Классный час «Безопасный Интернет»
Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет.
Задачи:
-Развивать универсальные учебные действия:
-Формировать навыки культурного пользователя Интернета.
- Освоить способы регуляции действий при работе в группе, сотрудничать с учителем и одноклассниками, учить умению принимать решения в конкретной жизненной ситуации.
- Освоить основы безопасного пользования Интернет - сетями.
Оборудование: презентация, памятки для учащихся, смайлики для игры «Светофор».
Участники: ученики 6 класса.
Ход классного часа
Слайд 1.
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
вы наполняете его.
Н.Заболоцкий.
Учитель: Ребята, а начнем мы классный час с загадки. Отгадайте ее.
Слайд 2.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться, иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж, (Интернет)
Слайд 3.
Разговор у нас пойдёт о безопасном Интернете. И начать классный час я хочу с небольшого опроса.
Вопросы ребятам:
Поднимите руки те, кто хоть раз заходил в Интернет?
Поднимите руки те, кто зарегистрирован в социальных сетях?
3.Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?
4.Нравится ли вам находиться в Интернете?
5.С какой целью вы заходите в Интернет?
Слайд 4.
Историческая справка. «Что такое Интернет?»
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК.
В 1969 г. началось соединение компьютеров университетских и научных центров в единую сеть (APRONET). К 1983 г. был разработан
и внедрён Интернет в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
1971 – Рей Томлинсон разрабатывает первую программу для работы с электронной почтой – рождается e-mail (самый популярный ресурс сети Интернет, с которого практически все и началось).
Через год в почтовом адресе появляется классическая "собака" (@) .
1992 - в сети появляется миллионный сервер. К Интернету подключается Всемирный Банк. Интернет становится Всемирной паутиной.
Слайд 5.
Когда Интернет появился в России? Обычно историю зарождения русскоязычной части Интернета (Рунета) описывают следующими основными вехами:
22 августа 1990 года – научная сеть Института атомной энергии и ИПК Минавтопрома впервые подключилась к Интернету, поэтому этот день считается днем зарождения русского Интернета.
19 сентября 1990 года – первый домен Советского Союза .su был зарегистрирован в международной базе данных.
7 апреля 1994 года - первый домен Российской Федерации .ru был зарегистрирован в международной базе данных.
Официально в России день Интернета отмечается 30 сентября.
Слайд 6.
Люди узнали об Интернете
и быстро попали в крепкие сети.
в сети попали - выхода нет,
помощник и друг нам теперь Интернет!
Всё, что сегодня хотите узнать,
письма в далёкие страны послать,
с миром связаться, от мира уйти -
Всё в Интернете можно найти!
Дети по сети в игрушки играют,
взрослые редкие книги читают,
можешь ты здесь и диплом получить,
фильм посмотреть, и продать, и купить...
всё в Интернете сегодня возможно,
всё упростилось, бывшее сложным.
И нет границ, и пространств как бы нет.
Эти проблемы решил Интернет!
Упражнение Спина к спине.
В парах вы должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече сегодняшним вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу глядя в глаза.
Обсуждение. Что вы испытали, когда сидели спиной друг другу? А когда вы сидели лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться? Как вам было легче общаться, видя друг друга или нет? А как еще можно договориться о встрече? А как можно обсудить и поделиться информацией, если реальная встреча невозможна? (через интернет)
К сожалению, интернет может быть не только другом, но и обернуться большой бедой, большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И мы сегодня ответим на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в Интернете?» и «Как их избежать?»
Учитель: Ребята, а как вы думаете, Интернет это хорошо, он не предоставляет опасности, или плохо, Интернет бывает опасен?
Даю задание по рядам: одна команда - приводит доводы, что Интернет – это хорошо, а другая, что Интернет – это плохо.
Слайд 9.
Достоинства и недостатки Интернет-сети.
Работа в группах
Ребята выполняют задание.
+ _---
В сети интернет можно играть в онлайн – игры, это интересно.
