СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений, также направлен на отработку умения расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»

6


Конспект занятия по русскому языку.


Тема: «Сложные предложения с бессоюзной связью, особенности интонации и пунктуации, особенности использования».


Цели занятия:

методическая - отработка технологии сотрудничества;


дидактическая - повторение особенностей бессоюзных предложений;

- развитие умения редактировать тексты,

создавать свои собственные высказывания;


развивающая - развитие творческой деятельности учащихся;

- содействие развитию способностей анализировать и

синтезировать;

- приобщение к самостоятельному решению учебных задач,

творческой деятельности;


воспитательная - формирование коммуникативной культуры;

- развитие любви к родному языку.



Оборудование занятия:

- ноутбук;

- медиапроектор;

- раздаточный материал (карточки);

- доска.


Ученик должен

знать:

- понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП);

- интонационные и пунктуационные особенности БСП;

- особенности использования в речи БСП;


уметь:

- различать и расставлять знаки препинания в предложениях с бессоюзной связью.


Цели (для курсантов).

Повторить:

- понятие бессоюзного сложного предложения (БСП), особенности интонации;

- тире и двоеточие в БСП;

- запятая и точка с запятой в БСП;

- особенности использования в речи БСП.

Ход занятия.

1. Организация занятия

1.1 Приветствие курсантов

1.2 Проверка их явки и готовности аудитории к занятию

1.3 Погружение

Создание соответствующего эмоционального настроя учащихся.

ЗЗЗ: Представьте себе такую картину.

Плывут, бегут смутные силуэты холмов и кустарников; с мгновенным глухим рокотом проносятся под колёсами чугунные мостики; в далёких, чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек.

И. Бунин

(предложение написано на обороте доски без знаков препинания)

ЗЗЗ: Что вы увидели? ( Вечер, еду мимо холмов и кустарников, по чугунным мостикам, где-то вдали мелькают огоньки домов)

ЗЗЗ: 1) Спишите предложение. Расставьте знаки препинания.

2) Кто желает расставит знаки препинания на доске?

2. Сообщение темы и постановка цели

ЗЗЗ: Как вы поняли, какова же будет тема нашего занятия? (запишем). А цели?

3. Мотивация учебной деятельности курсантов

Постановка проблемного вопроса:

Подумайте, можно ли входящие в состав этого предложения части разделить «;» ? Почему? (В конце занятия проверим себя и, м.б., попробуем ответить на этот вопрос более аргументировано)

4. Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса

Итак, сегодня мы повторим сложные предложения с бессоюзной связью, особенности интонации и пунктуации, особенности использования.

ЗАЧЕМ? (ответим на проблемный вопрос)

ЗЗЗ: Что такое БСП? (запись в тетрадь предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей)

5. Повторение и обобщение изученного.

5.1. Работа по группам.

Известно, что при пунктуационном оформлении БСП наибольшие трудности вызывает выбор таких пунктуационных знаков как «:» и «-». Овладеть этими знаками препинания достаточно легко, если:

1) осознать зависимость выбора знака препинания от смысловых отношений между частями БСП;

2) знать перечень синтаксических значений, при которых ставится тире (противопоставление, уступка, условие, следствие) и двоеточие (причина, пояснение, дополнение, прямой вопрос);

3) овладеть приёмом проверки выбранного знака, а именно: заменой БСП синонимическими конструкциями с соответствующими союзами.

(запись в тетрадь Для того чтобы проверить выбранный знак препинания (двоеточие или тире), необходимо заменить БСП синонимическими конструкциями (СПП) с соответствующими союзами (следовательно, поэтому «-» , потому что, т.к. «:» )

Какой знак препинания вы поставите в предложении: Лил дождь – я не пошёл гулять? Почему?

Автоматизировать пунктуационный навык и сделать его более гибким поможет такое конструктивное упражнение.

Работаем по группам. Каждый член группы отвечает за друг за друга. Я могу спросить любого члена группы.

ЗЗЗ: 1. Составьте БСП, соединяя попарно данные простые предложения. Прочитайте, что у вас получится.

СТОИТ ЖАРА – (так что) - ВСЕ КРАСКИ В ПРИРОДЕ ПОБЛЕКЛИ. СОЛНЦЕ СИЛЬНО ПАЛИТ – (значит) - ДЕНЬ БУДЕТ ЖАРКИЙ.. К ПОЛУДНЮ НА ГОРИЗОНТЕ ПОЯВИЛИСЬ ТУЧИ – (значит) - К ВЕЧЕРУ, ПО- ВИДИМОМУ, СОБЕРЕТСЯ ГРОЗА. ВСЕ ОЖИЛО И ЗАСМЕЯЛОСЬ : (потому что) :ДОЖДИК ПРОШЕЛ ПО САДОВОЙ ДОРОЖКЕ.

2. Какие знаки препинания вы поставили в БСП? Аргументируйте свой выбор, используя приём синонимической замены БСП соответствующими СПП.

