БИНАРНЫЙ УРОК
ТЕМА УРОКА: Ремонт цилиндро-поршневой группы и кривошипно- шатунного
механизма
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБУЧАЮЩАЯ - закрепление полученных знаний по предметам «Устройство
и ремонт автомобиля», «Инженерная графика», «Метрология,
стандартизация и сертификация»
2. РАЗВИВАЮЩАЯ - развитие умения анализировать, обобщать и применять
знания, полученные по комплексу изучаемых дисциплин
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание аккуратности, исполнительности, умения
работать в коллективе, чувства гордости за избранную
профессию
ТИП УРОКА: применение знаний и умений
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: групповой опрос и решение производственных задач
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник И.А.Иванов и др. «Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте», учебник Ф.И.Пуйческу «Инженерная графика», учебник С.К.Шестопалов «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легкового автомобиля», узлы цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, измерительные приборы, справочная литература, презентация к уроку с иллюстрационным материалом.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: приветствие, проверка наличия студентов на занятиях.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА:
1 преподаватель. Итогом обучения учащихся является подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Достичь этого можно только тогда, когда обучающиеся могут применять полученные знания в комплексе.
Целью нашего урока является:
показ достигнутых результатов в изучении предметов «Устройство и ремонт автомобиля», «Инженерная графика» и «Метрология, стандартизация и сертификация»,
умения студентов анализировать, обобщать и применять знания, полученные по комплексу изучаемых дисциплин,
умение коллективно решать поставленные задания.
Урок будет проходить в форме деловой игры. Для этого мы разделимся на три звена. Каждое звено получит свое задание. Для оценки выполненных заданий создаем жюри в составе трех человек.
При проведении опроса также будет оцениваться работа каждого звена. Какое звено первым поднимет руку, получает право ответа.
3. ОСМЫСЛИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ:
ПЛАН УРОКА
2 преподаватель.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Раздел 1.
2 преподаватель. Посмотрев предложенную презентацию давайте вспомним:
1. Из каких деталей состоит цилиндро-поршневая группа и кривошипно- шатунный механизм?:
Как устроен коленчатый вал и шатун?
1 преподаватель. А теперь обратим внимание на чертеж цилиндро-поршневой группы и кривошипно- шатунного механизма:
Скажите, какие на чертеже изображены детали
Коленчатый вал поз.2
Шатун поз.5
Поршень поз.4
Палец поз.3
Втулка поз.1
Гильза цилиндра поз.6
Обратите внимание как соединяются между собой детали и какие детали образуют соединения?
Палец поз.3 - втулка поз.1
Втулка поз.1 - шатун поз.5
Палец поз.3 – поршень поз.4
Поршень поз.4 – цилиндр поз.6
Шатун поз.5 – коленчатый вал поз.2
3. Каким может быть характер соединения деталей?
Соединения деталей могут образовывать:
- посадку с зазором
- посадку с натягом
- посадку переходную
4. Где на чертеже обозначены посадки?
Палец поз.3 – поршень поз.4
Поршень поз.4 – цилиндр поз.6
Шатун поз.5 – коленчатый вал поз.2
5. Что обозначает условная запись посадки?
Цифра обозначает номинальный размер посадки, т.е размеры деталей условно называемых «отверстием» и «валом».
В числителе поле допуска «отверстия» (Н7)
В знаменателе поле допуска «вала» ( n6)
6. В какой системе выполнена посадка?
В системе вала посадка - Палец поз.3 – поршень поз.4
В системе отверстия посадка - Поршень поз.4 – цилиндр поз.6
Шатун поз.5 – коленчатый вал поз.2
7. Как можно определить тип посадки, который задан на чертеже?
Посадку можно назначить по таблицам, которые рекомендуют выбор посадок, или путем расчета, который заключается в следующем:
- по условному обозначению полей допуска «отверстия» и «вала» по таблицам определяем предельные отклонения соединяемых деталей;
- рассчитываем предельные размеры «отверстия» и «вала»;
- определяем полученные зазоры и натяги;
- затем определяем тип посадки
Раздел 2.
2 преподаватель. Неисправности цилиндро-поршневой группы и кривошипно- шатунного механизма и их определение:
1. Закономерности изменения технического состояния деталей?
Обкатка
Основная эксплуатация
Повышенный износ
2. Причины изменения технического состояния цилиндро-поршневой группы и кривошипно- шатунного механизма:
Трение
Нагрев
Химические преобразования
Предельная частота вращения коленчатого вала
Знакопеременные нагрузки
3. Признаки износа деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно- шатунного механизма:
Потеря мощности
Повышенный расход картерного масла, топлива
Повышенное содержание СО3 (угарный газ) в отработанных газах
Раздел 3.
1 преподаватель. Давайте определим порядок проведения ремонта (составим общую схему):
1. Определение предельных размеров по чертежу для соединения - РАСЧЕТ.
2. Определение действительных размеров деталей соединения – ИЗМЕРЕНИЕ.
3. Принятие решения об использовании деталей соединения для дальнейшей эксплуатации.
4. Вид ремонта.
4. Практические работы.
Задания для проведения ремонта:
1 - Ремонт соединения «гильза цилиндра – поршень»
2 - Ремонт соединения «палец – поршень»
3 - Ремонт соединения «шатунная шейка коленчатого вала – нижняя головка шатуна»
Подготовлены три рабочих места, на которых находятся узлы цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма согласно задания, мерительный инструмент. Студенты внутри звеньев делятся на группы: одни производят необходимые расчеты по нормативным данным, вторые производят практические измерения, определяя действительные размеры деталей, входящих в соединение. После этого сравнивают полученные данные и заполняют карту ремонта, где дают заключение о необходимости и виде ремонта.
Члены жюри проводят оценку ответов и действий студентов и заполняют оценочные листы.
4. ИТОГ УРОКА: подводятся итоги урока.
4