СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные гласные е, и в именах существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение школьников правильно определятьпадежные окончания у существительных.

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные е, и в именах существительных»


Конспект урока


Предмет: русский язык, школа 49, класс 5 «А»

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Нестерова Виктория Валерьевна

Программа, по которой работал учитель: «Русский язык. Учебник для 5 класса.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Безударные гласные –е , –и в именах существительных.

Цель урока: усовершенствовать орфографические умения школьников в правильном определении падежных окончаний у имён существительных.

Задачи урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания учеников о склонении имен существительных;

  • формировать умение различать и проверять безударные окончания существительных в Род., Дат. и Пр. падежах.

Развивающие:

  • Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

  • Развивать логическое мышление школьников при работе с разными группами слов.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к одноклассникам в процессе организации слушания устного ответа по предмету товарища.

  • Формировать интерес к изучению русского языка через использование занимательного материала, мотивацию на практическое использование изученных сведений.


Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.


Библиографический список:

Русский язык: учебник для 5 класса / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова;

Русский язык: учебник для 5 класса / под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее, вводное слова учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте ваши тетради, запишите в них дату, вид работы и тему нашего урока «Безударные гласные –е , –и в именах существительных». Цель урока - усовершенствовать орфографические умения школьников в правильном определении падежных окончаний у имён существительных.

Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное, информативное.

Образец записи в тетради:

Четвертое марта.

Классная работа.

Безударные гласные –е , –и в именах существительных.


2. Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Перед изучением нового материала, который касается падежных окончаний имен существительных, уместным будет повторить то, что стало предметом нашего внимания на прошлом занятии. Как вы помните, мы говорили о непостоянных признаках имен существительных, то есть о падежных и числовых значениях этих слов. Давайте вспомним все, что вы об этом знаете. Тем более что эти знания нам сегодня пригодятся при изучении новой темы.

Метод: диктант

Прием: выборочный диктант

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Ребята, сейчас я проведу у вас выборочный диктант. Ваша задача – первый ряд выписывает на листочек

только те сущ, которые имеют две формы числа, второй ряд – сущ., которые имеют форму только мн.ч., третий ряд – сущ., которые имеют форму только ед.ч. Далее мы проверим устно с вами, что у вас получилось.

Языковой материал: корабль, ножницы, белье, беднота, молоко, шорты, конверт, книга, конфеты, чай, сливки, дружба, горе, альбом, грабли.




Организация проверки

Ведущее слово учителя

А теперь давайте проверим то, что у вас получилось


Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

А теперь нужно каждому ряду составить с тремя словами из всех выписанных слов три предложения, определив падеж используемых в них существительных.

Оценочное слово учителя

Молодцы, ребята!

Ведущее слово учителя

Собираем листочки на проверку. А теперь обобщим все, что вы вспомнили, устно.

Прием: репродуктивная беседа

1. Какие морфологические признаки есть у имени существительного?

2. Какие из них относятся к постоянным, а какие – к непостоянным?

3. С помощью какой морфемы определяется значение числа и падежа имён существительных?

4. О каких группах слов по значению числа вы узнали на прошлом занятии?

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Молодцы, ребята! Все верно! Морфологических признаков у существительного много. К постоянным признакам относятся категории рода и склонения, их существительное изменить не может, а также категории отнесенности сущ. к одушевленному или неодушевленному, собственному или нарицательному. К непостоянным признакам имен существительных относятся категории падежа и числа. Их значение можно определить по окончанию.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.











Образец выполнения задания








Слушание: глобальное, оценочное, рефлексивное.









Образец записи:

Две формы числа

Мн.ч

Ед.ч

Корабль

Конверт

Книга

Конфеты

Альбом




Ножницы

Белье

Шорты

Сливки

Грабли




Беднота

Молоко

Чай

Дружба

Горе





Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.









Устные ответы учеников

1. К морфологическим признакам имен существительных относятся род, падеж, число и др.

