СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные глаголы конспект урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:              Урок формирования новых знаний

Цель:             Создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи:         Максимально приблизить учащихся к самостоятельному  получению                        новой информации по изучаемой теме;                        способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;                        выработать навыки работы в парах, в группах, а также навыки                        самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки;                        научить  самостоятельно определять свои знания по изучаемой                        теме, развивать умения  анализировать, сравнивать, формулировать                        вопросы, систематизировать материал на флипчарте;                        воспитывать умения чувствовать красоту слова через работу с текстом. Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и                                                    письмо».

Оборудование: ИКТ,  раздаточный материал, листы оценивания, флипчарты,                              маркеры, учебник русского языка для 6 кл, стикеры, листы                              самооценивания.  Приёмы: индивидуальная работа учащихся на уроке, групповая работа,                   «флипчарт»,  работа в парах.                                                Содержание урока.                                              I. Оргмомент.    1) Позитивный настрой учащихся. (ролик про мотивацию в команде)  2). Приветствие учителя.   Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова греческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Так как нам предстоит работать в команде, мы должны помнить, что от слаженности работы зависит наш успех, поэтому необходимо соблюдать правила, «Золотые правила»: 1. Не отвлекаться на посторонние дела во время работы. 2. Каждый имеет  право высказать своё мнение. 3. Уважать мнение других. 4.Слушать и не перебивать  других, когда они выступают. II. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.  На доске помещены слова: время,  род, падеж, число, склонение, возвратность, вид, лицо, разряд по значению, спряжение. Задание:  Выбрать глагольные категории, указать, какие из них постоянные, какие непостоянные.    Работают  в группе, затем по одному человеку от группы выходят к доске и записывают на флипчарте постоянные категории глагола и непостоянные.                    Постоянные: вид, спряжение, возвратность                   Непостоянные: время, число, лицо. III. Изучение нового материала.         1)Постановка познавательной задачи.    Задание: Распределить заданные на листах и на доске предложения в две группы. Принцип распределения выбрать самостоятельно.             1. Снег почти растаял.             2. Потеплело.             3. Запахло весной.             4. Поздно темнеет.             5. Мы радуемся весне.             6. Птицы весело щебечут. - На какие две группы вы разделили предложения? Обоснуйте своё мнение.           (должно получиться так:  1гр. Предложения с подлежащим и сказуемым.                                                      2 гр. Предложения со сказуемым без подлежащего). - Обратите внимание на предложения, где нет подлежащего. - Что можно сказать об отсутствующем подлежащем? (Подлежащего нет, и не может быть). -  Что обозначают глаголы в этих предложениях? Как они называются? - Чтобы узнать это, предлагаю вам «Зашифрованное послание».         2)Работа в парах. - Перед вами зашифрованное послание. Вы должны расшифровать его. На столах лежат таблицы  со словами. Хотите знать, о чём говорят эти слова?  Обратите внимание, что над каждым словом стоит цифра. Она указывает на то, какую букву вам нужно взять. Расположив нужные буквы по порядку,  вы сможете  прочитать послание. Прочитав послание, вы узнаете , какова будет тема нашего урока.

4

Знобит

5 Чернеет

1

Зеленеет

4

Теплеет

4

Дышится

3

Вечереет

4

 Пахнет

4 Забылось

2 Веет

1

гудело

5 светлеет

2 рассвело

3

загорелось

7

повеяло

5

похолодало

6

опаздывало

 

 

Ученики формулируют тему урока: «Безличные глаголы». IV. Стадия осмысления.     1) Запись темы урока в тетради.     2) Творческое задание (индивидуальное).   -  А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами стикеры, изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

               - Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются.   3). Работа с учебником.    - А что об этих глаголах сказано в учебнике? С281 (правило)

    4) -А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске и на листах).            Игра “Зоркий глаз”.     Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши стикеры. Прикрепите свои стикеры рядом с предложениями, где прячутся безличные глаголы.  Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.                          1. На улице темнело.                          2. Днем ярко светило солнце.                          3. К вечеру похолодало.                          4. В воздухе пахнет  дымом.                          5. Еле слышно журчат ручейки.                          6. Вечером легко дышится.                          7. Я люблю весну.              - Что обозначают эти глаголы?              - Определите форму этих глаголов. (прош. вр. ед. ч. ср. р.; наст. вр. ед ч)

5) Работа с учебником.  Упр. 866. Выписать предложения  с безличными глаголами.   Подчеркнуть грамматическую основу  в этих предложениях. 6) Музыкальная  физминутка. 7) Творческая работа.   На доске проецируется картина художника И. Левитана «Весна. Последний снег».

            

            Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась.

Ф. Тютчев

Ребята, в разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов природы. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения.

Задания: Вам  предстоит  составить текст самим, используя безличные глаголы.

  • попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
  • озаглавьте свою работу;
  • помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека. Начните своё сочинение, используя упражнение 888. (с283)

По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной. Выполненные работы прочитываются в классе

Примерное сочинение. Однажды передо мной во всей своей захватывающей красоте предстал необыкновенный весенний пейзаж. Я увидел изумительно чистые краски весны: ожившие от зимнего сна  деревья, прозрачную гладь реки, нежное в серо-голубых и желто-розовых тонах небо. Вокруг посветлело, потеплело. Везде пахнет свежестью, талой водой. Повсюду, журчит, шумит.  Вдруг резко дунуло и качнуло деревья. Мне  стало радостно и очень захотелось, чтобы поскорее наступило лето.  Стратегия «Авторский стул».  ( Желающие читают свои  сочинения).

VI. Рефлексия.  1) Составление кластера. Вам предстоит на кластере изобразить в виде схемы, всё, что вы сегодня узнали о безличных глаголах. 2) Защита кластеров. Выступления групп. 3) Самооценивание.

Ребятам предлагается оценить собственную  работу на уроке с помощью таблицы.

 №

Внимательно прочитайте утверждения и поставьте знак «+» в одной из граф

 Согласен    (согласна)

 Не согласен (не согласна)

1

Тема урока мне понятна

 

 

2

Я  участвую в выполнении всех заданий

 

 

3

Я могу находить безличные глаголы

 

 

4

У меня всё получалось, я не допустил(а) ошибок

 

 

5

Я допустил(а) ошибки при выполнении упражнения

 

 

6

 Мне было трудно описать картину

 

 

7

Мне надо хорошо разобраться в безличных глаголах.

 

 

8

У меня появилось желание узнать больше о глаголах

 

 

 

4) Оценка эмоционального состояния. - Перед вами смайлики  с разной мимикой выберите тот, который соответствует вашему настроению к концу урока и поместите его на  доске:  в корзину или урну.  Всем спасибо за урок. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!