СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беглые гласные урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5 класса на тему: "Беглые гласные"

Просмотр содержимого документа
«Беглые гласные урок по русскому языку»

Беглые гласные

Беглые гласные

При изменении грамматической формы или при образовании новых слов в разных морфемах может происходить замена одних гласных или согласных звуков другими. Иногда чередование гласных «о» и «е» может происходить с нулем звука. Это значит, что в слове или его грамматической форме между согласными может появиться гласный «о» или «е» там, где его раньше не было, или, наоборот, исчезнуть. Речь идет о беглых гласных, например: ров — нет (чего?) рва; палатка — много (чего?) палаток; коробок — грань (чего?) коробка; дворец — ступени (чего?) дворца; человечек — силуэт (кого?) человечка.

При изменении грамматической формы или при образовании новых слов в разных морфемах может происходить замена одних гласных или согласных звуков другими.

Иногда чередование гласных «о» и «е» может происходить с нулем звука. Это значит, что в слове или его грамматической форме между согласными может появиться гласный «о» или «е» там, где его раньше не было, или, наоборот, исчезнуть. Речь идет о беглых гласных, например: ров — нет (чего?) рва; палатка — много (чего?) палаток; коробок — грань (чего?) коробка; дворец — ступени (чего?) дворца; человечек — силуэт (кого?) человечка.

Иногда чередование гласных «о» и «е» может происходить с нулем звука. Это значит, что в слове или его грамматической форме между согласными может появиться гласный «о» или «е» там, где его раньше не было, или, наоборот, исчезнуть. Речь идет о беглых гласных, например:ров — нет (чего?) рва;палатка — много (чего?) палаток;коробок — грань (чего?) коробка;дворец — ступени (чего?) дворца;человечек — силуэт (кого?) человечка.
  • Иногда чередование гласных «о» и «е» может происходить с нулем звука. Это значит, что в слове или его грамматической форме между согласными может появиться гласный «о» или «е» там, где его раньше не было, или, наоборот, исчезнуть. Речь идет о беглых гласных, например:ров — нет (чего?) рва;палатка — много (чего?) палаток;коробок — грань (чего?) коробка;дворец — ступени (чего?) дворца;человечек — силуэт (кого?) человечка.
Беглые гласные — это гласные, которые чередуются с нулём звука при формоизменении или образовании новых слов.

Беглые гласные — это гласные, которые чередуются с нулём звука при формоизменении или образовании новых слов.

Беглые гласные «о», «е» наблюдаем в корне некоторых существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, если сравним их с формами именительного падежа. Примеры:лоб — лба, лбы, лбов; сон — сна, сны, снов; рот — рта, рты, ртов; лёд — льда, льды, льдов; потолок — потолка, потолки, потолков. Что примечательно, что в формах существительных мужского рода ударение перемещается с гласного корня на гласный окончания.

Беглые гласные «о», «е» наблюдаем в корне некоторых существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, если сравним их с формами именительного падежа.

Примеры:лоб — лба, лбы, лбов;

сон — сна, сны, снов;

рот — рта, рты, ртов;

лёд — льда, льды, льдов;

потолок — потолка, потолки, потолков.

Что примечательно, что в формах существительных мужского рода ударение перемещается с гласного корня на гласный окончания.

Понаблюдаем за образованием форм существительных женского и среднего рода и появлением беглых гласных в корне:сестра — сестёр;серьга — серёг; кочерга — кочерёг; земля — земель; капля — капель; весло — вёсел; седло — сёдел; дупло — дупел; цапля — цапель; сабля — сабель; башня — башен; вишня — вишен; планка — много планок; марка — несколько марок; куртка — цвет курток.

Понаблюдаем за образованием форм существительных женского и среднего рода и появлением беглых гласных в корне:сестра — сестёр;серьга — серёг;

кочерга — кочерёг;

земля — земель;

капля — капель;

весло — вёсел;

седло — сёдел;

дупло — дупел;

цапля — цапель;

сабля — сабель;

башня — башен;

вишня — вишен;

планка — много планок;

марка — несколько марок;

куртка — цвет курток.

Пары существительных в формах именительного падежа единственного и множественного числа имеют беглые гласные, например: огонь — огни; пень — пни; день — дни; уголь — угли; угол — углы. В кратких формах единственного числа мужского рода качественных прилагательных отметим появление беглых гласных: тонкий — тонок; хитрый — хитёр; кислый — кисел; теплый — тёпел; верный — верен.

Пары существительных в формах именительного падежа единственного и множественного числа имеют беглые гласные, например: огонь — огни;

пень — пни;

день — дни;

уголь — угли;

угол — углы.

В кратких формах единственного числа мужского рода качественных прилагательных отметим появление беглых гласных: тонкий — тонок;

хитрый — хитёр;

кислый — кисел;

теплый — тёпел;

верный — верен.

При образовании новых слов в корне могут появляться или исчезать беглые гласные: глянец — глянцевитый; мешок — мешковатый;  окно — окошко;  игла — иголочка, игольный; сто — сотня, сотенная, сотый; зов — звать; брать — поборы.
  • При образовании новых слов в корне могут появляться или исчезать беглые гласные:
  • глянец — глянцевитый;
  • мешок — мешковатый;
  • окно — окошко;
  • игла — иголочка, игольный;
  • сто — сотня, сотенная, сотый;
  • зов — звать;
  • брать — поборы.
Выполните задание письменно Упражнение 1. Выделите корни. Подчеркните чередующиеся звуки. Басня – басенка, берег – побережье, бить – бью – бей, брать – беру – забирать, бродить – брожение, вести – веду, вопрос – прошу – выпрашивать, восемь – восьмью, галка – галочка – галчонок, гнать – гонять, городить – горожу – огораживать, долбить – долбление, дорога – дорожный, жать – жнец – обжинать, ждать – ожидание, жечь – жгучий – жжение – обжиг – обжёг, замнут – заминать, земля – земель, итог – итожить – подытожить, капать – капля, колебание – колеблющийся, кольцо – колец – кольчатый, кончить – концовка – конец – заканчивать,

Выполните задание письменно

  • Упражнение 1. Выделите корни. Подчеркните чередующиеся звуки.
  • Басня – басенка, берег – побережье, бить – бью – бей, брать – беру – забирать, бродить – брожение, вести – веду, вопрос – прошу – выпрашивать, восемь – восьмью, галка – галочка – галчонок, гнать – гонять, городить – горожу – огораживать, долбить – долбление, дорога – дорожный, жать – жнец – обжинать, ждать – ожидание, жечь – жгучий – жжение – обжиг – обжёг, замнут – заминать, земля – земель, итог – итожить – подытожить, капать – капля, колебание – колеблющийся, кольцо – колец – кольчатый, кончить – концовка – конец – заканчивать,
Упражнение 2

Упражнение 2

Домашнее задание: Упражнение 393

Домашнее задание:

  • Упражнение 393


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя