Цели:
Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
Учить наблюдению за поведением животных.
Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Планируемые результаты экскурсии:
Личностные:
• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;
• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;
• интерес к исследовательской работе.
Метапредметные:
а) Регулятивные:
• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,
• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.
б) Познавательные:
• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• анализ и синтез, выведение следствий;
в) Коммуникативные:
• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Предметные:
• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;
• характеризовать осенний месяц;
• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,
• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,
• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,
• расширить кругозор детей,
• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, инструкционные карточки .
Орг. Момент
Приветствие и проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?
Синоптики занимаются решением задачи краткосрочного прогноза погоды, - Какое сейчас время года? А какой месяц? (Осень)
- А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный?
- Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего?
- Ребята, а есть ли сегодня ветер?
- Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой.
- Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы?
- Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
- Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны.
Сообщение и постановка целей.
Наш урок я хочу провести в необычной форме. В форме виртуальную экскурсии. Мы с вами уже вспомнили некоторую информацию об осени. Исходя из этого, как вы думаете, как будет называться наша экскурсия? Верно, наша экскурсия будет называться «Осенние изменения в природе»
Как вы думаете, для чего мы отправляемся в экскурсию?
Какова цель экскурсии?
вспомнить и закрепить всю информацию о таком времени года, как осень.
Познакомиться с некоторыми фактами об осени.
Нам нужен маршрутный лист, который поможет нам перемещаться и вспоминать информацию постепенно.
Экскурсия
Ребята, а знаете ли вы, как называли осенние месяцы в старину?
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.
Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Сделаем вывод: осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Их народные названия отмечают изменения в природе, рассказывают о важнейших трудах человека.
И следующая наша станция – природные явления осенью.
Ребята, как вы понимаете, что лето прошло и наступила осень? По каким признакам?
Сделаем вывод: Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, лодостав – это осенние явления в неживой природе.
А что происходит с животными осенью?
Верно, некоторые животные готовятся впасть в спячку, птицы улетают на юг.
Отлично, ребята.
Прежде, чем отправиться на следующую станцию, мы с вами разомнемся. Вставайте все из-за пар так, чтобы не мешать друг-другу.
Включаю видеофизминутку.
Хорошо, присаживайтесь на свои места.
И следующая наша станция: осенние праздники.
Какие осенние праздники вы можете мне назвать?
Капустник и свадебник. Какой это месяц? Верно, октябрь.
С конца сентября начинались капустенские вечёрки, они длились две недели. В эту пору, говорили в народе, первая барыня – капуста! В каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так и помогали друг-другу.
Кто-нибудь знает, когда отмечается православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы? Этот праздник отмечается 14 октября. В день Покрова следили: если выпадет снег, будет много свадеб. В этот праздник заканчивались осенние хороводы и начинались посиделки – совместная работа в избах с песнями и играми. После Покрова игрались свадьбы. Поэтому октябрь в народе и называли свадебником.
Сделаем вывод: В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.
Первичное закрепление
Ребята, а для того, чтобы вы это еще лучше усвоили мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу. Для этого окройте карточку под №1.
1) Перечисли народные названия данного месяца.
Октябрь в народе называли…
2) Назови осенние природные явления.
Осенние явления в неживой и живой природе:
3) Перечисли осенние праздники.
Осенние праздники:
4) Опиши один из осенних праздников.
На выполнение данного задания у вас 10 минут.
Подведение итогов, рефлексия
Где мы сегодня были? (на экскурсии)
Что нового мы узнали? (про осенние месяцы)
А теперь посмотрите на слайд и закончите фразу