СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации есть наглядный материал, который доступно объясняет материал.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Обобщение.  Учителя русского языка и литературы: Чернаковой Т. П

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Обобщение. Учителя русского языка и литературы: Чернаковой Т. П

Цели урока: 1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении; закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения; 2)   развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и оценивать собственную деятельность. 3)воспитание уважения  к уроку и предмету  в целом, воспитание взаимоуважения.

Цели урока:

1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении; закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения;

2)   развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и оценивать собственную деятельность.

3)воспитание уважения  к уроку и предмету  в целом, воспитание взаимоуважения.

Эпиграф:   Людей неинтересных в мире нет,  Их судьбы как истории планет,  У каждой всё особое, своё,  И нет планет, похожих на неё.  Е.Евтушенко.

Эпиграф:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Е.Евтушенко.

Мозговая атака. 1) Что такое сложное предложение? 2) Что такое грамматическая основа предложения? 3) Какие сложные предложения вы изучали? 4) Что такое сложносочиненное предложение? 5) Что такое сложноподчиненное предложение?

Мозговая атака.

1) Что такое сложное предложение?

2) Что такое грамматическая основа предложения?

3) Какие сложные предложения вы изучали?

4) Что такое сложносочиненное предложение?

5) Что такое сложноподчиненное предложение?

Мозговой штурм Что такое БСП? Из чего они состоят? Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? При помощи каких знаков в них соединяются простые?

Мозговой штурм

Что такое БСП?

Из чего они состоят?

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

Практическая работа. Прочитайте выразительно строки А. А. Фета. Объясните для чего автор использует БСП, составьте схему предложения. На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. «На заре ты ее не буди...» А. А. Фет,

Практическая работа.

Прочитайте выразительно строки А. А. Фета.

Объясните для чего автор использует БСП, составьте схему предложения.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

«На заре ты ее не буди...» А. А. Фет,

Вывод: Бессоюзное сложное предложение придает лаконичность, эмоциональность, выразительность стихотворению. БСП позволяет емки выразить глубокое содержание текста, помогает избежать излишней загруженности текста союзами. Схема предложения: [ - = ], [ - =]; [ -,= ,=]

Вывод:

Бессоюзное сложное предложение придает лаконичность, эмоциональность, выразительность стихотворению. БСП позволяет емки выразить глубокое содержание текста, помогает избежать излишней загруженности текста союзами. Схема предложения: [ - = ], [ - =]; [ -,= ,=]

Слуховой диктант. Задание:  Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение? Если можем, что помогает это сделать?  

Слуховой диктант.

Задание:

Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?

Если можем, что помогает это сделать?  

1.Я знал: удар судьбы меня не пройдет.  (дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения 2. Солнце зашло за горизонт - день на исходе. (время) 3. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. (пояснение) 4. Сердце Марии колотилось, руки дрожали. (значение одновременности)- интонация перечислительная 5. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м. 1 2 3 4 5 : - : , -

1.Я знал: удар судьбы меня не пройдет.

(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения

2. Солнце зашло за горизонт - день на исходе. (время)

3. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. (пояснение)

4. Сердце Марии колотилось, руки дрожали. (значение одновременности)- интонация перечислительная

5. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м.

1 2 3 4 5

: - : , -

Графический диктант.  Задание: учитель диктует предложения, учащиеся выстраивают только схемы, расставляя знаки препинания, объясняют их постановку. 1. Наступил вечер () шёл дождь() с севера прерывисто дул ветер. 2. Я понимал () выручить нас может только случайность. 3. За всё браться () ничего не сделать. 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали () говорить мешала тряская езда. 5. Служить бы рад () прислуживаться тошно. 6. Бревно на избах было темно и старо () многие крыши сквозили, как решето.

Графический диктант.

Задание: учитель диктует предложения, учащиеся выстраивают только схемы, расставляя знаки препинания, объясняют их постановку.

1. Наступил вечер () шёл дождь() с севера прерывисто дул ветер.

2. Я понимал () выручить нас может только случайность.

3. За всё браться () ничего не сделать.

4. Всю дорогу от станции до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

5. Служить бы рад () прислуживаться тошно.

6. Бревно на избах было темно и старо () многие крыши сквозили, как решето.

Проверка задания: 1. Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. За всё браться – ничего не сделать. 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. 5. Служить бы рад – прислуживаться тошно. 6. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.

Проверка задания:

1. Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. За всё браться – ничего не сделать.

4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

5. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

6. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.

