Роль мотивации воспитанников в процессе развития познавательной активности.
Проблема развития познавательной активности
В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно при целенаправленном осуществлении процесса развития познавательной активности учащихся в школьные годы, который представляет собой активное взаимодействие его участников, предполагает создание учителем условий для позитивного изменения уровня познавательной активности учащихся и предоставляет возможность для самореализации каждого школьника в учебной деятельности.
Система развития познавательной активности учащихся подросткового возраста, разработанная на основе системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, включает целевой, программно-процессуальный, инструментальный и диагностико-результативный компоненты, отличается открытостью и гибкостью, опирается на принципы гуманистической направленности, целостного подхода, непрерывности, идейной направленности, учета возрастных особенностей.
Эффективность реализации системы обеспечивается внедрением технологии, представляющие собой совокупность трех блоков: педагогической задачи, способа и условий, особенностью которой, согласно идее «учить учиться всю жизнь», является целенаправленное поэтапное развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста. В рамках технологии определены педагогические условия, обеспечивающие результативность данного процесса: включение учащихся в разнообразные виды деятельности, осуществление вариативного методического сопровождения процесса развития их познавательной активности, создание творческой среды по формированию познавательного интереса учеников.
Мотивация – как фактор повышения познавательной активности
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся, можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы → Познавательный интерес → Познавательная активность → Познавательная деятельность
Как учат нас коллеги: «Мотивация – главная движущая сила дидактического процесса. Она занимает первое место среди факторов, определяющая его производительность» (И. Подласый). Важными факторами активности школьников являются преобладающие мотивы обучения. Они могут быть социальными или познавательными, ориентированные на достижение успеха или на избегание неудачи, внешние или внутренние. Анализ мотивов учения позволяет сказать, в какой степени у учеников развит интерес к учебной деятельности, процессу познания, его результатам. Это в значительной мере определяет наличии (или отсутствие) у школьников внутреннего стремления к познавательной деятельности, интерес к конкретным областям знания.
Уровень предметной мотивации является третьим фактором, обеспечивающим познавательную активность школьников. Он непосредственно связан с содержанием учебного предмета (в нашем случае – школьной биологии), научными методами познания окружающего мира и человека, связью изучаемого материала с жизнью.
Конкретные приемы, которые используются учителями для мотивации учебной деятельности, некоторыми учителями для мотивации учебной деятельности, некоторые дидакты объединяют в три группы. К первой относят стимулирующие обязанность и ответственность, ко второй – формирующие познавательный интерес учеников. Эти группы приемов хорошо срабатывают в младшей и средней школе. В старшей школе наиболее эффективной является третья группа методических приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно-социального значения полученных знаний.
Методические приемы, влияющие на формирование мотивации
Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.
Мотивацию учебной деятельности можно осуществлять путем беседы. Во вступительном слове учитель намечает круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, при этом приводятся интересные примеры, привлекаются опыт детей, используется парадоксальность факторов и т. п.
Примеры приемов, наиболее часто применяемых на уроках биологии и химии.
Удивляй. Самые повседневные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что она, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Фантастическая добавка. В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение. Биологи могут придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе.
Отсроченная загадка. В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Кроссворды. Можно предложить следующие варианты работы с кроссвордом:
1. Разгадать кроссворд, заполнив пустые клеточки.
2. Сформулировать вопросы к словам в заполненном кроссворде.
3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, изученные ранее.
Ассоциации на доске. Этот метод привлекает собственный опыт учеников, стимулирует высокий уровень заинтересованности, проводиться фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. В зависимости от содержания имеет три формы проведения:
Понятие. Учитель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны обработать ученики. Далее он просит учеников назвать признаки этого понятие или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы слова имели общие с основными понятиями буквы.
Цветок. Учитель рисует на доске (серединка и четыре лепестка). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учеников назвать проявления и характеристики понятия и записывает их на лепестках.
Прямоугольник. Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие. Потом он просит учеников назвать его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы, которые, по их мнению, связаны с этим понятием.
Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает ученикам из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями происходит дальнейшая работа.
Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса, который является самым сильным средством её развития. Искусство педагога состоим в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
Следует также отметить, что важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Очень важно, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью, чтобы учащиеся не только получали готовые знания, но и открывали для себя что-то новое. Задача учителя - заинтересовать учащихся, усилить на этой основе познавательную активность. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности и посильности проблемной ситуации.
Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат мы получим только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
Литература
1. Кочнев А. О. Развитие познавательной активности на основе личностно ориентированного подхода. - Архангельск: ПГУ, 2006.
2. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. - Барнаул, 200.
3. Подласый И. П. Педагогика (новый курс). Книга 1. - М., 2004.
4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
5. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1998.
6. Дубовецкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Психология. - 2003.