Тема занятия: «Цифровая безопасность».
Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
Образовательные:
Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования современных информационно-коммуникационных технологий.
интернета.
Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
Усвоение правил безопасной работы в современной информационно-коммуникационной среде.
Безопасно и целесообразно вести себя при работе с компьютерными программами в Интернете,
Соблюдать нормы информационной этики и права.
Развивающие:
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Воспитательные:
Критически относиться к информации, распространяемой в сети Интернет. к информации от непроверенных источников;
Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в противоправную деятельность;
Формировать интерес к изучаемому предмету.
Ход занятия.
Оргмомент. Создание проблемной ситуации. (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить об очень важных вещах. С такого стихотворения я бы хотела начать наше мероприятие. (слайд 2)
Интернет бывает разным:
Другом верным иль опасным.
И зависит это всё
От тебя лишь одного.
Если будешь соблюдать
Правила ты разные –
Значит, для тебя общение
В нём будет безопасное!
Как вы думаете о чём мы сегодня с вами поговорим?
Слайд 2. Работа с учениками. (Мотивация к учебной деятельности) (слайд 3)
Когда говорят о цифровой безопасности, многие представляют себе крупные корпорации, которых атакуют хакеры и думают, что их эта проблема не касается. Однако сегодня мы уже не представляем своей жизни без различных устройств – компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, у каждого есть аккаунты в социальных сетях, важные данные в электронном виде, привязана карта, счет. Поэтому знаниями о том, как себя обезопасить, должен владеть каждый.
С невероятной скоростью с каждым годом увеличивается масштаб социальных сетей. Как вы считается кто является самыми активными пользователям интернета?
Самые активные пользователи – это студенты. Практически каждый из вас зарегистрирован в различных популярных социальных сетях.
Как на нас влияет интернет, как вы думаете?
Основной этап.
Сегодня наше мероприятие будет проходить в виде игры. (слайд 4)
У нас 2 Команды Вконтакте и Команда Телеграм
У нас будут различные задания, и задача каждой команды заработать максимальное количество лайков!
-Да, как вы уже сказали, наш урок посвящен безопасности в Интернете. Сегодня вы узнаете какие бывают информационные угрозы в сети Интернет, как они проявляются, что является источником цифровых угроз, какие бывают способы защиты личной безопасности в сети и уметь проверять информацию на достоверность.
Какие цифровые угрозы вы знаете?
(слайд 5) Вы любите ребусы? Сейчас с помощью ребусов вы узнаете с какими цифровыми угрозами мы сегодня познакомимся подробнее
(слайд 6) Каждая команда получает по 4 ребуса.
Ребусы «Цифровые угрозы»
Вирус
Спам
Хакер
Взлом
Компьютер
Вирус
Интернет
Безопасность
(слайд 7) Отлично! Справились с заданием!
Преподаватель: Первое что мы с вами разберём – это вирусы. Что такое вирус? (слайд 8)
Компьютерный вирус — это вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
Какие последствия заражения вирусами вы знаете? (Ответы: компьютер тормозит, может сломаться, портятся, шифруются файлы, выскакивают странные окна, сообщения, замедление загрузки и работы компьютера).
Как уберечь компьютер от заражения? (Ответы: использовать антивирус, не выключать его, вовремя обновлять; использовать официальные магазины приложений для мобильных устройств).
Преподаватель дополняет ответы.
(слайд 9) Игра «Последствия вирусного заражения»
Сейчас с вами сыграем в игру «Последствия вирусного заражения». Вам необходимо расшифровать «повреждённые файлы» - слова, в которых перепутаны буквы.
1 группа: Документы (ДКОУЕМТНЫ), Текст (КЕТТС), Сообщения (ООСБНЕЩЯИ), Ошибка (ШОБИАК)
2 группа: Картинки (РКАИНТИК), Файл (ЙФЛА), Программа (РПОРГММАА), Загрузка (АГЗРЗУАК)
Преподаватель: молодцы, вы сумели избавиться от последствий вируса.
(слайд 10). Взлом. Скажите, пожалуйста, что такое взлом в социальных сетях? Из-за чего он происходит?
Как необходимо защищать свои аккаунты? Каким образом нужно создавать пароль?
Основным правилом защиты аккаунтов - создание надежных паролей, использование разных паролей, двухфакторная аутентификация, периодическая смена паролей.
(слайд 11). Проблемное задание «Надежный пароль»
Преподаватель: А теперь попробуйте оценить, насколько данные пароли надежны.
ваня280692 – ненадежен – один регистр, имя и дата рождения
qwerty12345 – ненадежен – один регистр, комбинации последовательных клавиш
Pass+Fb=1992 – надежен – разные регистры, буквы. цифры и спецсимволы, легко запомнить
IvanPetrov– ненадежен – имя и фамилия. нет цифр и спецсимволов
парольfacebook – ненадежен – один регистр, слова из словаря
EC3+gHFBIkKC% – надежен, но сложно запомнить
(слайд 12). Фишинг.
Следующая цифровая угроза – Фишинг. Слово «фишинг» означает рыбалку, какое отношение — это может иметь к цифровым угрозам? Ответы детей: мошенники выуживают сведения, ловят на приманку.
Преподаватель: А каким образом мошенники могут втереться в доверие?
