Конспект
организованной образовательной деятельности
по познанию
на тему: «Берегите природу!»
Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе и экологическими знаками. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.
Развивающие : развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», медали «Юный эколог», игрушки: лесовичёк, лиса, медведь, белочка; сетка, макеты деревьев
Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.
Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.
Ход занятия
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй милая земля!
Здравствуйте мои друзья!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
-Ребята, а вы знаете, что такое природа? (Ответ детей.)
- Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
-Отгадайте загадку:
Круглый шар, на нём моря,
Страны есть и города.
Поместилась вся Земля.
На столе стоит она!
-Что это?
(Воспитатель показывает глобус.)
+ Глобус
- Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Зеленый цвет - леса;
Голубой - вода;
Белый - снег;
Желтый - земля.
-Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.
-Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны отправиться в путешествие? Но сначала с вами поиграем в игру «Если я приду в лесок». На мои вопросы отвечайте «да» или «нет».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем конфетку
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
- Сегодня мы познакомимся с правилами поведения в лесу и экологическими знаками
Предлагаю вам в лес поехать на машине
- Превращаемся в шофёров
- Качайте шины: ш-ш-ш-ш
Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с
Заводите мотор: д-д-д-д
- У-у-у! Поехала машина.
Машина. Машина идёт гудит,
В машине, в машине шофёр сидит.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали, дети! Машина, стой!
-А дальше мы пойдем по тропинке
Почему мы вошли в лес тихо, осторожно, по тропинке?
+Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных Какой экологический знак мы здесь поставим, чтобы и другие люди знали.
Что шуметь в лесу нельзя?
Правильно, знак «Не шуметь»
- Ой, как грустно, ой как скучно, темно, деревья черные. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Что же с ней случилось, ребята, как вы думаете?
-Смотрите Лесовичёк сидит
-Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?
Лесовичёк: А вот посмотрите, что случилось в лесу! И что тут за отдыхающие были!
Разожгли костер и забыли или не захотели потушить, отчего в лесу возник пожар!
Посмотрите, что стало с деревом!
-Ребята, как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).
- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
Значит какой знак оставим? Правило «Не разжигать костры»
А давайте мы с вами посадим деревья
- Вон там вижу лесную полянку, а давайте туда пройдем (На поляне лежит куча мусора).
Что же с ней случилось, ребята, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? А как мы можем помочь? (ответы детей)
Воспитатель: А во что мы будем собирать мусор?
Ребята, мусор нужно сортировать для дальнейшей переработки. В этот мешок давайте сложим всю бумагу, сюда пластик, сюда стекло. (Дети выполняют задание.)
Молодцы ребята. Удалось нам помочь полянке? (ответы детей)
А какой знак можно оставить на полянке? (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
Правило «Нельзя оставлять мусор»
Ребята, сразу в лесу легче стало дышать. А какой воздух в лесу? Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Почему?
(Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
-Ой ребята я слышу чей-то плачь? Кто же здесь? Кто-то из людей оставил сетку в лесу, а звери бегали одни и запутались, ведь они еще совсем маленькие и не знают какие опасности могут их подстерегать.
- Что же нам сейчас с ними делать? Заберем с собой? (ответы детей)
- Забирать животных ни в коем случае нельзя. Лес - дом для диких животных
Какой поставим знак? «Животных из леса брать нельзя!»
-Давайте поможем им добраться до своего дома.
Круги Луллия
У медвежонка мама медведица, а дом берлога
У бельчонка мама белка, а дом дупло
У лисенка мама лисица, а дом нора
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочередно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверят,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
- Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)
Иллюстрации с изображением перелетных птиц.
- Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (отсутствие еды и холод)
- Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.
Таких птиц называют? (зимующие)
-Назовите зимующих птиц
- Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?
«Нельзя разорять гнезда»?
Ребята, а знаете ли вы, что птицы являются самыми главными защитниками леса. Они уничтожают вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев. Поэтому мы должны бережно относиться к птицам.
- Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас
в городе? (подкармливать)
Предлагаю приготовить угощения для птиц. Выберите посуду и наполните угощением
Ребята послушайте, я слышу пение птиц, это они вас благодарят за угощения.
Воспитатель находит под деревом коробочку.
-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, Лесовичок нам оставил.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог». Дети получают медали.
Вы теперь «Юные экологи»
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад, заберем с вами мусор в мешках. Надо закрыть глаза и сказать волшебные слова
Повертелись, покружились и в саду мы очутились.
-Где мы с вами были?
Кому мы сегодня помогали?
Какими экологическими знаками познакомились?
Вам понравилось помогать? Сложно было?
Какие задания выполняли?
А какие правила запомнили?
-Мы юные защитники природы, всегда будем внимательны ко всему живому, на нашей планете. А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!