СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Бедная Лиза" Н.М. Карамзина»

Сентиментализм.  «Бедная Лиза»

Сентиментализм. «Бедная Лиза»

В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию

В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию

Философской базой сентиментализма явился сенсуализм или чувственное познание мира по Канту. Согласно ему, мир есть комплекс личных ощущений. Мир субъективен и только.

Философской базой сентиментализма явился сенсуализм или чувственное познание мира по Канту. Согласно ему, мир есть комплекс личных ощущений. Мир субъективен и только.

Эстетика сентиментализма основной вопрос решила идеалистически, т. е. искусство выше действительности . Чувствительный автор оформляет свое мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подает его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика более органична и жизненна по сравнению с жесткой и догматичной рационализированной системой эстетики классицизма.

Эстетика сентиментализма основной вопрос решила идеалистически, т. е. искусство выше действительности . Чувствительный автор оформляет свое мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подает его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика более органична и жизненна по сравнению с жесткой и догматичной рационализированной системой эстетики классицизма.

Основным конфликтом был конфликт чувств, более утонченных и воспитанных с менее. Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм потребовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу. Универсальная конфликтная ситуация сентименталистской литературы — взаимная любовь представителей разных сословий, разбивающаяся о социальные предрассудки (крестьянка Лиза и дворянин Эраст в «Бедной Лизе» Карамзина)

Основным конфликтом был конфликт чувств, более утонченных и воспитанных с менее.

Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм потребовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу.

Универсальная конфликтная ситуация сентименталистской литературы — взаимная любовь представителей разных сословий, разбивающаяся о социальные предрассудки (крестьянка Лиза и дворянин Эраст в «Бедной Лизе» Карамзина)

Идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма.   Идеалом сентименталистов был чувствительный герой , не испорченный цивилизацией, то есть естественный человек.

Идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма.

  • Идеалом сентименталистов был чувствительный герой , не испорченный цивилизацией, то есть естественный человек.
История создания   Карамзин в 1789–1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность и стал издателем «Московского журнала». Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель ввёл в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы». В сюжет повести Карамзин внёс гибель главной героини, что в корне отличало его повесть от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и “Бедная Лиза” обрела огромную популярность среди читателей.

История создания

Карамзин в 1789–1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность и стал издателем «Московского журнала».

Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель ввёл в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».

В сюжет повести Карамзин внёс гибель главной героини, что в корне отличало его повесть от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и “Бедная Лиза” обрела огромную популярность среди читателей.

Тема  — несчастная любовь, сословное неравенство, конфликт цивилизации и естественного человека. 

Тема  — несчастная любовь, сословное неравенство, конфликт цивилизации и естественного человека. 

Проблематика: Способны ли люди из низших сословий тонко чувствовать? Возможна ли любовь между представителями разных сословий? Почему добрые по натуре люди совершают подлые поступки? В чём причина развращённости современной автору молодёжи?

Проблематика:

  • Способны ли люди из низших сословий тонко чувствовать?
  • Возможна ли любовь между представителями разных сословий?
  • Почему добрые по натуре люди совершают подлые поступки?
  • В чём причина развращённости современной автору молодёжи?
Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
  • Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
Многогранная  проблематика  произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает.

Многогранная  проблематика  произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне.

  • Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает.
Это всё та же  тема «маленького человека» :  мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

Это всё та же  тема «маленького человека»

  • мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
  • Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
После объяснения с Эрастом, слушая слова матери: «Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали», Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга». И она действительно «забывает душу свою» - кончает с собой.
  • После объяснения с Эрастом, слушая слова матери: «Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали», Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга». И она действительно «забывает душу свою» - кончает с собой.
Социальный конфликт  проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином – она уязвима и как женщина, и как представительница своего класса. Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и выливается в ее  внутренний моральный конфликт . Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят ее к гибели.

Социальный конфликт  проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином – она уязвима и как женщина, и как представительница своего класса.

Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и выливается в ее  внутренний моральный конфликт . Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят ее к гибели.

Домашнее задание:  Написать сочинение-рассуждение на тему:  «Жизненные ценности»    План сочинения: Вступление (Жизненные ценности - … ) Переход (Проблема жизненных ценностей ярко представлена в повести ….) Пример 1 (Про Лизу: любовь, отношение к маме, нравственный выбор и т.п.) Пример 2 (Про Эраста: деньги, женщины, положение в обществе и т.п.) Заключение (Таким образом, на основе истории Лизы и Эраста ярко раскрыта тема, что же является жизненными ценностями. Это … )

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему: «Жизненные ценности»

План сочинения:

  • Вступление (Жизненные ценности - … )
  • Переход (Проблема жизненных ценностей ярко представлена в повести ….)
  • Пример 1 (Про Лизу: любовь, отношение к маме, нравственный выбор и т.п.)
  • Пример 2 (Про Эраста: деньги, женщины, положение в обществе и т.п.)
  • Заключение (Таким образом, на основе истории Лизы и Эраста ярко раскрыта тема, что же является жизненными ценностями. Это … )