Безопасное детство
Пояснительная записка (внеурочная деятельность, 3класс)
Современные дети растут в мире современных технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир- это дороги, бытовая техника, пожары в природе ив доме, ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статистические данные, то мы видим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Безопасность- важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказывая первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребёнка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и учителей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребёнком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно- транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства.
Вторая проблема- это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Всё это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара.
Третья проблема- безопасность в окружающей среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды.
Четвёртая проблема- личная безопасность. Особенно актуальная проблема правовой защиты ребёнка, обеспечение его социальной безопасности.
Таким образом , данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.
Нормативно – правовой и документальной основой программы является:
Конвенция о правах ребёнка;
Закон Российской Федерации « Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ЦЕЛЬ: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведении, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих. Способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Достижению планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
ЗАДАЧИ:
* формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
* научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
* сформировать навыки позитивного коммуникативного общения детей в экстремальных ситуациях;
* сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Образовательная программа внеурочной деятельности « Безопасное детство» осуществляет связь с предметами « Окружающий мир», «Литературное чтение», « математика», « Физическая культура»,
« Технология», «Изобразительное искусство»., программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время.
Программа состоит из разделов « Улица полна неожиданностей, «Мир вокруг нас», « Не шути согнём», « Внимание! Опасность!». Программа рассчитана на четыре года обучения для младших школьников, 1час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. « Улица полна неожиданностей» знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного повеления на улице.
Занятия построены в форме тематических бесед. Игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин.
Раздел позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.
Раздел 2. « Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребёнка, знакомит с окружающим миром через чувственно- эмоциональное восприятие.
Дети получают первоначальные теоретические и практические навыки пешего туристического путешествия, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшем окружением.
Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.
Задачи:
научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.
Раздел 3. « Не шути с огнём». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
* познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
* сформировать знания и умения по пожарной безопасности,
оказание первой помощи пострадавшим;
* обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 4. « Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: « Зови на помощь», « Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению; знакомит как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства.
Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка обеспечение его социальной безопасности.
Задачи:
показать связь дружбы и социального здоровья;
описать различные влияния друзей друг на друга;
познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению;
показать ученикам ситуации, в которых отказ- единственный способ ответственного поведения;
познакомить с формами отказа.
Формы и методы работы:
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры :ролевые, ситуационные;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование.
Методы воспитания:
*методы формирования сознания личности(рассказ, беседа, диспут, метод примера) ;
* метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности(приучение, инструктаж, иллюстрации, демонстрации);
*метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности(соревнования, познавательная игра, поощрение);
*метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Программа предусматривает достижение 3уровней результатов:
1-й уровень-приобретение школьником сициальных знаний , понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов.
2-й уровень-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-уровень-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками
Содержание программы
№п/п | Содержание | Дата проведения | Примечание |
1. | «Улица полна неожиданностей» Вводное занятие. | 07.09 | |
2. | Экскурсия по селу. | 14.09 | |
3. | Виды транспортных средств. | 21.09 | |
4 - 5. | Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов, пассажиров. | 28.09 05.10 | |
6. | Правила дорожного движения. Организация движения. | 12.10 | |
7. | Правила дорожного движения. Светофор. | 19.10 | |
8. | Правила дорожного движения: дорожные знаки. | 26.10 | |
9-10 | Правила дорожного движения: обязанности пешеходов. Практическое занятие по правилам безопасного поведения. | 16.11 23.11 | |
|
11. | 2. «Мир вокруг нас» Родная страна. | 30.11 | |
12-13. | Моя семья. Тайна моего имени. | 07.12 | |
14. | Обычаи нашего народа. | 14.12 | |
15. | Как к нам пришли вещи. | 21.12 | |
16. | Компьютер и электронные игры. | 11.01 | |
17. | Ты и солнышко. | 18.01 | |
18. | Радость и беда возле речки. | 25.01 | |
19. | 3.«Не шути с огнём» Главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной. | 01.02 | |
20. | Знаем, как при пожаре себя вести. | 08.02 | |
21. | Пожар в лесу. | 15.02 | |
22. | Предупредим пожары от детской шалости. | 22.02 | |
23. | Средства пожаротушения. | | |
24. | Экскурсия в пожарную часть. | 29.02 | |
25. | Как пользоваться электроприборами | 07.03 | |
| 4. « Это должны знать все». | 14.03 | |
26. | Личная безопасность. Безопасность в школе. | 21.03 | |
27. | О питании и витаминах | 04.04 | |
28. | Вредные привычки. | 11.04 | |
29. | Гигиена школьника. | 18.04 | |
30. | Школьные принадлежности. | 25.04 | |
31. | Развлечения дома. | 02.05 | |
32. | Один дома. | 16.05 | |
33. | Экскурсия у столовую, кафе. | 23.05 | |
34. | Итоговый урок. | 30.05 | |
Литература:
В.Н. Мошкин. «Закономерности воспитания культуры безопасности»,2005г.
Н.Н. Авдеева. « Безопасность» М.; Просвещение, 2006г.
Э. Антюхин « Концепция воспитания безопасности жизне- деятельности», 2005г.