы урока


-Значит, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята! Молодцы!


-А завещание Чингисхана исполнял его внук Батый, поэтому тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь». Запишем дату и тему урока в тетрадь

Слайд 4

О дальнейших завоеваниях монголов.






Актуализация знаний Постановка цели урока


- Но прежде, чем перейти к изучению темы нашего урока, давайте вспомним, в каком политическом состоянии находилась Русь в данный период? (работа с картой)


Да, ребята, одним из отрицательных последствий было ослабление обороны страны и этим воспользовался Батый и завоевал Русь.


Ребята, а какова цель нашего урока?

Запишем ее в тетрадь. Слайд 5

И я предлагаю поработать вам над новой темой по следующему плану:

План урока:

  1. Вторжение в Рязанскую землю

  2. Разгром Владимирского княжества

  3. Поход на Новгород

  4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Слайд 5


В начале 13 века Русь находилась в состоянии политической раздробленности






Почему Русь попала под власть монголо-татар?



Регулятивные:

- саморегуляция;

- способ-сть принять уч. задачу

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

Познавательные:

- сам-ное выделение, формулировка цели урока

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- Изучать материал мы будем по группам

Первая группа изучает Вторжение в Рязанскую землю

Вторая группа - Разгром Владимирского княжества

Третья - Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу


- А о походе на Новгород узнаем в конце урока.


- В группах вы будете выполнять три вида заданий:

Первое задание - работа с текстом параграфа 16 и иллюстрациями;

Второе задание – работа с историческим документом;

Третье – работа с картой.

По завершении работы представитель каждой группы расскажет об изученном материале классу.

Время работы 7-10 минут.

Порядок изучения нового материала лежит у вас на столах. Приступайте к работе.




Задание для 1 группы:

  1. Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Рязань:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

  1. Познакомьтесь с историческим документом параграфа 16 с. 13 и составьте рассказ о героическом сопротивлении русского народа.

  2. На карте (с.15-16) изучить направления похода Батыя









Задание для 2 группы:

  1. Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимир:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1238 года подошел к Владимиру. При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 7 февраля.  Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Всеволодович попытался собрать войско на реке Сить, но недооценил противника и был разбит в марте 1238 года.

  1. Познакомиться с историческим документом «Юрий Всеволодович и Василько Константинович» и составьте рассказ о героическом сопротивлении русского народа.

  2. На карте (с.15-16) изучить направления похода Батыя





Задание для 3 группы:

  1. Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 – 17. Заполнить пропуски в тексте и рассказать о нашествии на юго-западную Русь и Центральную Европу:

Батый задумал новый поход. Его целью было завоевание не только южных русских земель, но и Западной Европы.

В 1239г отряды завоевателей захватили и сожгли Переяславль, Чернигов, и другие города. В сентябре 1240г главные силы Батыя окружили Киев. Оборону Киева возглавлял воевода Дмитр. Три месяца мужественно сражались киевляне, но монголы овладели бывшей столицей Руси. Весной 1241г Батый продолжил победный поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию. В 1242 году Батый приказал повернуть назад. Завещание Чингисхана оказалось невыполненным.

2.Познакомиться с историческим документом «Ипатьевская летопись о взятии Киева»» и составьте рассказ о героическом сопротивлении русского народа.

3.На карте (с.15-16) изучить направления похода Батыя








Проверка!

Группы готовы к проверке! У вас на столах лежат карточки, которые вы должны заполнить по ходу рассказа ребят. (на слайд)

Выступление 1, 2, 3 групп.


Формы обучения:


1 группа – Рязань (текст – повесть о разорении Рязани Батыем)

2 группа – Суздальская летопись о Битве на реке Сить

3 группа – Ипатьевская летопись о взятии Киева















  1. Работа с документом.

Используя факты документа составьте рассказ о героическом сопротивлении русского народа

Примерные ответы:

1 группа

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Штурм Рязани.

На картине видно, как войска наступают в сторону крепости. В её стенах проделана брешь.

Монголы используют лестницы и осадные орудия.

Текст:

Евпатий с небольшой дружиной в 1700 человек напал на превосходящее войско Батыя. Бой был неравным, но войска Евпатия сражались с м ужеством и самоотвердженностью, нанесли ему большой урон. но, силы были неравны и большинство дружинников, вместе с Евпатием. после битвы Батый проникся большим уважением к Евпатию Коловрату.