3. Поменяйте местами простые предложения в составе БСП. Изменилось ли значение БСП и знаки препинания между частями? Почему?

4. Что общего между составленными вами предложениями? (структура, содержание)

5. Можно ли назвать получившийся у вас отрывок текстом? Почему? Можно ли из данных предложений сконструировать текст? Какие предпосылки для этого у вас имеются?

6. Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. Оцените полученный текст с точки зрения его выразительности.

(запись в тетрадь Текст, построенный целиком из однотипных конструкций, даже таких семантически ёмких и экспрессивных, как БСП, - это «испорченный текст», страдающий синтаксическим однообразием и невыразительностью, ибо, как отмечал римский философ Эпиктет, «самое приятное может сделаться неприятным, стоит только преступить меру».)

7. Отредактируйте данный текст, прибегая к помощи синтаксических синонимов !!! Постарайтесь обращать внимание на интонацию.

Что мы сделали на этом этапе занятия? (повторили правила расстановки : и - в БСП, составляли предложения и текст, редактировали текст)

5.2. Словарная работа.

Составьте, используя словарные слова, БСП, содержащие во второй части причину или следствие.

5.3. Анализ текста.

Наиболее частотные ошибки, связанные с постановкой «;», особенно при замене этого знака «,» в таких предложениях, части которых являются нераспространёнными предложениями или предложениями с небольшим количеством второстепенных членов. Осознать функции «,» и «;» и выразительные возможности БС конструкций с этими знаками препинания вам поможет интонационно-смысловой анализ художественного текста.

[Р-з И. Тургенева «Лес и степь»

I.Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. II. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.]

ЗЗЗ: 1) Выразительно прочитает отрывок …

2) Определите к какому типу речи и стилю относится этот отрывок. (художественный стиль, описание)

3) Можно ли разделить текст на смысловые части? Аргументируйте свой ответ. ( текст легко делится на две смысловые части. В 1-й явно ощущается динамика, движение, быстрая смена приятных впечатлений и ощущений автора, которая передаётся прежде всего с помощью глаголов движения (пробираться, бежит…). Описание пронизано радостным светлым мироощущением, которое задаётся первым предложением отрывка. В этой безличной конструкции новая рема (информация) «весело» вынесена в начало, благодаря чему внимание читателя акцентируется именно на этом слове, на него же падает логическое ударение. Это позволяет передать авторское настроение и сообщает описанию радостную, приподнятую тональность.)

3) Почему при чтении текста читатель ощущает себя участником описываемых событий? (Характерно, что при чтении текста читатель ощущает себя участником описываемых событий. Такой эффект достигается при помощи глаголов несовершенного вида настоящего времени)

Каких? (бьют, цепляются, кричат, бежит)

Во второй части текста происходит резкое замедление движения, почти его остановка. Выразительно и лаконично показать смену характера движения и впечатлений автору позволяет 1) использование двух назывных предложений (Вот и лес. Тень и тишина.) Имея чисто описательный характер и отличаясь смысловой ёмкостью, наглядностью и живостью изложения, данные конструкции выполняют в тексте особую функцию: создают образную, видимую картину и придают описанию статичность, зримость и яркость. Наряду с этим номинативное предложение с указательным значением (Вот и лес.) сообщает описанию эмоциональную экспрессивность, желательность; 2) смена характера движения прослеживается и на лексическом уровне: ветки берёз едва шевелятся; дуб стоит. Всё это позволяет читателю вместе с автором спокойно и неторопливо созерцать открывшуюся красоту леса.

ЗЗЗ: 1) Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значение. Как вы думаете, почему в первом БСП границы простых предложений обозначены «,», а во втором – «;»?

[В процессе наблюдения над первой БС конструкцией обращаем внимание на следующие особенности]:

2) Из чего состоит первое БСП? (оно состоит из 4-х простых предложений, описывающих те приятные впечатления (осязательные, зрительные, слуховые: колосья тихо бьют, васильки цепляются, перепела кричат, лошадь бежит), которые автор получает во время езды на беговых дрожках по полю ржи);

3) Как вы поняли, автор может испытывать эти ощущения одновременно? (простые предложения рисуют общую картину, картину радостного весёлого движения, сообщают о впечатлениях, тесно связанных между собой по смыслу);

4) Какова структура простых предложений, входящих в это БСП? (простые предложения в составе БСП имеют сходную структуру: это двусоставные конструкции с прямым порядком следования главных членов (- =);

5) Какова интонация этого предложения? (перечислительная, простые предложения, содержащие перечисление ощущений автора и рисующие общую картину, произносятся с перечислительной интонацией. Этим обусловлен интонационный рисунок данного БСП:

[При наблюдении над вторым БСП в тексте устанавливаем]:

1) Насколько тесно связаны по смыслу простые предложения в составе БСП? ( во всех 3-х простых предложениях, образующих данное БСП, описываются явления, не имеющие между собой непосредственной тесной смысловой связи (статные осины, длинные ветви берёз, могучий дуб), однако, они объединены в одно БСП тематически, поскольку рисуют общую картину великолепия леса, спокойно и неторопливо созерцаемую автором);

