СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа как метод обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа как метод обучения»

Беседа как метод обучения


Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему, в котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.


Виды беседы:

  • Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. Беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

  • Сообщения новых знаний. Строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов; способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся знаний и жизненного опыта, к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению задач; создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал открытие, проделал путь от практики к научной истине.

  • Закрепляющие беседы применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке).

  • Контрольно-коррекционные беседы могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Основные требования к проведению беседы

1. Подготовка к беседе:

а) определить цель беседы

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

в) определить вопросы, поддерживающие беседу

2. Подготовиться к беседе с помощью :

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

3. Создание атмосферы доверия.

4. Создание обстановка для беседы:

а) благоприятствующая

б) не благоприятствующая

5. Соблюдение педагогического такта:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;

б) не обнаруживайте признаков властности;

в) не упрекайте и т.д.

6. Во время беседы следите за:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

точностью формулируемых мыслей; оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;

б) за эмоциональными реакциями:

тембр голоса, интонация; мимика, жесты и др.;

в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

затронуто достоинство, самоуважение.

7. Правильно ведите беседу:

а) ставьте вопросы в косвенной форме

б) вопросы не должны быть внушающими

в) вопросы должны быть краткими

г) слушать доверительно

д) давать возможность собеседнику высказаться

е) спрашивать встречные вопросы для помощи

ж) нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.