СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения»

У рок в 9 классе  на тему:  «Бессоюзные сложные предложения»  (ПРАВОПИСАНИЕ О _ Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ )

У рок в 9 классе на тему: «Бессоюзные сложные предложения» (ПРАВОПИСАНИЕ О _ Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ )

Цели: Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении, его признаках, отношениях между простыми предложениями в его составе. Формировать умение определять и анализировать виды бессоюзных сложных предложений. Формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Развивать навыки работы с тестами. Закрепление знаний по теме : « Правописание о, е после шипящих ». Развитие навыков перевода. Воспита ние интерес а к уроку русского языка. Воспитание любви к природе и умение передавать ее красоту посредством русского языка.

Цели:

  • Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении, его признаках, отношениях между простыми предложениями в его составе.
  • Формировать умение определять и анализировать виды бессоюзных сложных предложений.
  • Формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
  • Развивать навыки работы с тестами.
  • Закрепление знаний по теме : « Правописание о, е после шипящих ».
  • Развитие навыков перевода.
  • Воспита ние интерес а к уроку русского языка.
  • Воспитание любви к природе и умение передавать ее красоту посредством русского языка.
  Учитель :  Давайте вспомним , что вы знаете по теме урока.

  • Учитель :  Давайте вспомним , что вы знаете по теме урока.
Учащиеся: Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Все сложные предложения состоят из нескольких простых. В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. В бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов.
  • Учащиеся:
  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
  • В бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов.
Учитель: Дайте п онятие бессоюзного  сложного предложения Уч ащиеся Бессоюзное сложное предложение (անշաղկապ բա րդ նախա դ ասություն) – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Они соединяются друг с другом без союзов . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.  Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных. П риведите примеры
  • Учитель: Дайте п онятие бессоюзного сложного предложения
  • Уч ащиеся
  • Бессоюзное сложное предложение (անշաղկապ բա րդ նախա դ ասություն) – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Они соединяются друг с другом без союзов . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
  • П риведите примеры
Обратите внимание : Примеры предложений с различной интонационной связью: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.  (Перечисление.) Служить бы рад – прислуживаться тошно.   (Противопоставление.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.   (Пояснение.)
  • Обратите внимание :
  • Примеры предложений с различной интонационной связью:
  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.  (Перечисление.)
  • Служить бы рад – прислуживаться тошно.   (Противопоставление.)
  • Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.   (Пояснение.)
2.Лингвистический эксперимент Попробуйте заменить бессоюзные сложные предложения в синонимичные с союзами. Что изменилось? Сделайте вывод: целесообразна ли замена предложений? Образец:  Ввысь взлетает Сокол- жмется Уж к земле. Когда ввысь взлетает Сокол, то Уж жмется к земле. 1.Любите книгу: она поможет вам в жизни. 2.Туман рассеялся- мы тронулись в путь.  (ученики выполняют задание в тетрадях)

2.Лингвистический эксперимент

  • Попробуйте заменить бессоюзные сложные предложения в синонимичные с союзами.
  • Что изменилось?
  • Сделайте вывод: целесообразна ли замена предложений?
  • Образец: Ввысь взлетает Сокол- жмется Уж к земле.
  • Когда ввысь взлетает Сокол, то Уж жмется к земле.
  • 1.Любите книгу: она поможет вам в жизни.
  • 2.Туман рассеялся- мы тронулись в путь. (ученики выполняют задание в тетрадях)
3.П еределайте союзны е предложени я в бессоюзные 1.Если сделал дело, то гуляй смело. 2.Когда корень учения горек, то плоды его сладки. 3 .Он поднял глаза и увидел, что по небу плывёт маленькая тучка. 4 .Попробуйте победить себя, и вы почувствуете себя личностью. (ученики выполняют устно)

3.П еределайте союзны е предложени я в бессоюзные

  • 1.Если сделал дело, то гуляй смело.
  • 2.Когда корень учения горек, то плоды его сладки.
  • 3 .Он поднял глаза и увидел, что по небу плывёт маленькая тучка.
  • 4 .Попробуйте победить себя, и вы почувствуете себя личностью. (ученики выполняют устно)
Обучающая работа (тест) I. Укажите бессоюзные сложные предложения :   1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится. 2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло. 3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем. 4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву. 5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад. 6. Просился на Кавказ - отказали .
  • Обучающая работа (тест)
  • I. Укажите бессоюзные сложные предложения :

 

  • 1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.
  • 2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
  • 3 .День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.
  • 4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.
  • 5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.
  • 6. Просился на Кавказ - отказали .
  II. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:   1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому. 2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже. 3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их. 4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.    

