2. Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя. Перед изучением нового материала, который касается падежных окончаний имен существительных, уместным будет повторить то, что стало предметом нашего внимания на прошлом занятии. Как вы помните, мы говорили о непостоянных признаках имен существительных, то есть о падежных и числовых значениях этих слов. Давайте вспомним все, что вы об этом знаете. Тем более что эти знания нам сегодня пригодятся при изучении новой темы. Метод: диктант Прием: выборочный диктант Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Ребята, сейчас я проведу у вас выборочный диктант. Ваша задача – первый ряд выписывает на листочек только те сущ, которые имеют две формы числа, второй ряд – сущ., которые имеют форму только мн.ч., третий ряд – сущ., которые имеют форму только ед.ч. Далее мы проверим устно с вами, что у вас получилось. Языковой материал: корабль, ножницы, белье, беднота, молоко, шорты, конверт, книга, конфеты, чай, сливки, дружба, горе, альбом, грабли. Организация проверки Ведущее слово учителя А теперь давайте проверим то, что у вас получилось Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя А теперь нужно каждому ряду составить с тремя словами из всех выписанных слов три предложения, определив падеж используемых в них существительных. Оценочное слово учителя Молодцы, ребята! Ведущее слово учителя Собираем листочки на проверку. А теперь обобщим все, что вы вспомнили, устно. Прием: репродуктивная беседа 1. Какие морфологические признаки есть у имени существительного? 2. Какие из них относятся к постоянным, а какие – к непостоянным? 3. С помощью какой морфемы определяется значение числа и падежа имён существительных? 4. О каких группах слов по значению числа вы узнали на прошлом занятии? Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Молодцы, ребята! Все верно! Морфологических признаков у существительного много. К постоянным признакам относятся категории рода и склонения, их существительное изменить не может, а также категории отнесенности сущ. к одушевленному или неодушевленному, собственному или нарицательному. К непостоянным признакам имен существительных относятся категории падежа и числа. Их значение можно определить по окончанию. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Образец выполнения задания Слушание: глобальное, оценочное, рефлексивное. Образец записи: Две формы числа | Мн.ч | Ед.ч | Корабль Конверт Книга Конфеты Альбом | Ножницы Белье Шорты Сливки Грабли | Беднота Молоко Чай Дружба Горе | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы учеников 1. К морфологическим признакам имен существительных относятся род, падеж, число и др. 2. К постоянным морфологическим признакам имени существительного относятся: род, склонение, категории собст/нариц., одушев/неодушевлен. К непостоянным – падеж и число. 3. Значение падежа и числа имени сущ. можно определить по окончанию. 4. О группах, которые имеют две формы числа, или имеют форму только мн.ч., и которые имеют форму только ед.ч. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. | |
3.Объяснение нового материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, вводное слова учителя. Итак, ребята, а теперь переходим к изучению новой темы. Сказав о том, что существительные изменяются по падежам, мы подразумеваем их изменения, которые происходят в окончаниях. Однако не всегда мы точно знаем, какую гласную писать в окончании в безударном положении, особенно если это касается род., дат. или пр. падежей. Может, слово о писателЕ, а может, о писателИ. Так вот, чтобы никогда уже не путаться, обращаемся к нашей теме. Для этого вначале, просклоняем следующие слова: ветка, окно, знамя, демонстрация, планетарий, известие, мышь. Первый ряд склоняет слова ветка и окно, второй - знамя и демонстрация, третий – планетарий и известие. У доски слово «мышь» идет склонять Вадим. Метод : слово учителя, беседа Прием: ведущее слово учителя Вы просклоняли существительные и понаблюдали в них за окончаниями, которые могут встретиться. 1. В каких падежах у вас встретилось окончание –е? а в каких –и? 2.Понаблюдайте, в каких падежах пишется окончание –и? 3.В каких падежных случаях, пишется окончание –е? Оценочное слово: Спасибо, совершенно верно Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят девятой, внимательно посмотрите на схему, представленную на ней. Проанализируйте её. Какие выводы вы можете сделать? Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Итак, ребята! Делаем выводы: окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образец записи в тетради: Ветка Им.п. ветка Р.п. ветки Д.п. ветке В.п. ветку Тв.п. веткой Пр.п. о ветке Окно Им.п. окно Р.п. окна Д.п. окну В.п. окно Тв.п. окном Пр.п. об окне Знамя Им.п. знамя Р.п. знамени Д.п. знамени В.п. знамя Тв.п. знаменем Пр.п. о знамени Демонстрация Им.п. демонстрация Р.п. демонстрации Д.п. демонстрации В.