Ответы: на почту приходят письма со ссылками. Текст письма обычно провокационный и требует мгновенного ответа. Также мошенники могут представляться сотрудниками компаний и запрашивать конфиденциальную информацию. В таких случаях, даже если информация кажется вам надёжной, лучше позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло послание.
Также мы часто встречаемся с поддельными сайтами. К признакам поддельного сайта – странный адрес, отсутствие замочка в адресе, запрашиваются лишние в данной ситуации данные.
(слайд 13). Задание «Отличите фальшивые сайты». Обратите внимание на адресную строку!!!
Ученики анализируют скриншоты, приходят к выводу, что сайт Сбербанк онлайн – настоящий.
Мошенники
Часто в интернете мы можем попасть на мошенников, сейчас я вам опишу некоторые распространенные Интернет аферы, а вы назовете верные способ действий в этих ситуациях.
(слайд 14). Вопрос 1
Вам пришло письмо на электронную почту: «Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки пройдите по ссылке, введите номер карты и её PIN-код». Ваши действия?
1 Перейду по ссылке и введу данные.
2 Введу данные и положу на карту ещё денег, чтобы её больше не блокировали.
3 Порекомендую ссылку другу— на случай, если и у него возникнут проблемы с картой.
4 Не буду переходить по ссылке и вводить свои данные. Позвоню в банк и попробую разобраться в ситуации.
(слайд 15). Вопрос 2
Мобильный оператор прислал вам смс с паролем от личного кабинета на его сайте. После этого вам звонит незнакомый человек и говорит: «Извините, я случайно указал ваш номер телефона на сайте мобильного оператора, и вам пришёл мой пароль. Перешлите мне его, пожалуйста!» Что вы сделаете?
1 Сразу же перешлю пароль.
2 Перешлю, конечно, и посоветую поменять пароль, так как этот теперь мне известен.
3 Не стану пересылать никакую персональную информацию незнакомому человеку.
4Поделюсь паролем незнакомца со своими друзьями.
(слайд 16). Вопрос 3
Вам пришло электронное письмо о выигрыше в лотерею. Чтобы получить приз, нужно оплатить его доставку. Как вы поступите?
1 Оплачу доставку и буду ждать приз.
2 Свяжусь с организатором лотереи по контактам в письме, уточню реквизиты для платежа и только потом оплачу доставку.
3 Свяжусь с организатором, чтобы узнать, можно ли самому приехать и забрать приз.
4 Проигнорирую письмо, так как ничего не знаю об этой лотерее.
(слайд 17). Вопрос 4
Вы хотите купить смартфон в интернет-магазине. Как определить, что этому магазину можно доверять?
1 Поискать отзывы о магазине на других ресурсах (например, на Яндекс.Маркете).
2 Почитать отзывы на сайте самого магазина.
3 Проверить, предлагает ли магазин гарантию на смартфон.
4 Посоветовать магазин другу, который тоже собирается купить смартфон, и проверить на нём надежность сайта.
(слайд 18). Нежелательный контент
Также в сети Интернет может попасться неприятная, вредная информация. Чтобы нам избежать этой информации надо использовать фильтр, семейный поиск, покинуть вредные сайты.
Вопрос: знаете ли вы, что такое спам? (Ответ: назойливая реклама, нежелательные письма). Какие действия защитят от спама? (Письма не открывать, помечать, как спам)
Слайд 18. Опасности социальных сетей
Теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете. Попробуйте сформулировать основные правила, используя хорошо известные сказки.
Преподаватель демонстрирует картинки из сказок, учащиеся формулируют правила.
«Красная шапочка» (Не разговаривай с незнакомцами).
«Волк и семеро козлят» (Под маской виртуального друга может скрываться злой человек).
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Опасайся мошенников. Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей).
«Мойдодыр» (Проверяй компьютер на вирусы, пользуйся антивирусными программами).
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (При встрече с неприятной (грязной) информацией в сети, выйди из Интернет).
«Морозко» (Будь вежливым при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же).
(Слайд 19.) Горячая линия
Преподаватель: Давайте подведем итог: Как обезопасить себя в интернете? С какими угрозами вы встречаетесь чаще всего?
сколько звезд набрала каждая группа?
Преподаватель: Наша жизнь бурлит все быстрее и быстрее. Интернет уже сейчас стал неотъемлемой её частью. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Всемирная сеть полностью заменит все другие средства связи. И давайте остановимся на мгновение и задумаемся, действительно ли мы хотим провести всю жизнь в виртуальном мире? Видеть аватарки вместо живых лиц, смайлики вместо живых улыбок. В конце концов, как и на что терять собственное время – это свободный выбор каждого. Но помните, что Интернет – это лишь инструмент, которым Вы пользуетесь, чтобы получить ответы на свои вопросы, подготовить рефераты и доклады, общаетесь, если между вами огромные расстояния. Учитесь пользоваться Интернетом с умом.
В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям в момент опасности, нам знакомы телефоны этих служб – 112. Сегодня появилась новая бесплатная всероссийская служба консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи – 88002500015. Запишите этот номер.
(Слайд 20)
Итог: Была ли для вас услышанная информация полезной?
Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
Как вы думаете помогут ли знания, полученные сегодня, в вашей жизни?
(Слайд 21)
Спасибо за работу!!!
Всего доброго!!!