Самопроверка графического диктанта. Схемы: 1. [ = - ], [= - ], [ = -]. (последоват. событий) 2. [ - = ]: [ = - ]. (дополн.) 3. [ = ] – [ = ]. (условие) 4. [ = ] : [ = - ]. (причина) 5. [ = ] – [ = ]. (противопоставление) 6. [ - = и =]; [ - = ]. (последов. событий)

Самопроверка графического диктанта.

Схемы:

1. [ = - ], [= - ], [ = -]. (последоват. событий)

2. [ - = ]: [ = - ]. (дополн.)

3. [ = ] – [ = ]. (условие)

4. [ = ] : [ = - ]. (причина)

5. [ = ] – [ = ]. (противопоставление)

6. [ - = и =]; [ - = ]. (последов. событий)

«Найти третье лишнее предложение» 1) Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский.) 2) Таким друзьям на свете не страшно ничего: один за всех в ответе И все за одного. (С. Михалков.) 3) Как отчий дом, как старый горец горы люблю я землю: тень её лесов, и моря рокоты, и звёзд узоры, и странные строенья облаков. (В. Брюсов)

«Найти третье лишнее предложение»

1) Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней.

(В. Маяковский.)

2) Таким друзьям на свете

не страшно ничего:

один за всех в ответе

И все за одного.

(С. Михалков.)

3) Как отчий дом, как старый горец горы

люблю я землю: тень её лесов,

и моря рокоты, и звёзд узоры,

и странные строенья облаков. (В. Брюсов)

Исправь ошибку. Задание:  Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки.

Исправь ошибку.

Задание:

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки.

1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. 2. Настанет вечер, - загорятся в небе звезды. 3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает. 4. Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.
  • 1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.
  • 2. Настанет вечер, - загорятся в небе звезды.
  • 3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.
  • 4. Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.
Правильный ответ: Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение]

Правильный ответ:

Ошибки:

2. [время]-[ ]

4. [ ] : [дополнение]

Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. 1) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

1) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

2 .  Найдите правильное объяснение постановки двоеточия в БСП:  Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах. 1) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой.

2 . Найдите правильное объяснение постановки двоеточия в БСП:

Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах.

1) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой.

3. Найдите правильное объяснение постановки тире в БСП: Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было! 1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй. 2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй. 4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

3. Найдите правильное объяснение постановки тире в БСП: Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.

2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.

4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

4. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие? 1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом. 2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату. 3) Ширь даль зелень. 4) Не хватит света факел сердца выну.

4. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.

2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

3) Ширь даль зелень.

4) Не хватит света факел сердца выну.

5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире? 1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени. 2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться. 3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь. 4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.

2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.

3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.

4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

6. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире? 1) Май холодный год хлебородный. 2) Я доверяю любящим они великодушны 3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. 4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

6. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Май холодный год хлебородный.

2) Я доверяю любящим они великодушны

3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.

4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

7. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети. 1) отношения перечисления 2) сопоставительные отношения 3) отношения причины 4) отношения пояснения

7. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления

2) сопоставительные отношения

3) отношения причины

4) отношения пояснения

8. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Лето припасает — зима поедает. 1)отношения перечисления  2) отношения условия 3) сопоставительные отношения 4) отношения пояснения

8. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1)отношения перечисления

2) отношения условия

3) сопоставительные отношения

4) отношения пояснения

9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены). 1) Я доверяю любящим они великодушны 2) Поспешишь людей насмешишь. 3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. 4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны

2) Поспешишь людей насмешишь.

3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.

4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены). 1) Тьма света не любит злой доброго не терпит. 2) Ученье красота неученье слепота. 3) За всё браться ничего не сделать. 4) Я доверяю любящим они великодушны

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.

2) Ученье красота неученье слепота.

3) За всё браться ничего не сделать.

4) Я доверяю любящим они великодушны

   Ключи к тесту:   1)Любите книгу: она откроет вам много интересного. 2) Повторил приглашение- - он ничего не ответил. 2) – 4 3) – 2 4 )– 2 5) – 4 6) – 1 7) – 1 8) – 3 9) – 2 10)- 4

  Ключи к тесту:

1)Любите книгу: она откроет вам много интересного.

2) Повторил приглашение- - он ничего не ответил.

2) – 4 3) – 2 4 )– 2 5) – 4

6) – 1 7) – 1 8) – 3 9) – 2 10)- 4

Домашнее задание. Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, на свободную тему.

Домашнее задание.

Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, на свободную тему.

 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!