п. демонстрацию Тв.п. демонстрацией Пр.п. о демонстрации Планетарий Им.п. планетарий Р.п. планетария Д.п. планетарию В.п. планетарий Тв.п. планетарием Пр.п. о планетарии Известие Им.п. известие Р.п. известия Д.п. известию В.п. известие Тв.п. известием Пр.п. об известии Мышь Им.п. мышь Р.п. мыши Д.п. мыши В.п. мышь Тв.п. мышью Пр.п. о мыши Устные ответы учеников: 1.В родительном, дательном и предложном падежах встретились окончания –и и –е. 2.У существительных 1-го склонения в родительном падеже; у 3-го склонения, у слов на –мя и –ия – в родительном, дательном и предложном падежах; у слов на –ий, -ие – в предложном падеже. 3.У существительных 1-го склонения в дательном, предложном падежах; у существительных 2-го склонения – в родительном, дательном и предложном падежах. Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Устные ответы учеников: Окончание –и пишется в существительных единственного числа: 1скл в род.п (у ветки) З скл. в род.п., дат.п., пр.п (о молодёжи) На –мя в род.п.. дат.п., пр.п. (на знамени)ю На –ий, -ие,-ия в род.п.. дат.п., пр.п. (в планетарии). В остальных падежных формах пишется окончание –е. Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. | |
4. Закрепление изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя А сейчас закрепим изученный материал и попытаемся запомнить особенности написания –и, -Е в окончаниях существительных. Это позволит нам стать более грамотными и писать правильно. Сейчас, для того чтобы потренироваться в определении окончания –е, -и в СКЛОНЕНИИ имен существительных выполним упражнение 574-е устно. Здесь вам необходимо объяснить правописание окончаний, указывая склонение и падеж существительных. Начинаем…. Прием: устное комментирование языкового материала. Языковой материал: Важно для матери , положить на сиденье, учитывать при варении, положить в варенье, научиться в армии, лежать в постели, стоять в инее, изображен на знамени. Метод: слово учителя Прием: оценочное слово Молодцы, у вас неплохо получается. Вы устно потренировались в комментарии окончаний существительных в разных падежах, а теперь перейдем к письменным работам. Метод: комментированное письмо Прием: ведущее + инструктирующее: Выполняем упражнение 575-ое. Здесь вам необходимо вставить пропущенные окончания и также объяснить, почему в них пишется –е или – и. Не забывайте указывать склонение и падеж существительных. Работаем по цепочке, каждый по слову. Юля, начинай… Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Итак, ребята, вы закрепили полученные знания на практике и, надеюсь, научились правильному написанию безударных гласных в –е, -и в окончаниях имен существительных. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образцы ответов: Важно для матери - в окончании пишем –и, т.к сущ-ое относится к 3 скл., р.п Положить на сиденье – в окончании пишем –е, т.к 2 скл., вин.п. Учитывать при варении – в окончании пишем и, т.к слово заканч-ся на –ие и стоит в пред.п, Положить в варенье - в окончании пишем –е, т.к 2 скл, вин.п. Научиться в армии – в окончании пишем –и, т.к оканчивается на –ия и стоит в пр.п. Лежать в постели – пишем –и, т.к 3 склонение, пред.п. Стоять в инее – в окончании пишем – е, т.к 2 склонение, пред.п. Изображен на знамени – в окончании пишем –и, так как оканчивается на –мя и стоит в пред.п. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образец ответа и записи в тетради: В дороге (1 склонение, пред.п.) По дорожке (1 склонение, дат.п.) По аллее (1 склонение, дат.п.) Для дочери (3 склонение, р.п) Около пустыни (1 склонение, род.п.) Об аварии (на –ия, пр.п) О герое (2 склонение, пр.п) В гербарии (на –ий, пр.п) Об имени (на –мя, пр.п) В имени (на –мя, пр.п) В имение (2 склонение, в.п) На зеркальце (2 склонение, пр.п) На здании (на –ие, пр.п) На заседании (ни –ие, пр.п) В стремени (на –мя, пр.п) По программе (1 склонение, дат.п.) О трагедии (на –ия, пр.п) От ступени (3 склонение, род.п) На территории (на –ия, пр.п) В России (на –ия, пр.п) На ели (3 склонение, пр.п) На ёлке (1 склонение, пред.п.) В сельди (3 склонение, пр.п) В селедке (1 склонение, пред.п.) На экзамене (2 склонение, пр.п) На семени (на –мя, пр.п) В биографии (на –ия, пр.п) К живописи (3 склонени, дат.п) Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное | |
6. Обобщение изученного материала | Метод: беседа Прием: обобщающая беседа Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня на занятии мы учились не бояться безударных гласных в падежных окончаниях существительных. Напоследок вспомним, как будем действовать, если у существительного безударное окончание. Кто подведет итоги? Оценочное, заключительное слово учителя Совершенно верно! Окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е. Всем спасибо за работу! Урок окончен. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образец ответа: Окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е. | |