Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 27 г. Братска»
Доклад по теме: «Безбарьерная среда, как средство социализации детей с особыми образовательными потребностями»
Составила:
Учитель Досоева О. П.
Братск, 2022 год.
Тема: «Безбарьерная среда, как средство социализации детей с особыми образовательными потребностями»
Перед педагогами, работающими с детьми с интеллектуальными нарушениями (ИН), стоит задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
В целом, система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, направлена:
– повышение уровня умственного развития детей;
– корригирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.);
– овладение детьми знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
– коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей;
– на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей с ИН.
Одним из условий социальной адаптации детей с ИН является создание в образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие детей.
Безбарьерная или универсальная среда позволяет всем людям, включая людей с умственной отсталостью пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи, получить образование и вести полноценную и насыщенную жизнь.
Современные требования общества к развитию личности детей, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей в социальной
Мы работаем с обучающимися 6 класса, имеющими умеренную умственную отсталость второй год. В одном кабинете находятся два класса. В одном классе обучается 4 ребенка, не имеющие отклонений в физическом развитии. Во втором классе так же обучается 4 ребенка, два из которых имеют диагноз ДЦП, трое имеют пониженное зрение. Обучающиеся обоих классов имеют слабо развитый речевой аппарат и трудности в речевом высказывании.
Школа должна предоставлять ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе. Так как в первый год кабинет был новый для них и не приспособлен для таких детей нам пришлось обустраивать его с нуля, исходя из особенностей, потребностей и возможностей обучающихся.
Организация деятельности предполагала разделить класс на отдельные зоны в соответствии с решением определённых коррекционно – развивающих задач. Пространство поделили на три зоны: для организации учебной, творческой деятельности и зоной отдыха и игры.
Учебная зона оформлена с традиционным расположением парт, однако в любое время, по необходимости, можно трансформировать их расположение в пространстве, исходя из целей урока, что позволяет создавать более комфортную обстановку для детей,.
Здесь проходят уроки, предусматривающие письменную деятельность и выполнение домашних заданий.
Вторая зона - творческая – это территория на которой организованы уроки ИЗО, домоводства, коррекционные курсы и внеурочная деятельность, не требующие обязательного сидения за партой, благодаря чему дети чувствуют себя более раскрепощеннее и увереннее.
Так же для этого в классе была организована универсальная зона отдыха и игры. Свободная площадь с ковром используется для игр. Во время уроков учителю нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
Одной из особенностей таких детей является неумение пользоваться пространством. Так в нашем школьном кабинете для них были сделаны ориентиры на шкафы, т.к. они путались в однообразных дверцах.
Для того чтобы дети могли самостоятельно раздеваться и взять свои вещи были наклеены таблички с одеждой и названием класса. Но этого оказалось недостаточно, т.к. некоторые обучающиеся не знают букв и поэтому мы дополнили их содержание именами детей. Обучающимся оказалось легче запомнить свое имя на табличке, используя прием глобального чтения.
Следующие шкафы были обозначены для учителей с одеждой и методическими пособиями. Было разъяснено правило, что эти шкафы открывать нельзя. Дети быстро поняли и приняли это правило.
Так же был обозначен табличкой шкаф, в котором находятся игровые пособия для свободного использования детьми, что позволяет развивать самостоятельность и дисциплинированность у обучающихся.
И последний шкаф с гигиеническими принадлежностями тоже был обозначен. Дети сразу поняли, что в этом шкафу висят их полотенца, мыло, влажные салфетки и другие гигиенические принадлежности. Благодаря этому, в течение месяца дети выучили и привыкли к расположению шкафов и их назначению.
Для формирования навыков самообслуживания мы предусмотрели уголок, в котором дети могут самостоятельно выполнить элементарный уход за собой. Они в любой момент могут сами подойти, налить себе воды, взять салфетку или мыло и обработать руки дезинфектором, посмотреть на себя в зеркало - чтобы оценить свой внешний вид. Все что они учатся выполнять самостоятельно, без помощи взрослых, влияет на самооценку и является важным шагом на пути к их независимости.
Хочется особенно остановиться на том, что в классе имеется пособие «ПЛАНИК» - это социально ориентированный проект, деятельность которого, направлена на помощь детям с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, с умственной отсталостью и другими заболеваниями, которые затрудняют вербальное общение ребенка с окружающими его людьми, вследствие чего делают крайне сложным процесс обучения и социализации. Пособие состоит из календаря и карточек. Каждое утро мы составляем расписание школьного дня. В течении первой четверти дети выучили многие карточки и их значение. Очень важно, что при работе с календарем детям приходиться проговаривать свои действия и озвучивать карточки. С нашей помощью могут выбрать карточку и прикрепить ее к календарю в нужное место. Очень трудно детям запомнить последовательность дней недели, чисел месяца. Поэтому мы ежедневно проговариваем эту последовательность и подкрепляем это соответствующей карточкой. Так же календарь расширяет знания о погодных явлениях и временах года.
Таким образом, ежедневно работая над социализацией детей с особыми образовательными потребностями и создавая универсальную безбарьерную среду в классе, мы видим, что обучающиеся начали чувствовать себя более комфортно и уверенно, проявлять инициативу, больше общаться между собой и педагогами. Родители так же отметили положительную динамику: дети стали с желанием и удовольствием ходить в школу, рассказывать дома о прожитом дне.