2. К постоянным морфологическим признакам имени существительного относятся: род, склонение, категории собст/нариц., одушев/неодушевлен. К непостоянным – падеж и число.

3. Значение падежа и числа имени сущ. можно определить по окончанию.

4. О группах, которые имеют две формы числа, или имеют форму только мн.ч., и которые имеют форму только ед.ч.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.



3.Объяснение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, вводное слова учителя.

Итак, ребята, а теперь переходим к изучению новой темы. Сказав о том, что существительные изменяются по падежам, мы подразумеваем их изменения, которые происходят в окончаниях. Однако не всегда мы точно знаем, какую гласную писать в окончании в безударном положении, особенно если это касается род., дат. или пр. падежей. Может, слово о писателЕ, а может, о писателИ. Так вот, чтобы никогда уже не путаться, обращаемся к нашей теме. Для этого вначале, просклоняем следующие слова: ветка, окно, знамя, демонстрация, планетарий, известие, мышь. Первый ряд склоняет слова ветка и окно, второй - знамя и демонстрация, третий – планетарий и известие. У доски слово «мышь» идет склонять Вадим.

































Метод : слово учителя, беседа

Прием: ведущее слово учителя

Вы просклоняли существительные и понаблюдали в них за окончаниями, которые могут встретиться.

1. В каких падежах у вас встретилось окончание –е? а в каких –и?

2.Понаблюдайте, в каких падежах пишется окончание –и?

3.В каких падежных случаях, пишется окончание –е?


Оценочное слово:

Спасибо, совершенно верно


Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово

Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят девятой, внимательно посмотрите на схему, представленную на ней. Проанализируйте её. Какие выводы вы можете сделать?
















Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Итак, ребята! Делаем выводы: окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное



Образец записи в тетради:

Ветка

Им.п. ветка

Р.п. ветки

Д.п. ветке

В.п. ветку

Тв.п. веткой

Пр.п. о ветке

Окно

Им.п. окно

Р.п. окна

Д.п. окну

В.п. окно

Тв.п. окном

Пр.п. об окне

Знамя

Им.п. знамя

Р.п. знамени

Д.п. знамени

В.п. знамя

Тв.п. знаменем

Пр.п. о знамени

Демонстрация

Им.п. демонстрация

Р.п. демонстрации

Д.п. демонстрации

В.п. демонстрацию

Тв.п. демонстрацией

Пр.п. о демонстрации

Планетарий

Им.п. планетарий

Р.п. планетария

Д.п. планетарию

В.п. планетарий

Тв.п. планетарием

Пр.п. о планетарии

Известие

Им.п. известие

Р.п. известия

Д.п. известию

В.п. известие

Тв.п. известием

Пр.п. об известии

Мышь

Им.п. мышь

Р.п. мыши

Д.п. мыши

В.п. мышь

Тв.п. мышью

Пр.п. о мыши







Устные ответы учеников:

1.В родительном, дательном и предложном падежах встретились окончания –и и –е.

2.У существительных 1-го склонения в родительном падеже; у 3-го склонения, у слов на –мя и –ия – в родительном, дательном и предложном падежах; у слов на –ий, -ие – в предложном падеже.

3.У существительных 1-го склонения в дательном, предложном падежах; у существительных 2-го склонения – в родительном, дательном и предложном падежах.




Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.

Устные ответы учеников:

Окончание –и пишется в существительных единственного числа:

  • 1скл в род.п (у ветки)

  • З скл. в род.п., дат.п., пр.п (о молодёжи)

  • На –мя в род.п.. дат.п., пр.п. (на знамени)ю

  • На –ий, -ие,-ия в род.п.. дат.п., пр.п. (в планетарии).

В остальных падежных формах пишется окончание –е.










Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное.


4. Закрепление изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас закрепим изученный материал и попытаемся запомнить особенности написания –и, -Е в окончаниях существительных. Это позволит нам стать более грамотными и писать правильно.