2 группа

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1238 года подошел к Владимиру. При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 7 февраля.  Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Всеволодович попытался собрать войско на реке Сить, но недооценил противника и был разбит в марте 1238 года

Штурм монголами Владимира.

На картине видно, как войска штурмуют стены города, солдаты по лестницам взбираются на стены, лучники их прикрывают. монголы используют лестницы, а также таран и катапульту для пробития бреши.

Текст.

Юрий Всеволодович со своими войсками бился с неравными силами монголами. его племянник Василько Константинович, взятый в плен, отказался воевать на стороне монголов за что и был убит.




Батый задумал новый поход. Его целью было завоевание не только южных русских земель, но и Западной Европы.

В 1239г отряды завоевателей захватили и сожгли Переяславль, Чернигов, и другие города. В сентябре 1240г главные силы Батыя окружили Киев. Оборону Киева возглавлял воевода Дмитр. Три месяца мужественно сражались киевляне, но монголы овладели бывшей столицей Руси. Весной 1241г Батый продолжил победный поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию. В 1242 году Батый приказал повернуть назад. Завещание Чингисхана оказалось невыполненным.


На рисунке изображен штурм Киева. Не смотря на то, что на переднем плане изображена большая юрта, на заднем плане видно горящие стены города и подхлодящие к нему войска. Для взятия города монголы используют орудия для метания камней – катапульту.


Работа с текстом:

Подвиг Киевлян раскрыт следующим образовм: горожане во время осады самоотверженно сражались помогали войнам, за период осады была выстроена дополнительная стена на которой был ожесточенный бой после того, как монголы пробили брешь в основной стене

Регулятивные:

- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения сравнивать с эталоном; организация своей деятельности)

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свое высказывание

Познавательные: формирование умения осознанно и правильно строить речевое высказывание

формирование умения работать по знаково – символической модели (использование знаков и символов как условных заместителей)

Обратная связь: активное, пассивное, постепенное включение в образовательный процесс


Беседа по проблемному вопросу.

Обобщение новых знаний


- Спасибо ребята за вашу работу. Вы большие молодцы! Монголо- татары завоевали не только Рязанское, Владимирское и Киевское княжество, но и разорили наш Нижегородский край, о котором мы говорим на уроках краеведения.

Давайте вернемся к цели нашего урока и ответим на вопрос «Так почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

Организует беседу, помогает учащимся ответить на данный вопрос, обобщает результаты.




Причины поражения русских. Запишем их в тетрадь


Сильные стороны монголов

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.


После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

Организация беседы

«Можно ли назвать 1237-1240 г.г. временем трагическим и героическим?»


Рефлексия.

3 группа:

Даты:

1239 г. – взятие Переяславля и Чернигова

1240 г. – взятие Киева

Работа с иллюстрацией:







Да, конечно.


Регулятивные:

- саморегуляция, коррекция, самооценка;

(направленные на формирование контрольно-оценочной Д.,

формирование умения осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано), и пооперационный контроль

(как выполнена каждая операция),

формирование умения адекватно воспринимать оценку сверстника)

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свое высказывание

Познавательные: формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведение следствий;

- формирование умения презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

Обратная связь: активное, пассивное, постепенное включение в образовательный процесс

Обобщение усвоенного учебного материала



А сейчас я предлагаю проверить вам, как мы усвоили пройденный материал. ( тест)


Ученики решают тест

Регулятивные:

- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения сравнивать с образцом)

Коммуникативные: - формирование умения взаимопомощи по ходу выполнения задания; умения анализировать собственную коллективную деятельность: степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.

Познавательные: - формирование умения структурировать знания


Обратная связь: активное, пассивное, постепенное включение в образовательный процесс

Рефлексия


Я понял

Я не понял

Было интересно

Не было интересно

Работа с заданиями из презентации с сайта Хусаинова


Регулятивные:

- саморегуляция, коррекция, самооценка (формирование умения анализировать и оценивать собственную работу).

Коммуникативные: направленные на согласование усилий по достижению общей цели.

Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

Домашнее задание: Один пункт нашего плана мы с вами не разобрали на уроке, это вам для самостоятельного изучения - параграф 16. Пункт 3, в ходе которого вы сможете ответить на проблемный вопрос «Какие еще города завоевал хан Батый и почему не пошел на Великий Новгород»;

поработать с контурной картой: отметить направления походов хана Батыя и города













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!