СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные гласные в корне слова (упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения помогут в отработке темы русского языка "Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова"

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные в корне слова (упражнения)»

«Безударные гласные и

способы их проверки»

Русский язык

Тема «Правописание безударной гласной в корне слова» - одна из самых трудных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допускают ошибки на эту тему. Происходит это из-за незнания лексического значения слов, небольшого словарного запаса, неумения быстро находить корень слова и подбирать родственное слово с ударным корнем.

Данные упражнения не только помогут закрепить изученные темы, но и расширят словарный запас учеников.


1.Прочитайте пословицы об уме и учении. Выпишите слова с безударной гласной в корне, а рядом припишите проверочное слово.

Учить - ум точить.

Повторение — мать учения.

Разум — силу победит.

По платью встречают — по уму провожают.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Какая из данных пословиц вам больше всего понравилась? Как вы понимаете её смысл?

2.Выберите и запишите в левый столбик те слова, которые будут являться проверочными, а в правый столбик запишите слова с пропущенной буквой. Вставьте и подчеркните эту букву.


Каток, катит, к...тается.

Глядели, взгляд, поглядывал, гл...деться.

Скрип, скрипит, скрипка, скрипач, скр...пучий.

Пишет, писал, записная, письма, переписка, зап...сал.

Крикун, крик, кричал, крикливый, закр...чал.


3. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Проверочные слова должны обозначать предмет, признак предмета, признак или действие предмета.


Прямо — (признак предмета)

Свет — (действие предмета)

Зверь — (предмет)

Спешка — (действие предмета)

Плеск — (действие предмета)

Лов — (действие предмета)

4.Выборочный диктант. Выпишите из стихотворений однокоренные слова. Под безударной гласной ставьте точку, а в проверочном слове поставьте ударение.

Если смеются, смеются дети,

Смешным становится

Всё на свете...

Если бы дети на целой планете

Все засмеяться сразу могли,

Вот бы Земля задрожала от смеха!


Я бы в лётчики пошёл-

Пусть меня научат.

Облетаю тучку,

Тучку-летучку,

Белой чайкой паря,

Полетел за моря...

5. Распространите предложения по вопросам. Для этого воспользуйтесь словами для справок. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, устно подберите к ним проверочные.


(Когда?) идут (какие?) дожди.

(Какие?) рельсы пролегли (где?, где?, где?).

(Как?) охраняют пограничники (какие?) рубежи.


Слова для справок: прол...вные, ос...нью, ст...льные, м...рские, в г...рах, в ст...пях, в пустынях.


6. Работа с корнем -смех-

Послушайте отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Выпишите однокоренные слова к слову смех, а затем слова, близкие по значению к этому слову.

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Очень уж смешной заяц!


Определите в каком тексте слова смеяться и хохотать стоят в прямом значении, затем те тексты, где эти слова стоят в переносном значении.


- А вот и верба у колодца

Распустилась и смеётся.


- В цирке дети весело смеялись.

- Колокольчик громко плачет,

И смеётся, и грустит.

- Визжат и хохочут ребятишки, купаясь в прозрачной воде.


Какими близкими по значению словами можно дополнить ряд: хихикать, смеяться, хохотать?

Запишите их в порядке возрастания действия.

7. Работа с корнем –лет-.


Прочитайте слова с корнем –лет- и определите, сколько здесь родственных слов.

Полёт, летучая, лето, летательный, лётный, летний, летающая.

Запишите словосочетания с подходящими по смыслу словами из скобок.


Летучая, летательный, лётная (аппарат, форма, погода, мышь)

8. Спишите слова вставляя пропущенные буквы. Припишите к ним проверочные слова из скобок.

Ш…ги - (шаг, шагать)

М…сты – (мостик, мост)

Сл…за – (слёзный, слёзы)

П…скливый – (писк, пищит)

Т…нистый – (теневая, тень)

9. Спишите, вставляя безударные гласные. Запишите в скобках проверочные слова. Устно объясните, каким способом вы проверяли написание безударной гласной.

Ст…ит хороший зимний день.

Яркий снег сл…пит гл…за.

Ож…ла л…сная п…ляна.

Прил…тели сн…гири, с…нички, др…зды.

На с…сне по…вился пёстрый дятел.

10. Объясните названия предметов путём подбора родственных слов.

Г…стиница, ст…ловая, л…нейка, в…ренье,

в…ршина, сн…говик.

11. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Спишите, объясняя написание пропущенных букв.

Не сп…ши языком – тор…пись делом.

Не дал слова – кр…пись, а дал – д…ржись.

12. Напишите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какие?

Дождь - …дни

Лес - …жители

Сталь - …рельсы

Зверь - …тропы

Лось - …следы

Цвет - …карандаш

Ночь - …поезда

Объясните правило и способ проверки.


13. Замените предложение одним словом. Запишите это слово.

Как можно проверить его написание?

Хвойное дерево с длинными иглами. (сосна)

Отверстие в стене дома, закрытое стёклами. (окно)

Огородное растение с длинными зелёными плодами, которые употребляют в пищу.

(огурец)

Какое слово оказалось лишним, почему?

(огурец – слово из словаря)


зайчихи. Очень уж смешной заяц!