СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безударные падежные окончания имен существительных в творительном падеже.»

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Ход урока .

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

3. Словарная работа.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

- Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним? ( Псевдоним это вымышленное имя , которое иногда принимают писатели , артисты.)

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа ,творить.

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

-Что такое синонимы? (Показываю словарь синонимов)

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.( Рассказывает ученик)

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?( Задаю вопрос)

-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.( Магомед)

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

- Прочитайте словосочетания. (Записаны на доске)


Закрыло туч… Тянуло ветр… Спрятался под ель…


- В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п. показывают карточки)



– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”)

- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

- Что мы уже знаем о творительном падеже ?

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-

-Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

- Каким членом предложения является? (второстепенным)


- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.


-Послушайте сказку


- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».


- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)



1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.



1 скл. 2 скл. 3 скл.

-ой -ом -ю

-ей -ем

3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)

- Вставим окончания в словосочетания.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)



4)Физминутка.

- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье


5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.


-Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.

Пришла (с чем?) с (метель)

Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

6)Упр.221 стр.118(самостоятельно)

8. Рефлексия.

Слайд 9

- Какую задачу мы ставили перед собой?

- Что же мы узнали на уроке?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.


10. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения, упр. 213


Дифференцированная работа ( по карточкам )



1.Карточка ( уровень повышенной сложности)

-Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).





2.Карточка (базовый уровень)

-Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Чертеж...м, снег...м, пляж..м, сугроб...м, грач...м, страниц…й, медвед…м, мороз...м, пловц...м, гостинц...м.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!