2) Какова структура простых предложений, входящих в это БСП? (все 3-и части в этом БСП распространены, структурно разнородны, 2-е предложение осложнено однородными определениями (длинные, висячие), 3-е сравнением (как боец), следовательно, две последние части имеют внутри свои запятые);

3) Какова функция «;» в этом БСП? (части БСП разделены «;», потому что это позволяет читающему легко и точно определить границы между простыми предложениями в сложном, облегчает быстрое и правильное понимание содержания сложной конструкции и придают данному отрывку текста в соответствии с замыслом (эмоциональным состоянием) автора некоторую замедленность, плавность, спокойную тональность. Это проявляется и в интонационном рисунке конструкции:

ЗЗЗ: Проведите стилистический эксперимент:

А) замените БСП в тексте простыми, СПП

Б) замените в БСП знаки препинания наоборот

В) Пронаблюдайте, какие изменения происходят при этом в смысловой и интонационной организации текста? В каком варианте картина целостная, а в каком – отрывочная? В каком варианте изображение более детально? Почему автор использовал именно эти конструкции?

А) замените БСП в тексте простыми. Что изменилось? (утрачивается целостность картины, появляется мозаичность, описание становится фрагментарным, а это не соответствует авторскому замыслу);

Б) замените БСП в тексте СПП. Что изменилось? (утрачивается динамика первой части текста, а при прочтении второй создаётся впечатление, что лес видишь издалека, охватываешь всё целиком, не выделяя деталей);

В) замените в БСП знаки препинания наоборот «,» -«;»(паузы между частями становятся продолжительнее, голос понижается почти до точки, утрачивается динамика описания, и картина как бы застывает, она перестаёт быть радостно-стремительной, весёлой, как в авторском варианте);

Г) замените в БСП знаки препинания наоборот «;» - «,» (появляется динамика, что также не соответствует замыслу автора)

ЗЗЗ: На основании проведённых наблюдений сделайте вывод о выразительных возможностях «,» и «;» в тексте.

(запись в тетрадь БСП с «,» используются в том случае, если необходимо создать динамичное описание, показать движение.

БСП с «;» уместны в статичных описаниях, когда нужно нарисовать целостную картину, показав её во всех деталях, части БСП распространены, структурно разнородны, осложнены, следовательно, имеют внутри свои запятые).

5.4. Закрепление.

ЗЗЗ: 1) Прочитайте отрывок из стихотворения в прозе «Голуби» И.С. Тургенева.

2) Что хотел показать автор? (картину, в которой события стремительно сменяют друг друга)

3) Найдите в тексте БСП, определите их значение. Какова их роль в данном тексте? Как они помогают раскрыть замысел автора?

4) Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

[И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха!

…Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…]

6. Проверка домашнего задания

Сегодня мы выборочно проверим д.з., посмотрим защитный лист, чтобы выяснить, есть ли курсанты, у которых сегодня нельзя брать тетрадь на проверку. Тетради с домашней работой сдают курсанты…

7. Подведение итогов занятия

7.1 Мониторинг качества знаний.

С.Р. Укажите, какой знак препинания нужно поставить между частями БСП.

  1. Тёплым ветром потянуло смолк далёкий гул.

  2. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум вот-вот должен был пройти курьерский поезд.

  3. Дождь кончился туристы двинулись дальше.

  4. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен словно стеклянный вдали ложится мягкий пар тёплый на вид.

  5. Он гость я хозяин.

7.2. Ответ на вопрос

ЗЗЗ: Вернёмся к нашему проблемному вопросу. Так, можно ли входящие в состав этого (…) предложения части разделить «;» ? Почему? (ДА, можно входящие в состав этого предложения части разделить «;», потому что изображается целостная картина, во всех деталях, части БСП распространены, структурно разнородны, осложнены, имеют внутри свои запятые)

Плывут, бегут смутные силуэты холмов и кустарников; с мгновенным глухим рокотом проносятся под колёсами чугунные мостики; в далёких, чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек.

И. Бунин

7.3 Рефлексия.

ЗЗЗ: 1)Что такое БСП? (предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей)

2) Когда в БСП мы ставим «-« и «:»?

3) Когда в БСП мы ставим «,« и «;»?

4) Для чего используются в речи БСП? (для придания тексту динамики, напряжённости, экспрессии)

ЧТО мы сегодня сделали на занятии? (повторили…)

ЗАЧЕМ?(отвечали на проблемный вопрос)

КАК? ( работа с дидактическим материалом, анализ, синтез…)

Ещё М. Бахтин писал, что «каждую грамматическую форму можно и должно осветить с точки зрения заложенных в ней изобразительных и выразительных возможностей, то есть осветить и оценить стилистически».

8. Объяснение домашнего задания

1) составьте, используя словарные слова, БСП, содержащие во второй части причину или следствие;

9. Оглашение итогов.




.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!