СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасный Интернет

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безопасный Интернет»

Тема занятия: «Цифровая безопасность».

Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
Образовательные:
Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования современных информационно-коммуникационных технологий.
интернета.
Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
Усвоение правил безопасной работы в современной информационно-коммуникационной среде.
Безопасно и целесообразно вести себя при работе с компьютерными программами в Интернете,
Соблюдать нормы информационной этики и права.
Развивающие:
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Воспитательные:
Критически относиться к информации, распространяемой в сети Интернет. к информации от непроверенных источников;
Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в противоправную деятельность;
Формировать интерес к изучаемому предмету.

Ход занятия.

Оргмомент. Создание проблемной ситуации. (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить об очень важных вещах. С такого стихотворения я бы хотела начать наше мероприятие. (слайд 2)

Интернет бывает разным:

Другом верным иль опасным.

И зависит это всё

От тебя лишь одного.

Если будешь соблюдать

Правила ты разные –

Значит, для тебя общение

В нём будет безопасное!

Как вы думаете о чём мы сегодня с вами поговорим?

Слайд 2. Работа с учениками. (Мотивация к учебной деятельности) (слайд 3)

Когда говорят о цифровой безопасности, многие представляют себе крупные корпорации, которых атакуют хакеры и думают, что их эта проблема не касается. Однако сегодня мы уже не представляем своей жизни без различных устройств – компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, у каждого есть аккаунты в социальных сетях, важные данные в электронном виде, привязана карта, счет. Поэтому знаниями о том, как себя обезопасить, должен владеть каждый.

С невероятной скоростью с каждым годом увеличивается масштаб социальных сетей. Как вы считается кто является самыми активными пользователям интернета?

Самые активные пользователи – это студенты. Практически каждый из вас зарегистрирован в различных популярных социальных сетях.

Как на нас влияет интернет, как вы думаете?

Основной этап.

Сегодня наше мероприятие будет проходить в виде игры. (слайд 4)

У нас 2 Команды Вконтакте и Команда Телеграм

У нас будут различные задания, и задача каждой команды заработать максимальное количество лайков!

-Да, как вы уже сказали, наш урок посвящен безопасности в Интернете. Сегодня вы узнаете какие бывают информационные угрозы в сети Интернет, как они проявляются, что является источником цифровых угроз, какие бывают способы защиты личной безопасности в сети и уметь проверять информацию на достоверность.

Какие цифровые угрозы вы знаете?

(слайд 5) Вы любите ребусы? Сейчас с помощью ребусов вы узнаете с какими цифровыми угрозами мы сегодня познакомимся подробнее

(слайд 6) Каждая команда получает по 4 ребуса.

Ребусы «Цифровые угрозы»



Вирус


Спам

Хакер

Взлом

Компьютер Вирус

Интернет

Безопасность

(слайд 7) Отлично! Справились с заданием!

Преподаватель: Первое что мы с вами разберём – это вирусы. Что такое вирус? (слайд 8)

Компьютерный вирус — это вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.

Какие последствия заражения вирусами вы знаете? (Ответы: компьютер тормозит, может сломаться, портятся, шифруются файлы, выскакивают странные окна, сообщения, замедление загрузки и работы компьютера).

Как уберечь компьютер от заражения? (Ответы: использовать антивирус, не выключать его, вовремя обновлять; использовать официальные магазины приложений для мобильных устройств).

Преподаватель дополняет ответы.

(слайд 9) Игра «Последствия вирусного заражения»

Сейчас с вами сыграем в игру «Последствия вирусного заражения». Вам необходимо расшифровать «повреждённые файлы» - слова, в которых перепутаны буквы.

1 группа: Документы (ДКОУЕМТНЫ), Текст (КЕТТС), Сообщения (ООСБНЕЩЯИ), Ошибка (ШОБИАК)

2 группа: Картинки (РКАИНТИК), Файл (ЙФЛА), Программа (РПОРГММАА), Загрузка (АГЗРЗУАК)

Преподаватель: молодцы, вы сумели избавиться от последствий вируса.

(слайд 10). Взлом. Скажите, пожалуйста, что такое взлом в социальных сетях? Из-за чего он происходит?

Как необходимо защищать свои аккаунты? Каким образом нужно создавать пароль?

Основным правилом защиты аккаунтов - создание надежных паролей, использование разных паролей, двухфакторная аутентификация, периодическая смена паролей.

(слайд 11). Проблемное задание «Надежный пароль»

Преподаватель: А теперь попробуйте оценить, насколько данные пароли надежны.

ваня280692 – ненадежен – один регистр, имя и дата рождения

qwerty12345 – ненадежен – один регистр, комбинации последовательных клавиш

Pass+Fb=1992 – надежен – разные регистры, буквы. цифры и спецсимволы, легко запомнить

IvanPetrov– ненадежен – имя и фамилия. нет цифр и спецсимволов

парольfacebook – ненадежен – один регистр, слова из словаря

EC3+gHFBIkKC% – надежен, но сложно запомнить

(слайд 12). Фишинг.

Следующая цифровая угроза – Фишинг. Слово «фишинг» означает рыбалку, какое отношение — это может иметь к цифровым угрозам? Ответы детей: мошенники выуживают сведения, ловят на приманку.

Преподаватель: А каким образом мошенники могут втереться в доверие?