При помощи сети интернет можно общаться со сверстниками, друзьями, которые на данный момент находятся далеко от нас .
В сети интернет возможно продемонстрировать свою индивидуальность, свое хобби, свой талант.
Интернет дает нам возможность быстрого доступа к информации
Еще одна из возможностей сети интернет - возможность дистанционного обучения
1. Нагрузка на зрение 2. Стесненная поза
3. Излучение, исходящее от компьютера
4. Воздействие на психику
5. Вызывает агрессию
6. Сужение круга интересов
7. Уход от реальности
8. Трата денег
Занимательные задания по информационной безопасности
Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы, как бы вы поступили, если бы оказались в одной из следующих ситуаций.
Слайд 11.
Ситуация 1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями. Неожиданно от незнакомого тебе человека приходит сообщение: «Привет, у тебя отличные фото! Только у меня все равно круче! Жми скорее сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует поступить в данной ситуации?
Слайд 12.
Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт , который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?
Слайд 13.
Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими будут твои действия? Почему?
Слайд 14.
Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей. Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?
Проанализировать полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, оказать ему помощь и посоветовать как поступить правильно.
Слайд 15.
ИГРА «СВЕТОФОР»
В сети Интернет должны применяться правила «движения», выполнение которых позволит избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Каждому участнику раздаются карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясняю, что красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный – положительный, желтый – спрошу совета взрослых. Задаю участникам вопросы или предлагаю оценить утверждения, используя карточки. Участник, набравший максимальное количество правильных ответов становится инспектором информационной безопасности.
Слайд 16.
Варианты вопросов и утверждений:
Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с друзьями? (Да)
Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть фотографии, картинки? (Нет)
Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру, посмотреть видеоролик)? (Да)
Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)
Учитель: В заключение хочется сказать: во всех школах проходят уроки медиа-безопасности.
- Что значит слово «безопасность»? (ответы детей).
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.
- Что вы понимаете под угрозой? (ответы детей).
Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.
Ребята, если вдруг, вы почувствовали угрозу или стало страшно
обратитесь за помощью к взрослым или на линию помощи всероссийского детского телефона доверия 8-800-2500015).
Слайд 18.
Хотелось бы предложить вам полезные сайты
Интернет-урок
Национальная электронная библиотека
Школьные знания
Школьный помощник
Грамота.ру
Так просто
Детская онлайн-библиотека
Слайд 19.
Возвращаемся к эпиграфу:
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
вы наполняете его.
Н.Заболоцкий.
- Как вы понимаете слова поэта?
- Чем же можно заполнить свое свободное время? (посещение кружков, секций и т.д.)
Слайд 20.
Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа (рефлексия)
Я узнал..,
Я понял…
Учитель: А на память об этом классном часе я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете.
Слайд 21.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна. Станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас!
Памятка по безопасному поведению в Интернете Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ты должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете: • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. • Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям. • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям. ПОМНИ: если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете; если тебе делают неприличные предложения в Интернете; если ты стал жертвой сетевых мошенников; Если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет или мобильной связью, ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН», Тебя выслушают и помогут. Телефон: 8-800-25-000-15 (Звонок по России бесплатный, по рабочим дням С 9-00 до 18-00 (время московское) | Памятка по безопасному поведению в Интернете Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ты должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете: • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. • Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям. • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям. ПОМНИ: если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете; если тебе делают неприличные предложения в Интернете; если ты стал жертвой сетевых мошенников; Если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет или мобильной связью, ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН», Тебя выслушают и помогут. Телефон: 8-800-25-000-15 (Звонок по России бесплатный, по рабочим дням С 9-00 до 18-00 (время московское) |
Классный руководитель.
Я предлагаю рассмотреть несколько ситуаций о некоторых семьях, об их
отношении к компьютеру и к сети.
