Просмотр содержимого документа
«"Бедная Лиза" Н.М. Карамзина»
Сентиментализм. «Бедная Лиза»
В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию
Философской базой сентиментализма явился сенсуализм или чувственное познание мира по Канту. Согласно ему, мир есть комплекс личных ощущений. Мир субъективен и только.
Эстетика сентиментализма основной вопрос решила идеалистически, т. е. искусство выше действительности . Чувствительный автор оформляет свое мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подает его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика более органична и жизненна по сравнению с жесткой и догматичной рационализированной системой эстетики классицизма.
Основным конфликтом был конфликт чувств, более утонченных и воспитанных с менее.
Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм потребовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу.
Универсальная конфликтная ситуация сентименталистской литературы — взаимная любовь представителей разных сословий, разбивающаяся о социальные предрассудки (крестьянка Лиза и дворянин Эраст в «Бедной Лизе» Карамзина)
Идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма.
- Идеалом сентименталистов был чувствительный герой , не испорченный цивилизацией, то есть естественный человек.
История создания
Карамзин в 1789–1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность и стал издателем «Московского журнала».
Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель ввёл в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».
В сюжет повести Карамзин внёс гибель главной героини, что в корне отличало его повесть от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и “Бедная Лиза” обрела огромную популярность среди читателей.
Тема — несчастная любовь, сословное неравенство, конфликт цивилизации и естественного человека.
Проблематика:
- Способны ли люди из низших сословий тонко чувствовать?
- Возможна ли любовь между представителями разных сословий?
- Почему добрые по натуре люди совершают подлые поступки?
- В чём причина развращённости современной автору молодёжи?
- Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне.
- Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает.
Это всё та же тема «маленького человека» :
- мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
- Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
- После объяснения с Эрастом, слушая слова матери: «Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали», Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга». И она действительно «забывает душу свою» - кончает с собой.
Социальный конфликт проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином – она уязвима и как женщина, и как представительница своего класса.
Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и выливается в ее внутренний моральный конфликт . Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят ее к гибели.
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему: «Жизненные ценности»
План сочинения:
- Вступление (Жизненные ценности - … )
- Переход (Проблема жизненных ценностей ярко представлена в повести ….)
- Пример 1 (Про Лизу: любовь, отношение к маме, нравственный выбор и т.п.)
- Пример 2 (Про Эраста: деньги, женщины, положение в обществе и т.п.)
- Заключение (Таким образом, на основе истории Лизы и Эраста ярко раскрыта тема, что же является жизненными ценностями. Это … )