Ответы: на почту приходят письма со ссылками. Текст письма обычно провокационный и требует мгновенного ответа. Также мошенники могут представляться сотрудниками компаний и запрашивать конфиденциальную информацию. В таких случаях, даже если информация кажется вам надёжной, лучше позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло послание.

Также мы часто встречаемся с поддельными сайтами. К признакам поддельного сайта – странный адрес, отсутствие замочка в адресе, запрашиваются лишние в данной ситуации данные.

(слайд 13). Задание «Отличите фальшивые сайты». Обратите внимание на адресную строку!!!

Ученики анализируют скриншоты, приходят к выводу, что сайт Сбербанк онлайн – настоящий.

Мошенники

Часто в интернете мы можем попасть на мошенников, сейчас я вам опишу некоторые распространенные Интернет аферы, а вы назовете верные способ действий в этих ситуациях.

(слайд 14). Вопрос 1

Вам пришло письмо на электронную почту: «Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки пройдите по ссылке, введите номер карты и её PIN-код». Ваши действия?

Перейду по ссылке и введу данные.

Введу данные и положу на карту ещё денег, чтобы её больше не блокировали.

Порекомендую ссылку другу— на случай, если и у него возникнут проблемы с картой.

4 Не буду переходить по ссылке и вводить свои данные. Позвоню в банк и попробую разобраться в ситуации.


(слайд 15). Вопрос 2

Мобильный оператор прислал вам смс с паролем от личного кабинета на его сайте. После этого вам звонит незнакомый человек и говорит: «Извините, я случайно указал ваш номер телефона на сайте мобильного оператора, и вам пришёл мой пароль. Перешлите мне его, пожалуйста!» Что вы сделаете?

Сразу же перешлю пароль.

Перешлю, конечно, и посоветую поменять пароль, так как этот теперь мне известен.

3 Не стану пересылать никакую персональную информацию незнакомому человеку.

4Поделюсь паролем незнакомца со своими друзьями.


(слайд 16). Вопрос 3

Вам пришло электронное письмо о выигрыше в лотерею. Чтобы получить приз, нужно оплатить его доставку. Как вы поступите?

Оплачу доставку и буду ждать приз.

Свяжусь с организатором лотереи по контактам в письме, уточню реквизиты для платежа и только потом оплачу доставку.

Свяжусь с организатором, чтобы узнать, можно ли самому приехать и забрать приз.

4 Проигнорирую письмо, так как ничего не знаю об этой лотерее.

 

(слайд 17). Вопрос 4

Вы хотите купить смартфон в интернет-магазине. Как определить, что этому магазину можно доверять?

1 Поискать отзывы о магазине на других ресурсах (например, на Яндекс.Маркете).

Почитать отзывы на сайте самого магазина.

Проверить, предлагает ли магазин гарантию на смартфон.

Посоветовать магазин другу, который тоже собирается купить смартфон, и проверить на нём надежность сайта.

 

(слайд 18). Нежелательный контент

Также в сети Интернет может попасться неприятная, вредная информация. Чтобы нам избежать этой информации надо использовать фильтр, семейный поиск, покинуть вредные сайты.

Вопрос: знаете ли вы, что такое спам? (Ответ: назойливая реклама, нежелательные письма). Какие действия защитят от спама? (Письма не открывать, помечать, как спам)

Слайд 18. Опасности социальных сетей

Теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете. Попробуйте сформулировать основные правила, используя хорошо известные сказки.

Преподаватель демонстрирует картинки из сказок, учащиеся формулируют правила.

 «Красная шапочка» (Не разговаривай с незнакомцами).

 «Волк и семеро козлят» (Под маской виртуального друга может скрываться злой человек).

 «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Опасайся мошенников. Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей).

 «Мойдодыр» (Проверяй компьютер на вирусы, пользуйся антивирусными программами).

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (При встрече с неприятной (грязной) информацией в сети, выйди из Интернет).

 «Морозко» (Будь вежливым при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же).

(Слайд 19.) Горячая линия

Преподаватель: Давайте подведем итог: Как обезопасить себя в интернете? С какими угрозами вы встречаетесь чаще всего?

сколько звезд набрала каждая группа?

Преподаватель: Наша жизнь бурлит все быстрее и быстрее. Интернет уже сейчас стал неотъемлемой её частью. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Всемирная сеть полностью заменит все другие средства связи. И давайте остановимся на мгновение и задумаемся, действительно ли мы хотим провести всю жизнь в виртуальном мире? Видеть аватарки вместо живых лиц, смайлики вместо живых улыбок. В конце концов, как и на что терять собственное время – это свободный выбор каждого. Но помните, что Интернет – это лишь инструмент, которым Вы пользуетесь, чтобы получить ответы на свои вопросы, подготовить рефераты и доклады, общаетесь, если между вами огромные расстояния. Учитесь пользоваться Интернетом с умом.

В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям в момент опасности, нам знакомы телефоны этих служб – 112. Сегодня появилась новая бесплатная всероссийская служба консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи – 88002500015. Запишите этот номер.

(Слайд 20)

Итог: Была ли для вас услышанная информация полезной?

Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Как вы думаете помогут ли знания, полученные сегодня, в вашей жизни?

(Слайд 21)

Спасибо за работу!!!

Всего доброго!!!