Сейчас, для того чтобы потренироваться в определении окончания –е, -и в СКЛОНЕНИИ имен существительных выполним упражнение 574-е устно. Здесь вам необходимо объяснить правописание окончаний, указывая склонение и падеж существительных. Начинаем….


Прием: устное комментирование языкового материала.

Языковой материал:

Важно для матери , положить на сиденье, учитывать при варении, положить в варенье, научиться в армии, лежать в постели, стоять в инее, изображен на знамени.




Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово

Молодцы, у вас неплохо получается. Вы устно потренировались в комментарии окончаний существительных в разных падежах, а теперь перейдем к письменным работам.









Метод: комментированное письмо

Прием: ведущее + инструктирующее:

Выполняем упражнение 575-ое. Здесь вам необходимо вставить пропущенные окончания и также объяснить, почему в них пишется –е или – и. Не забывайте указывать склонение и падеж существительных. Работаем по цепочке, каждый по слову. Юля, начинай…
























Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Итак, ребята, вы закрепили полученные знания на практике и, надеюсь, научились правильному написанию безударных гласных в –е, -и в окончаниях имен существительных.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное








Образцы ответов:

Важно для матери - в окончании пишем –и, т.к сущ-ое относится к 3 скл., р.п

Положить на сиденье – в окончании пишем –е, т.к 2 скл., вин.п.

Учитывать при варении – в окончании пишем и, т.к слово заканч-ся на –ие и стоит в пред.п,

Положить в варенье - в окончании пишем –е, т.к 2 скл, вин.п.

Научиться в армии – в окончании пишем –и, т.к оканчивается на –ия и стоит в пр.п.

Лежать в постели – пишем –и, т.к 3 склонение, пред.п.

Стоять в инее – в окончании пишем – е, т.к 2 склонение, пред.п.

Изображен на знамени – в окончании пишем –и, так как оканчивается на –мя и стоит в пред.п.


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное















Образец ответа и записи в тетради:

В дороге (1 склонение, пред.п.)

По дорожке (1 склонение, дат.п.)

По аллее (1 склонение, дат.п.)

Для дочери (3 склонение, р.п)

Около пустыни (1 склонение, род.п.)

Об аварии (на –ия, пр.п)

О герое (2 склонение, пр.п)

В гербарии (на –ий, пр.п)

Об имени (на –мя, пр.п)

В имени (на –мя, пр.п)

В имение (2 склонение, в.п)

На зеркальце (2 склонение, пр.п)

На здании (на –ие, пр.п)

На заседании (ни –ие, пр.п)

В стремени (на –мя, пр.п)

По программе (1 склонение, дат.п.)

О трагедии (на –ия, пр.п)

От ступени (3 склонение, род.п)

На территории (на –ия, пр.п)

В России (на –ия, пр.п)

На ели (3 склонение, пр.п)

На ёлке (1 склонение, пред.п.)

В сельди (3 склонение, пр.п)

В селедке (1 склонение, пред.п.)

На экзамене (2 склонение, пр.п)

На семени (на –мя, пр.п)

В биографии (на –ия, пр.п)

К живописи (3 склонени, дат.п)


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


5. Домашнее задание.

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас запишем домашнее задание: упражнение 576 на странице80-ой. Вам нужно будет списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначить окончания –е, -и в именах существительных . Также вам необходимо озаглавить текст и определить тип речи данного текста. Кому не понятно?

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное



6. Обобщение изученного материала

Метод: беседа

Прием: обобщающая беседа

Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня на занятии мы учились не бояться безударных гласных в падежных окончаниях существительных.

Напоследок вспомним, как будем действовать, если у существительного безударное окончание. Кто подведет итоги?

Оценочное, заключительное слово учителя

Совершенно верно! Окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е.

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное




Образец ответа:

Окончание –и пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения; в словах на –мя и на –ий, -ие, -ия. Во всех остальных случаях пишется окончание –е.