1. Родители несовершеннолетнего Виктора говорят, что постоянно проводят
беседы с сыном о том, как нужно вести себя в интернете, на какие сайты
можно заходить, на какие нельзя и т.д. «Компьютер у сына давно, еще лет с
семи, а вот к интернету подключили, недавно. Кроме того, мы стараемся ограничить время работы за
компьютером, чтобы ребенок не был от него зависим. И Виктор относится к
этому нормально».
Родители Виктора сделали достаточно для того, чтобы уберечь своего
ребенка? (Ответы учащихся.)
2. Александру, по его словам, родители ничего не рассказывали, так как и
компьютер, и интернет у него уже давно. Он самостоятельно овладел
культурой пользования всемирной паутиной. Родители Александра знают,
что он общается в интернете только с теми, кого знает лично. Такую
информацию, как телефон, домашний адрес, не пишет — это опасно.
Правильно ли делают родители Александра, не объясняя ему о влиянии
сети?
(Ответы учащихся)
3. Мама семилетнего Кирилла взвешенно относится к пользованию
компьютером и интернетом своим сыном. Она пытается как можно больше
отлучать его от компьютера, потому что чрезмерное увлечение им имело
печальные последствия в их отношениях. Безопасный интернет для нее —
тот интернет, который иногда контролирует кто-то из взрослых в их семье,
кто имеет представление о настройках.
(Ответы учащихся)
4. Отец восьмилетней Насти считает, что дети бесконтрольно пользуются
интернетом там, где родители безответственно относятся к своим потомкам,
мотивируя свой эгоизм занятостью на работе. Его дочь еще не пользуется
интернетом, но телевизор, в принципе, не менее небезопасен, так он
запрещает часто и долго смотреть мультфильмы. Он считает, что
современное поколение несдержанное, им хочется всего и сразу — это
неправильно. «Мы были счастливее, хотя не имели ни мобильных, ни
компьютеров — мы больше общались в реальной жизни, а не в
виртуальной».
(Ответы учащихся)
Классный руководитель.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности
сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным
пространством ,что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за
компьютером много часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у
таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают
схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим
расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще
сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от
этого явления. Можно определить интернет-зависимость как нехимическую
зависимость— навязчивую потребность в использовании Интернета,
сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований,
интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. Психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых
4—6%
Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-
зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в
Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют
отсрочку от армии.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной
паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам—
большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах,
избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость— навязчивое увлечение компьютерными играми по
сети.
4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры,
ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в
интернет-аукционах.
5. Киберсексуальная зависимость— навязчивое влечение к посещению
порносайтов и занятию киберсексом.
приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни,
общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как
рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Сравнение интернета с наркотиком многим кажется абсурдным. Но в
последнее время мы все чаще слышим в разговорах, что кто-то постоянно
играет в on-line- игры, сидит « Вконтакте» или «Одноклассниках».
Понять, страдаете ли вы интернет-зависимостью, поможет тест.
Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои
ответы на каждый из вопросов по следующей шкале: Никогда или крайне
редко-1 балл. Иногда — 2 балла. Регулярно — 3 балла. Часто — 4 балла.
Всегда — 5 баллов.
Часто ли вы: 1. Замечаете, что проводите в on-line больше
времени, чем планировали?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы
подольше побыть в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с
партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в
on-line ?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются
количеством времени, проведенного вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более
необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?
10.Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об
интернете?
11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?
12.Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13.Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-топытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line ? 16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?
17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в online?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?
19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?
20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в online ?
Подсчитайте результаты. 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь
интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете
контролировать себя. 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы,
связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на
них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в
вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.
Классный руководитель.
Итак: интернет — это угроза или помощь? У нас нет задачи выявить, вы
мудрый пользователь интернета, или у вас некоторые проблемы, связанные с
вашим чрезмерным увлечением. Это вы сможете сделать сами. Возможно,
через некоторое время.
Эксперты считают, что социальные сети являются эффективным способомкоммуникации и самовыражения для подростков и молодых людей. Крометого, они дают возможность найти свои увлечения, единомышленников и скорость к распространению информации.