Просмотр содержимого документа
«"Бедная Лиза" Н. Карамзин»
«Бедная Лиза»
Николай Михайлович Карамзин
КЛАССИЦИЗМ
- Культ разума, долга
- Общественная и гражданская тематика
- Соблюдение литературных норм и правил
Отвечает ли произведение «Бедная Лиза» требованиям классицизма? Почему?
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- Зародился он в Западной Европе в XVIII столетии.
- Появился в России в 60-70 гг. XVIII в.
- Представители сентиментализма: М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский.
- Черты:
- Культ чувства Любовная тематика Нарушение литературных норм и правил классицизма
- Культ чувства
- Любовная тематика
- Нарушение литературных норм и правил классицизма
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии.
- Вырос в деревне отца, потомственного дворянина.
- Род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).
- Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.
Отрывок из статьи «Что нужно автору?» Н.М. Карамзина:
«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей.
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...»
Вопросы по содержанию повести
- Кто герои произведения?
- Как развивались их отношения?
- Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
- Как разрешается конфликт в повести?
Лиза
- Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?
- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
- Чем занималась Лиза целыми днями?
- А почему Лизе пришлось работать?
- Что можете сказать о матери Лизы? С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?
Эраст
- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
- Почему Эраст обманул Лизу?
- Как он чувствует себя после её смерти?
Сопоставление героев
Лиза
Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Имя Эраст означает «возлюбленный»
С изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
Довольно богатый дворянин
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…
Бедная крестьянка.
Только ли социальные барьеры разделяют героев?
- Что означает слово «бедная» в названии произведения?
- Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?
- Какова роль пейзажа в повести?