СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило  при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .»

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: презентация.

Ход урока .

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

-Что такое антонимы?

-К словам подберите антонимы.

плохой- Слайд 1



трусливый-

толстый-

горячий-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова .

– Назовите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций . Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

- Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним?

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа ,творить.

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

-Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу



- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

- Прочитайте словосочетания.


Закрыло туч…Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…


- В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)



– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний. Слайд 6.

- Что мы уже знаем о творительном падеже ?

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-

-Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

- Каким членом предложения является? (второстепенным)


- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.


-Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7


- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».


- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)



1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.



1 скл. 2 скл. 3 скл.

-ой -ом -ю

-ей -ем

3)- Так какие окончания вставим в словосочетания.( клон сл переделать)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)


Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9

4)Физминутка.

- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье


5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.


Игра “Где искать?” Слайд 10

Работа в группах.
(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)
Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ. 
– Под чем искать желуди? (Под дубом.)
– Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)
– Под чем искать дом? (Под крышей.)
– Под чем искать волосы? (Под шапкой.)

- Под чем искать клад ?

- Под чем искать подберёзовики?


– Выделить окончание, определить склонение, падеж. 
(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)


-Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

Взаимопроверка.

8. Рефлексия. Слайд 12



- Какую задачу мы ставили перед собой?

- Что же мы узнали на уроке?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.

- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

( Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)

- Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?

- Сколько падежей в русском языке?

- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.



Инсценирование стихотворения

Спросили Лежебокина:

1 ученик:

А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить,
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:

2 ученик:

В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые,
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный,
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более,
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь,
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный,
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.

1 ученик:

Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые,
Придумать имена?

2 ученик:

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?


Оценки.


10. Домашнее задание. Слайд 13.

Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!