 

  • II. В каких предложениях  знаки препинания расставлены верно:

 

  • 1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
  • 2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.
  • 3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
  • 4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.

 

  •  
III. Как ие утверждени я верн ы : 1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно. 2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных. 3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями. 4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
  • III. Как ие утверждени я верн ы :
  • 1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.
  • 2) В БСП смысловые отношения выражаются менее  четко, чем в союзных.
  • 3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.
  • 4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
П роверим себя:  П роверим себя:  Задание 1- 2;3;6  З адание 2- 1;3  З адание 3- 1;2;3
  • П роверим себя:
  • П роверим себя:
  • Задание 1- 2;3;6
  • З адание 2- 1;3
  • З адание 3- 1;2;3
Правописание о , е в корне после шипящих  о//е ,  Кроме  слов исключени й

Правописание о , е в корне после шипящих

о//е ,

Кроме

слов

исключени й

У прилагательных и у существительных Под ударением Без ударения  о е Врач ом  т  у  ч  е  й Больш ой с  в  е  ж  е  г  о У р

У прилагательных и у существительных

Под ударением Без ударения

о е

Врач ом т у ч е й

Больш ой с в е ж е г о

У р

С  л  о  в  а  -  и  с  к  л  ю  ч  е  н  и  я:  Запомни! Ш о у, дж о кер и обж о ра Ш о рох, ш о рты, капюш о н Ш о в, крыж о вник и ож о г Ш о к, изж о га и подж о г

С л о в а - и с к л ю ч е н и я: Запомни!

  • Ш о у, дж о кер и обж о ра
  • Ш о рох, ш о рты, капюш о н
  • Ш о в, крыж о вник и ож о г
  • Ш о к, изж о га и подж о г

Орфографическая работа    Еж…вый, галч…нок, ш…пот, ш…в, щ…ки,  вещ…вой, деш…вы , ноч…вка, больш ` …го, жж…т, друж…к, свеч…й, внуч…нок, серьёзный ож…г, плющ…м, задач…й, ш…фёр, реш…тка, деш…вый .

Орфографическая работа

Еж…вый, галч…нок, ш…пот, ш…в, щ…ки, вещ…вой, деш…вы , ноч…вка, больш ` …го, жж…т, друж…к, свеч…й, внуч…нок, серьёзный ож…г, плющ…м, задач…й, ш…фёр, реш…тка, деш…вый .

П роверим себя: Еж О вый, галч О нок, ш Е пот, ш О в,  щ Е ки,  вещ Е вой, деш Е вы й, ноч Е вка, больш `О го, жж Е т, друж О к, свеч О й, внуч О нок,  серьёзный ож О г, плющ Е м, задач Е й, ш О фёр, реш Е тка, деш Е вый .

П роверим себя:

  • Еж О вый, галч О нок, ш Е пот, ш О в, щ Е ки, вещ Е вой, деш Е вы й, ноч Е вка, больш `О го, жж Е т, друж О к, свеч О й, внуч О нок, серьёзный ож О г, плющ Е м, задач Е й, ш О фёр, реш Е тка, деш Е вый .
Учимся переводить : П ростирается передо мной В округ меня все мрачно О но подобно зеркалу З везды множатся П оказались огоньки Н арушает спокойствие природы П робуждаясь от сладкого сна Ч уть колышется Г лухо рычит

Учимся переводить :

  • П ростирается передо мной
  • В округ меня все мрачно
  • О но подобно зеркалу
  • З везды множатся
  • П оказались огоньки
  • Н арушает спокойствие природы
  • П робуждаясь от сладкого сна
  • Ч уть колышется
  • Г лухо рычит
Р аботаем с учебником: (упр.,9) –письменно   Выполнение задания 11 (устно)  Работа со словарем:запись слов рубрики «Словарик делового человека»(стр.75)

Р аботаем с учебником:

  • (упр.,9) –письменно
  • Выполнение задания 11 (устно)
  • Работа со словарем:запись слов рубрики «Словарик делового человека»(стр.75)
Домашнее задание:  Домашнее задание:  Домашнее задание:  Домашнее задание:  Домашнее задание:  1-упр .10 – сделать перевод текста(устно) 2- упр.12 (письменно)
  • Домашнее задание:
  • Домашнее задание:
  • Домашнее задание:
  • Домашнее задание:
  • Домашнее задание:
  • 1-упр .10 – сделать перевод текста(устно)
  • 2- упр.12 (письменно)
 Благодарю за внимание и понимание!!! Успехов вам в дальнейшем постижении тайн русского языка!!!

Благодарю за внимание и понимание!!! Успехов вам в дальнейшем постижении тайн русского языка!!!